Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Методологический раздел программыСтр 1 из 2Следующая ⇒
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
Программа социологического исследования по курсу:
«Методология и методика социологического исследования»
На тему: «Отношение молодежи современного российского общества К субкультуре скинхедов»
Студента 2 курса Группы СОЦ-ДБ-2-2 Иванова И.М. Научный руководитель: Фомичева Т.В., К.с.н, доцент
Москва
2012г. ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Методологический раздел программы 1.1.Обоснование актуальности исследуемой проблемы.Движение скинхедов зародилось в Великобритании в 60-70-х гг. двадцатого века, «достигнув» нашей страны к 90-м гг. В последние годы явление скинхедства стало повседневным и в российской действительности. Социологи относят скинхедов к разновидности социально-неприемлемых молодежных субкультур. Если раньше о данной молодежной группировке знали лишь понаслышке, то за последний год, благодаря актуализации внимания СМИ на ее деятельности, о скинхедах говорят, об их существовании знают. Естественные вопросы, которые обсуждаются в обществе в этой связи: откуда они взялись, кто они, кто за ними стоит, чем грозит обществу существование скинхедов? Материальные предпосылки возникновения субкультуры скинхедов обнаруживаются в относительном ухудшении положения рабочего класса во второй половине 60-х гг. Этот упадок особенно остро чувствовали именно молодые и малоквалифицированные рабочие. Часть из них выбрала «естественную» их положению субкультурную форму, которая представлялась им ближе к настоящей рабочей культуре. Социальной базой объединения скинхедов стали и остаются преимущественно представители рабочего класса с низким материальным достатком. Они осознают ограниченность своих ресурсов для изменения собственного социального статуса. Еще одна особенность движения – формирование по территориальному признаку. Стиль скинхедов предполагает стандарт внешнего вида – бритая голова, черная короткая куртка (милитари), облегающие джинсы, армейские ботинки. Вся эта одежда была чрезвычайно функциональна, ориентирована на уличную драку: за бритую голову не ухватишься, в армейских ботинках удобно бить и убегать. По мнению исследователей, этот стиль отражал именно те ценности, которые важны для этой группы: сильный мужской дух, шовинизм, пуританство и рабочий коллективизм. 1.2. Проблемная ситуация.Подавляющее большинство скинхедов не имеют понятия об идеологии, а лишь являются носителями ценностей и популяризаторами стиля скинхедов. Применительно к российским скинхедам уместнее говорить не об идеологии, а о наборе ценностей и стереотипов, копировании стиля западных скинхедов. Более или менее связная идеология присуща лишь той части скинхедов, которая находится под влиянием политических партий националистического толка. Однако и в этом случае эта группа остается по преимуществу угрозой общественного порядка, а не сколь-нибудь значимой политической силой. В связи с последними крупными выступлениями»бритоголовых» на Царицынском рынке, в Ясеново, погромом во время просмотра матча Чемпионата мира по футболу на Манежной площади проблема движения скинхедов стала более актуальной, острой, болезненной, требующей ее детального изучения и понимания. По оценкам на начало 2002 года, численность скинхедов в Москве составляет от 2-3 тысяч (данные МВД) до 10-15 тысяч (по мнению журналистов и независимых исследователей). Группы по несколько тысяч человек есть в Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге; меньшие группы (от нескольких десятков до нескольких сотен) действуют в Ярославле, Калининграде, Твери, Воронеже, Пскове, Иркутске, Самаре, Ижевске и других городах. Многие бритоголовые подражают западным скинхедам только в облике и манере поведения, не перенимая в полной мере идеологию. Еще меньше скинхедов, входящих в сколько-нибудь структурированные организации. Например, на вопрос о численности скинхедов в городе один из лидеров питерских бритоголовых ответил: «Тех, кто строго придерживается идеи, около двухсот. А сочувствующих, фанатеющих от идеи, тысячи две-три. Одни ходят на футбол, другие любят музыку. Крупнейшие организации скинхедов в Москве – «Объединенная бригада 88» («88» - это принятая в неонацистских кругах зашифрованная аббревиатура от Heil Hitler!, по порядковому номеру буквы Н в латинском алфавите), «Русское отделение Blood & Honor», «Легион Русская атака». С бритоголовыми активно работают праворадикальные партии и движения: Народная национальная партия Александра Иванова-Сухаревского, Партия свободы Юрия Беляева, осколки Русского национального единства, отчасти - Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова, а также различные мелкие группировки типа движения «Русский хозяин» Александра Червякова, Партии «Национальный фронт» Илья Лазаренко, движения «Русское действие» Константина Касимовского[1]. Конечно, скинхеды ни в коем случае не являются антифашистами, однако они и не нацисты в самом строгом и буквальном значении этого слова. Глупо все время оглядываться назад, когда мир стал радикально иным. Посмотрим, в чем скинхеды сделали шаг вперед, какие ошибки нацистов (членов НСДАП) они учли и исправили. Отличия скинхедов от нацистов (А. Иваненко)[2]
В.М. Филиппов, министр образования России, (1998-2004), доктор физико-математических наук: «Скинхеды- только верхушка айсберга. Я думаю, что скинхеды - это частный вопрос. И хотя именно студенты Университета Дружбы народов (РУДН), который я возглавлял, чаще всего подвергались нападкам, проблема явно раздута. И все же проблема существует. Но ее не решить, если браться за это наскоками, бессистемно. 8 лет назад вокруг нашего Университета начался нездоровый ажиотаж. Тогда здесь училось много студентов из Африки, и на этом основании университет объявили рассадником наркоманов чуть ли не всей России. А ведь жизнь подтвердила нашу правоту: это проблема общественная, а не одного вуза. В.А. Гущин, начальник отдела по работе с неформальными молодежными объединениями государственного учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних»- «Рост числа скинехедов на совести СМИ». Корреспондент: С чем вы связываете такой заметный рост численности движения скинхедов? В.Г.: «На мой взгляд, это главным образом «заслуга» СМИ. Ведь посмотрите, что получается. Молодому человеку, по сути, предлагается только один алгоритм социального протеста. При этом совершенно не играет роли, как и что о скинхедах говорят, главное, что они у всех на слуху, и подростку становится все проще идентифицировать себя именно с ними, тем более, что внешняя атрибутика достаточно проста для воспроизводства: высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, зачастую фашистская свастика. А вот хоть какая-нибудь идеология к этой «спецодежде» прилагается крайне редко. Разве что незатейливая мысль о том, что «все решается физической силой»[4]. 1.3. Основное противоречие проблемы заключается в необходимости со стороны государства обеспечить толерантное отношение общества ко всем социально-демографическим группам, проживающим на территории России и невозможностью гарантировать государством отсутствие конфликтов, всплесков социальной напряженности в обществе. 1.4. Цель исследования:Выявить отношение современной российской молодежи к субкультуре скинхедов. Задачи исследования 1. Определить, как возраст респондентов влияет на отношение к субкультуре скинхедов? 2. Выявить, кто более одобрительно относится к скинхедам юноши или девушки? 3. Определить, как степень образованности респондентов влияет на отношение к скинхедам? 4. Выявить, как род занятий респондентов влияет на отношение к скинхедам? 5. Выявить уровень информированности по проблеме субкультуры скинхедов и их идеологии? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |