Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование сукцессивного анализа и синтеза.
Сукцессивные процессы необходимо развивать с опорой наследующие виды восприятия: - На основе зрительного восприятия (виды упражнений рассматриваются в процессе формирования операции сериации). - На основе речеслухового восприятия и оперативной речеслуховой памяти. Для этого используются следующие виды заданий: 1. Задания на восприятие и воспроизведение ритма, 2. Последовательное рисование геометрических фигур (пробы Рея). Детям предлагается нарисовать геометрические фигуры по речевой инструкции: а) нарисовать квадрат, внутри квадрата - круг, в кругу - крестик; б) нарисовать круг, выше и ниже нарисовать квадрат, заключить все в треугольник, затем все фигуры поместить в круг. 3. Повторение серий слов и цифр с постепенным увеличением объема ряда. 4. Воспроизведение автоматизированных рядов (времен года, месяцев в году, дней недели, частей суток). 5. Повторение предложений. Речевым материалом при выполнении этих упражнений служат наборы слов и предложений в нескольких вариантах. Сначала предлагаются слова с конкретным значением, хорошо знакомые детям, затем слова с абстрактным значением. При более сложных нарушениях дети заучивают слова с опорой на зрительное восприятие. Называя слова, педагог демонстрирует соответствующие картинки. - В процессе формирования временных представлений (виды заданий описаны при изучении темы «Формирование сенсомоторных (гностико-практических) функций» в разделе «Развитие временных представлений». - В процессе развития вербально-логического мышления. Используются следующие виды заданий: 1. Задания на составление серий сюжетных картинок. Цель этого вида заданий заключается в развитии у детей смыслового программирования и умения последовательно пересказывать содержание составленного сюжета. Выполнение заданий включает несколько звеньев: раскладывание картинок в логическом порядке; выяснение причинно-следственных связей; пересказ текста по предметным картинкам с определением последовательности наблюдаемых действий; словарные упражнения. В ходе занятия проводится работа над лексикой: уточняется обозначение действий (глаголы), определение качества действия (наречия), определение признаков предмета (прилагательные), обозначение пространственно-временных отношений с помощью предлогов и наречий. Проводится работа над логико-грамматическими конструкциями. 2. Включение сюжетной картинки в серию. Детям предлагается неполная серия сюжетных картинок. Одна из картинок располагается отдельно. Дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинки, на них изображен один случай. Одна из картинок случайно выпала из этого ряда. Куда ее надо положить?» При затруднении педагог вместе с ребенком устанавливает логическую связь, подводит его к правильному выполнению задания. Далее ребенок формулирует смысловое содержание в вербальном плане. Обращается внимание на точность употребления слов и правильность грамматических конструкций. Правильность выполнения этого вида заданий отрабатывается на материале разных сюжетных картинок. 3. Расположение изображений предметов в заданной последовательности (с использованием картинок). Детям предлагаются картинки с изображением, например, дедушки, папы, девочки-школьницы, мальчика-дошкольника. Педагог задает вопросы: «Кто старше? Кто самый молодой? Кто самый старший?» Затем дается инструкция: «Разложите картинки в такой последовательности: сначала самый молодой, затем все старше и старше». Правильность выполнения задания дети проверяют следующим образом: на обратной стороне картинок находятся полоски разной длины: самая длинная — дедушка, короче — папа и т. д. Этот материал используется для формирования умения понимать и правильно употреблять логико-грамматические конструкции. По аналогии проводятся игры «Кто веселее?», «Кто сильнее?», «Кто быстрее?». 4. Нахождение числа в ряду других чисел. Детям предлагается последовательный ряд чисел по принципу их увеличения или уменьшения с одним пропущенным числом (2, 3, 4, 6 и т. д.; 22, 24, 26, 30 и т.д.). Следует назвать, какое число пропущено, или вставить карточку с отдельно написанным числом в ряд чисел, т. е. найти место числа. 5. Нахождение чисел натурального ряда в определенной последовательности среди разбросанных на листе изображений чисел и геометрических фигур. Формирование симультанного анализа и синтеза. Переход от сукцессивного к симультанному способу опознания объектов имеет место на всех этапах умственной деятельности, в том числе и математической деятельности. Формирование симультанных процессов осуществляется поэтапно. 1. Выполнение упражнений на невербальном материале. На этом этапе развитие симультанного анализа и синтеза осуществляется в тесной связи с формированием пространственного восприятия и пространственного мышления. Детям предлагаются следующие виды заданий: подбор парных карточек с геометрическими фигурами разного цвета; складывание разрезанных на части фотографий, предметных и сюжетных картинок; дополнение цветных матриц Равена; конструирование кубиками Кооса; выкладывание куба Линка; составление сюжетных картинок из кубиков; выкладывание узоров мозаики; конструирование игрушек из деталей; деление геометрических фигур (квадрата, круга) на 3, 4, 5 равных частей. 2. Выполнение заданий в речевом плане. Первый вид заданий - выявление сходства и различия сюжетных картинок. Детям предлагаются две сюжетные картинки. Дети должны сравнить их, найти сходство и различие. Перед выполнением задания уточняется значение слов «различие», «сходство», «признак». Затем дается инструкция: После уточнения различий предлагается найти и назвать сходство. Название сходства является более сложным для детей, поэтому в ряде случаев необходима помощь. Аналогичным образом используются другие сюжетные картинки. Второй вид заданий - определение сходства и различия картинок, отличающихся временными признаками: временем года, временем суток. Детям предлагаются четыре картинки «Времена года», на которых изображен один и тот же сюжет в различное время года. Выполнение задания усложняется, потому что предлагаются для сравнения четыре сюжетные картинки. Кроме того, в процессе определения различия и сходства необходимо подвести ребенка к формированию обобщений и новых понятий. Третий вид заданий — анализ картинок с нелепым сюжетом. Это задание является более сложным, так как его выполнение зависит не только от зрительного восприятия, но также от жизненного опыта ребенка. Педагог предъявляет картинку и объясняет ее содержание следующим образом: «Веселый художник нарисовал смешную картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на картинке нарисовано неправильно». При этом большое внимание уделяется воспроизведению сложноподчиненных предложений, включающих союз «потому что», т. е. придаточным причины.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 460. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |