Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и содержание процесса воспитания в учреждениях профессионального образования.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель — формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Это целенаправленный процесс. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание в целостном педагогическом процессе дает возможность достичь формирования гармонически развитой личности. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей». Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитательный процесс динамичный, подвижный и изменчивый, отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Будучи комплексным процессом, воспитание подразумевает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и некоторая размытость результатов, что обусловлено нал чием субъективных факторов — индивидуальными различиями воспитанника их разным социальным опытом, отношением к воспитанию. Процесс воспитания имеет двусторонний характер — прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику. Генеральная цель воспитания — формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять известный ряд объективной системы социальных ролей. Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные. Инвариантные задачи воспитания — это общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личной системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. Каждая из них — составная часть генеральной цели воспитания. Содержание профессионального воспитания: Профессиональное воспитание - процесс формирования профессионально важных качеств личности. Профессионально значимые (важные) качества — это свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельностью. К ним можно отнести: · интересы, склонности, способности; · свойства темперамента, особенности характера; · особенности психических процессов: ощущений, внимания, мышления, памяти, воображения и др.; · моторно-двигательные особенности (совокупность двигательных реакций, Умений и двигательных действий, свойственных человеку); общее физическое развитие, состояние здоровья и т. д. Вся воспитательная работа в профессиональном образовательном учреждении должна быть направлена на формирование общей и профессиональной культуры молодого специалиста. Это становится одной из генеральных целей профессиональной школы. Основные направления воспитательной работы 1.гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости); 2.социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению); 3.формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, готовности к семейной жизни); 4.художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала); 5.воспитание физической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни); 6.формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте). Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время в зависимости от типа и профиля профессионального учебного заведения делается выбор приоритетных направлений. В данном случае в качестве доминанты может, с учетом ситуации, фигурировать любой предмет специального гуманитарного цикла. Только интегрированная культура может способствовать формированию личности молодого специалиста и устойчивости его профессиональной судьбы. Вопрос 25. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |