Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Состав и порядок формирования.
Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства - его беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу. Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" (1997) и подразделяются на: 1. общие полномочия; 2. полномочия в сфере экономики; 3. полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики; 4. полномочия в социальной сфере; 5. полномочия в сфере науки, культуры, образования; 6. полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды; 7. полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; 8. полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности; 9. полномочия в сфере внешней политики и международных отношений; 10. иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или должностным физ. лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой). Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Президент РФ Б. Н. Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требует закон). Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия. Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также ответственны перед Президентом РФ, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявлял выговоры заместителям. Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось выше, вотум недоверия только тоГД а имеет юридическое значение, коГД а он внесен дважды в течение трех месяцев. Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд. Прекращение полномочий Правительства РФ. Существуют различные основания прекращения полномочий Правительства РФ, в том числе: 1) оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день поступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур; 2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет его Председатель. 3) решение об отставке Правительства может принять Президент РФ по своей инициативе, что означает увольнение Правительства в отставку. Президент РФ отправляет в отставку премьер-министра, но это означает увольнение всего Правительства; 4) Правительство может быть уволено Президентом РФ в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от общего состава). Президент РФ обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Распускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя; 5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе его Председателя. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства означает отставку Правительства. Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно продолжает действовать до формирования нового состава. Заместитель Председателя Правительства РФ и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом РФ, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.
70. Конституционный Суд России: порядок формирования и деятельности; компетенция.
· ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде РФ"
КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) ФЗ, НПА Президента РФ, Совета Федерации, ГД , Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдумРФ в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума РФ; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. · Компетенция КС РФ может быть изменена путем внесения изменений в ФКЗ. · Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. · КС РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, коГД а это входит в компетенцию других судов или иных органов. · По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ.
КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерациипо представлению Президента РФ. КС РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
· гражданин РФ · 40 лет · с безупречной репутацией · имеющий высшее юридическое образование · стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, · обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а также без проведения слушаний. Заседания Конституционного Суда РФ созываются Председателем Конституционного Суда РФ.
Участниками процесса в Конституционном Суде РФ считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
После признания Конституционным Судом РФ исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.
Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
Деятельность КС РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда РФ и иных подразделений.
На здании КС РФ есть ФЛАГ. В зале заседаний КС РФ изображен ГЕРБ и ФЛАГ. В служебном помещении судьи КС РФ есть ФЛАГ. Судьи КС РФ в мантиях.
71. Общие правила и принципы конституционного судопроизводства.
· Независимость · Коллегиальность · Гласность · состязательность и равноправие сторон.
Судьи КС РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и настоящим ФКЗ. (РУКОВОДСТВУЮТСЯ ТОЛЬКО КОНСТИТУЦИЕЙ)
В своей деятельности судьи КС РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было гос. или общ. органов, политических партий и движений, гос., общ., иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. (НИКОГО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ)
Решения и другие акты КС РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. (НЕТ ПОЛИТИКИ)
Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым КС РФ. (САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ)
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность КС РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. (НЕЛЬЗЯ ЛЕЗТЬ В ДЕЛА КС)
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся КС РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. КС РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее 2/3 от числа действующих судей. (Сейчас 11 чел должно быть) При определении кворума НЕ принимаются в расчет судьи: · отстраненные от участия в рассмотрении дела · судьи, полномочия которых приостановлены.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |