Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Несовершенство рыночного механизма. Внешние эффекты и асимметричная информация.




Собственность как экономическая категория. Формы собственности и их многообразие

Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Основой рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др.

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.

Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.

Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе. Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.

Государственная собственность бывает общегосударственной, региональной и муниципальной. Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.

 

Теория спроса и предложения.

Спрос– это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

На рынке всегда действует объективный закон - экономический закон спроса.Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар: Q = F(P), Q – спрос; P – цена на товар.

Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться. Главная функция, которую выполняет спрос, как главный рыночный механизм заключается в том, что именно он заставляет производство выпускать необходимые товары, улучшать их качество, и расширять ассортимент. Помимо цены на спрос могут влиять и неценовые факторы. Они, воздействуя на спрос, могут смещать кривую спроса вправо или влево, вверх или вниз. Неценовые факторы: Изменение денежных доходов населения; Изменение в структуре страны (увеличение количества пенсионеров); Изменение вкусов и предпочтений покупателей и пр.

Предложение – это совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые готовы продавать производители. Действует объективный экономический закон предложения. S = F(P), S – спрос; P – цена на товар.

Если цены на товары и услуги растут, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике. Главная функция предложения состоит в том, что оно соединяет производство с потребителями, соединяет продажу товара с его покупкой.

Из всех разработок, касающихся теории рыночного ценообразования, особого внимания заслуживают труды Альфреда Маршала. Согласно его теории, цена, которую согласен уплатить потребитель, определяет полезность товара и не может быть ниже издержек производства. Он установил простой механизм взаимодействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товара. Он указывает, что спрос при падении цены растет, а при ее росте снижается. Динамика предложения совпадает с динамикой цены. Отсюда, устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в той точке, где спрос уравновешивается с предложением.

 

Конкуренция и ее виды.

Конкуренция (от лат. – соперничать) – универсальный показатель развитости или недоразвитости конкуренции.

Смысл конкуренции - в обеспечении собственного интереса, экономическое выживание, борьба «всех против всех». А. Смит трактовал конкуренцию, как поведенческую категорию. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.

Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди.

Виды конкуренции:

− Совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

− Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).

− Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) => монополия, степень монопольной власти увеличивается.

− Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

Конкуренцию между онлайн продавцами в интернете можно назвать совершенной. Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.

Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производи­телями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благо­даря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

 

Несовершенство рыночного механизма. Внешние эффекты и асимметричная информация.

Неотъемлемым свойством современного рынка является асимметрия информации, т.е. неполнота и неравномерное распределение информации среди экономических субъектов. Она является фундаментальной причиной экономической неопределенности и риска.

Экономическая неопределенность означает ограниченность информации о вероятности наступления и возможных последствиях событий в будущем.

К степени неопределенности относится понятие «риск», т.е. опасность возникновения ущерба из-за принятия решений в условиях рыночной неопределенности, которая возникает в тех случаях, когда степень неопределенности или вероятность наступления некоторого события могут быть измерены. В хозяйственной практике субъектам приходится принимать решения в ситуациях, не допускающих уклонение от риска. В результате возникает необходимость в управлении риском или его снижении. Для этого применяется страхование – способ защиты от вероятных потерь, который позволяет обменять риск больших потерь на определенность малых за счет перенесения ответственности за риск на третьи лица. Известны следующие способы страхования: объединение рисков; распределение риска; диверсификация рисков. Еще одним потенциальным источником несовершенства рыночного механизма являются внешние эффекты. Различают отрицательные и положительные внешние эффекты.

Отрицательный внешний эффект – это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц (или общества в целом), находящихся вне рыночной сделки. Например, загрязнение окружающей среды ведет к росту заболеваний, дополнительным затратам на лечение, появлению экологических беженцев.

Положительный внешний эффект - это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и означающий дополнительную выгоду третьих лиц, находящихся вне рыночной сделки. Например, получение высшего образования индивидом приносит выгоду обществу, т.к. повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития НТП, снижается уровень преступности.

Потери эффективности, появляющиеся при отрицательных и положительных внешних эффектах, могут быть устранены двумя путями: путем частных решений и путем государственного регулирования.

Общественные блага – это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, при этом без дополнительных затрат. Примерами таких благ являются внешняя и внутренняя безопасность, уличное освещение, образование, здравоохранение, дороги и др. Потребление общественных благ порождает положительный внешний эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда – недопроизводство общественных благ частными производителями, т.е. производство общественных благ служит потенциальным источником «провала» рынка. Он не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью. Это под силу государству, которое может дать задание на производство общественных благ частным предпринимателям (государственные закупки товаров и услуг).

Таким образом, «провалы» рынка исправляются государством, которое корректирует внешние эффекты, производит общественные блага, снижает риски, связанные с асимметрией информации и неопределенностью.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 637.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...