Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.Стр 1 из 31Следующая ⇒
Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззрение-совокупность взглядов на мир в целом, на место в нем человека и его отношение к этому миру. Структура мировоззрения: • познавательный компонент, базирующийся на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д.; • ценностно-нормативный компонент, включающий в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения, формирующие жизненную позицию человека, его отношение к окружающему миру; • морально-волевой компонент (убеждения); • практический компонент – реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Типы мировоззрения: • Мифология является исторически первым типом МВ, формирующийся на ранних стадиях развития общества; • Религия основывается на вере в «сверхъестественное», признании главенствующей роли сверхъестественного начала в мироздании и жизни людей; • Философия отличатся ориентацией на рациональное объяснение мира, характеризуется стремлением теоретически обосновать действительность. Место философии в системе культуры. Функции философии. Культура- это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. -Мировоззренческая функция(дает людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана). -Культурогенная функция(выявляет и формирует универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия, отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, Выполняет важную критическую функцию, вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей). -Интеграционная функция(объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему.). – методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); – прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); – критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); – аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); – социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению). Возникновение философии. Материализм и Идеализм, как основные направлении в истории философии. Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. (VIII–II вв. до н. Э). В это время в разных частях света –набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.Человек в этот период становится настоящей личностью – одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании. Философия зародилась в очагах цивилизации: – Древней Индии;(Шакьямуни) – Древнем Китае;(Лао-цзы; Кун-цзы;) – Древней Греции;(Анаксимен, Анаксимандр) – Древнем Риме. Мировоззрение может быть: идеалистическим;материалистическим. Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга. Научное философское направление, противоположное идеализму. Философский Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи. В истории философии Материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой.Материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Первые учения Материализм появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих об-вах древн. Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и др. наук. Заслугой древнегоМатериализм было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.Философское направление, противоположное маетриализму.Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом Идеализмабсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители Идеализм, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем. Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного ИдеализмПлатона, свойственная древн. Идеализм вообще,- тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии. Индийская философия – одна из наиболее древних философий в мире. История индийской философии делится на следующие периоды: Ведийский период (XV-VII вв. до н.э.) Эпический период (VI в. до н.э. – II в. н.э.) Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех направлений: 1 Школы, отрицающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака-локаята) – VI в. до н.э.; 2 Школы исповедующие теоретические части Бхагавадгиты и поздние упанишады – V-IV в. до н.э.; 3 Школы, признающие авторитет Вед и в большей или меньшей степени опирающиеся на их тексты (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя) – III в. до н.э. – II в. н.э. В этих школах начали разрабатываться классические индийские философские системы. Веды: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний). Книги Ведсамхиты (гимны в честь богов), брахманы (ритуальные предписания) ,араньяки (наставления лесным отшельникам), упанишады (тайное знание, философия; в дословном переводе – «сидеть около у ног учителя) Философские идеи Упанишад • Брахман – это объективное сверхличное духовное начало космоса, универсум, абсолют, первооснова (субстанция). • Атман - это универсальное сознание, субъективное выражение Брахмана. Сансара - «колесо жизни», череда рождений и смертей Карма – закон воздаяния Мокша – избавление души от круга перерождений Нирвана – чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания Основные идеи • душа, тонущая в "океане сансары", стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы) , которые являются частью "сети сансары". • Поскольку человек смертный, то и все, что его окружает, имеет преходящий характер. Другими словами, "бытие в мире" призрачно, иллюзорно. Оно - майя, его познание бессмысленно, ибо оно преходяще. Такая мировоззренческая установка формировала и соответствующее отношение к миру. Джайнизм Согласно джайнизму сущность человека дуалистична. Составляющие ее материальный и духовный компоненты связаны кармой. Соединение тела и души узами кармы приводит к возникновению конкретного индивида. В процессе своей последующей жизнедеятельности этот индивид может контролировать состояние материального компонента своей сущности и управлять им. Этика джайнизма опирается на три принципа: • правильное понимание мира и своего места в этом мире, • правильная вера • правильная жизнь. • Целью является личное спасение Буддийская философия • жизнь есть страдание (дукха); • причина страданий – желания, жажда жизни, жажда смерти, жажда удовольствий; • чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (жажды); • чтобы избавиться от желаний надо следовать путём Будды. • 5. Особенности древнекитайской философии • Специфика древнекитайской философской традиции во многом определялась особенностями цивилизационного развития древнего Китая. • Характер китайского философского мышления нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. Отдельные иероглифы отображают понятия, которые меняются в зависимости от записанных рядом с ними знаков. • В Китае философия является мудростью жизни. Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой, быть добродетельным и благополучным, но не стремится логически обосновывать посылки собственных рассуждений. Обоснование достигается другим путем, посредством ссылки на авторитет наследия, волю Неба и деяния предков. • Религиозность: Китайцы поклонялись Небу как безличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное начало мира, и основанном на ней поклонении божеству, древние китайцы почитали символизируемый Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. • В философской традиции Китая доминировала социально-политическая и этико-педагогическая проблематика. Философы стремились к практической реализации собственных концепций. Они пытались посредством своих учений влиять на государственную власть и систему воспитания китайского общества. • 6. Даосизм и конфуцианство • Главное отличие даосизма от конфуцианства состоит в отношении к природе человека. Хоть оба течения и были уверены в необходимости изменений для достижения совершенства, понятия идеала были различными. Конфуцианцы полагали, что истинной природой человека является его доброе начало, гуманность. Поэтому совершенствование с их точки зрения должно быть направлено на воспитание в себе гуманного начала и подавление злого и животного. • В конфуцианстве личное благо стояло гораздо ниже общественного. Идеал последователей учения – идеальное умение контролировать свои эмоции, поступки и мысли. Достигалось это сначала путем усвоения норм поведения в обществе, а затем методом самонаблюдения и искоренения всех нежелательных проявлений. • В даосской традиции осуждалась борьба с собой, вместо этого следовало стремиться к достижению состояния покоя и отстраненности, предоставляя потоку сознания двигаться по собственной воле. • Обобщив, можно сказать, что различие между конфуцианством и даосизмом в способе совершенствования личности. В первом случае добродетели насаждались извне, давая ориентиры для дальнейшего развития, а во втором – все условности отбрасывались для раскрытия истинной сущности человека, которая совершенствовалась по мере познания общих вселенских законов. • 7. Учения раннегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Проблема первоначала. • Фалес: • Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса(ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. • Божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. • Анаксимандр: • После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр(ок. 610 — 546 гг. до н.э.). • В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. • По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне. • Анаксимен: • Последним известным представителем Милетской школы былАнаксимен(ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). • Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. • Основные проблемы и философский образ первоначала. С первого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? – был центральным вопросом, которым задавались античные философы. Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы. • В V веке к Греции появляются первые платные учителя «мыслить, говорить и делать», а на самом деле, побеждать в любом споре, даже защищая слабую сторону – софисты. Истина не интересовала их – только победа в споре была главной целью. Они вели странствующий образ жизни, а потому их мысли, догмы, умозаключения охватывали большое количество людей. • Теоретико-познавательные взгляды Аристотеля. «Все люди от природы стремятся к знанию» - так начинается его книга «Метафизика». Существует четыре ступени познания, перехода от чувственного восприятия к познанию принципов. Первая, можно сказать, самая примитивная – чувственное восприятие, то, что мы ощущаем физически, благодаря нашим органам чувств, но общего органа для восприятия нет. Восприятия суммируются, повторяются, переходя уже в опыт. Аристотель считал опыт очень важным в познании, потому что «тот, кто владеет понятием, а опыта не имеет, тот часто ошибается». Третья ступень – искусство, доступная тем, кто знает не только общее, но и причины. А последняя ступень – ступень наук, где, в свою очередь, высшая – философия. • Скептицизм – направление в гносеологии, которое проводит мысль о недостоверности любого знания. Скептики подводили итог тому, что было сказано и искали основание для этого. Они не отрицали существование истины, а склонялись к тому, что её невозможно доказать. В отличие от софистов скептики – более «чистые» философы, их интересовала истинность вопроса, а не победа в споре в любом случае. Но так как однозначно истина не может быть доказана, они ставили всё под сомнение. Крайний скептицизм утверждал, что из двух противоречащих суждений ни одно не достоверно, и если противоположного данному суждению нет, то его надо изобрести, - это и является искусством скептика. Умеренный же скептицизм или пробабилизм утверждает, что истина более или менее вероятна, из двух противоречащих суждений одно более или менее истинно, чем другое. • Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. • На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. • В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. • - переход от аграрного производства к ремеслу; • - развитие торговли со странами Востока; • - расцвет городов как центров культуры; • - возникновение полиса и переход к демократии; • - духовная свобода, ни одна религия не стала идеологией. • • 9. Классический этап античной философии. • Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н. э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства — полисы. • Сократзавершает натурфилософию и открывает первые страницы философии человека. Сократ полагает, что объектом пристального внимания должны быть человек и его деяния, а потом все остальное. Исходный тезис его философии: "Познай самого себя". • Обратившись к человеку, Сократ завершает натурфилософию. Восприняв от предшественников элементы диалектики, он доводит ее до искусства проникать в сущность человека и его дел. Метод "майевтики" Сократа нацелен на рождение истины. Исходным принципом майевтики является положение: "Я знаю, что я ничего не знаю", а посему нужно искать и помнить, что самое большое невежество считать "будто знаешь то, чего не знаешь". • Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до н. э.). Платон основатель идеализма. Теория идей. В основе мира лежит абсолютное царство идей и оно находится в нечеловеческого разума – трансцендентально. Идеи располагаются в определенном порядке, самые высшие идеи это – нравственные идеи (благо, справедливость, мужество, добро, истина), низшие идеи – идеи чисел, идеи вещей, идеи родов и видов. Каждой вещи соответствует идея. Вещей много, а идея одна. Идея обозначает общее и образцовое в вещах. Вещь не может содержать истину. Множество не дает истину. Идея содержит истину. Может ли человек познать истину? Человек – это душа и тело. Душа когда то прибывала в истинном царстве идей, а потом перешла в тело. Мир человеком не может быть познанным до конца. Мнение это не знание. Знание доступно Богам. «Миф о пещере» люди закованные в темной пещере стремятся к свету, где тени, тени идей. • Классический период философии античности продолжает Аристотель(384-322 до н. э.). Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. • Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. • Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». • 10. Теоцентризм средневековой философии. Этапы развития средневековой христианской философии. • В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.). • Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. • Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С. Ф. • Этапы развития средневековой философии: • Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одниЯЛз стержневых в философской антропологии. 11.Средневековая философия мусульманского Востока и ее социокультурные предпосылки 12.Основные направления исламской философии
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |