Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Европейская философия и её история ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Контрольные вопросы 1. Предмет и метод философии. Философия в контексте культуры: сущность и роль мифического, религиозного, научного мировоззрений; объект и методы философии; специфика философии как формы общественного сознания; роль философии в жизни человека и общества, основные разделы философии, категории и понятия философии их мировоззренческое и познавательное значение. 2. Философия науки:понятие науки, этапы развития науки, классификация науки, парадигма научного знания, сциентизм и антисциентизм. 3. Античная философия: общая характеристика античной натурфилософии; зарождение философской мысли – мудрость Античности как путь от мифа к Логосу; материализм Милетской школы; атомизм Демокрита; диалектика Гераклита; этический рационализм Сократа; учение об «Идеях» Платона; «Метафизика» Аристотеля. 4. Теоцентризм философии средних веков: Ориген – первый толкователь Библии; проблема свободы выбора; положение человека в средневековой картине мира; Августин о соотношении веры и разума, религии и науки; Ф. Аквинский – систематизатор схоластики. 5. Вклад эпохи Возрожденияв развитие европейской мысли: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм; творчество, новаторство, научные открытия как основа новой картины мира. 6. Философия XVIIв.: индуктивный метод эмпиризма Ф. Бэкона; дедукция рационализма Р. Декарта как становление классического типа философии. 7. Просветительский характер западноевропейской философииXVIII в.: идеи Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. Юма, М. Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Л. Ламетри, И. Гердера и др. 8. Основы философского учения о бытии: категория бытия в истории философии; структура бытия, проблема иерархии типов реальности, бытие и мышление; диалектический материализм о бытии; актуализация проблемы бытия в ХХ в.; отношение к бытию в разных картинах мира (научное, религиозной, философской). 9. Философское понятие материи: понятие материи в истории философии; диалектико-материалистическое учение о материи; строение материи; атрибуты материи (движение, пространство, время). Темы для углубленного изучения (эссе) 1. Философия – любовь к мудрости или наука? 2. Платон об обществе и государстве. 3. Конфуцианство и даосизм: загадка сосуществования. 4. Противоречие метода и системы в философии Гегеля. 5. Дилемма рационализма и эмпиризма в философии нового времени. 6. Трансформация основного вопроса философии в истории. 7. Творчество как истинная форма существования в эпоху Возрождения. 8. Поиски и сомнения схоластики Средних веков. 9. Внутренняя диалектика позитивизма как самопознание философии. 10. Сознание как основа морально-психологических состояний. 11. Естественнонаучные основы теории о сознании. 12. Единство языка и сознания. Магия слова. 13. Диалектика сознательного и бессознательного. 14. Проблема «Я» и сознания в философии Нового времени. 15. Проблема бессознательного как результат развития сознания. 16. Проблема соотношения знания и понимания. 17. Сущность и специфика методологии и методов научного познания. 18. Проблемы моделирования некоторых функций сознания в кибернетических системах. 19. Использование компьютерных технологий в различных сферах жизнедеятельности. 20. Истина социального бытия. 21. Роль философии в научном познании. 22. Диалектика как философский метод познания.
Семинарское занятие 2. Человек и общество Контрольные вопросы 1. Сознание как философская проблема: проблема сознания в истории философии: от анимизма древности до современной феноменологии; общество, труд, язык как предпосылки и условия возникновения сознания; сознание, самосознание, свобода; сознательное и бессознательное; структура и признаки сознания; функции сознания, его роль в научно-техническом творчестве и военном деле 2. Общие философские проблемы познания: сущность процесса познания: чувственная ступень познания; рациональная ступень познания; практика и ее роль в познании; особенности военной практики; теоретическое и обыденное познание. 3. Истина как результат познания: истина как процесс, абсолютность и относительность истины; конкретность истины, объективность, субъективность истины; истина, ложь, заблуждение, правда; проблема критерия истины. 4. Общество как социокультурная система:общество как условие и продукт деятельности людей: основные сферы общества; структура общества, принципы классификации; общество и природа; географическая среда и народонаселение; элементы духовной жизни. 5. Современная философская антропология - общая характеристика, основные проблемы:проблема антропогенеза; сущность и существование; биологическое и социальное; сознательное и бессознательное. 6. Проблема личности в философии: философское понятие личности, условия формирования и признаки зрелости личностного развития; смерть и бессмертие – обзор разных точек зрения; «право на смерть»: варианты решения (подвиг, суицид, эвтаназия). 7. Основные вехи развития философии в РоссииXIX в.: философия П.Я. Чаадаева как начало самостоятельного философского творчества в России; славянофильство (А.С. Хомяков), почвенники (Ф.М. Достоевский); западники (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); общая характеристика русского космизма (К.Э. Циолковский, В.И. Вернандский). 8. Основные идеи неклассической философии: волюнтаризм Шопенгауэра и его развитие в иррационализме Ф. Ницше; герменевтика В. Дильтея, А. Бергсона, Х. Г. Гадамера, П. Рикера; философия психоанализа; экзистенциализм XX в. – К. Ясперс; М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр; сциентизм и антисциентизм; постмодернизм как философия языка и философия науки. 9. Культура и цивилизация: понятие «цивилизация», понятие «культура», типы культуры, модели исторического развития (линейная, циклическая, спиралевидная, ковариантная). 10. Глобальные проблемы человечества.
Проблемы для углубленного изучения темы (эссе) 2. Общество как самоорганизующаяся система: синергетическая кон- цепция социального развития. 3. Проблемы социального прогресса. 4. Мировой порядок XXI века. Проблема глобализации. 5. Диалектика взаимодействия личности и общества. 6. Искусство как форма общественного сознания. Ваш любимый писа- тель, художник, поэт – его мировоззрение и черты творчества. 7. Проблема смысла жизни в религиозно-философских исканиях русских мыслителей (по выбору: Е. Трубецкой, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Франк). 8. П. Флоренский о вере и любви в духовной практике и развитии личности. 9. Роль любви в развитии личностных качеств человека. 10. Роль биоэтики в современном обществе.
Форма контроля самостоятельной работы: Контроль по выполнению самостоятельной работы по теме будет проводиться в форме устного опроса, тестирования, эссе, проверки конспекта.
115 дифференцированный зачет (итоговый контроль) - 20 баллов
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Текущий контроль Перечень точек рубежного контроля: Текущий контроль 1. Модуль 1. «Европейская философия и ее история». Текущий контроль 2. Модуль 2. «Человек и общество». Итоговый контроль. «Смысл жизни человека в системе общественного развития».
Вопросы к зачету 1.Философия и ее основные проблемы. 1. Основные типы мировоззрения. 2. Миф как исторически первая форма мировоззрения. 3. Философия и религия. Основные мировые религии. 4. Философия античности: раннегреческая натурфилософия. Милетская школа Гераклит. 5. Философия античности. Классический период. Сократ. Демокрит. Платон. Аристотель. 6. Философия античности. Эллинистический период. Скептики. Стоики. Эпикур. 7. Философия Средних веков. Развитие философии и науки в эпоху Средневековья. Фома Аквинский 9. Философия эпохи Возрождения. Николай Кузанский. 11. Философия XV111 века. Эмпирический метод Бэкона и рациональный Декарта. 12. Французская и английская философия XVIII века. Французские просветители и энциклопедисты. 13. Философия истории. Данилевский. Вебер. Тойнби. 14. Русская философская мысль. Предпосылки возникновения русской философии. 15. Русская философия XVIII века. Ломоносов. Радищев. 16. Русская философия XIX века. Взгляды западников и славянофилов. 17. Русская философия XIX века. Вл. Соловьев. Н. Федоров. 18. Развитие темы «бытия» в философско-культурных картинах мира. 19. Материя и её атрибуты. Движение, пространство, время. 20. 21. Теория познания. Соотношение чувственного и рационального. 22. Проблема истины в познании. 23. Диалектика – учение о развитии. Категории и принципы диалектики. 24. Законы диалектики. 25. Человек как философская проблема. Смысл жизни, смерти, бессмертия. 26. Соотношение биологического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. 27. Иррациональная философия о человеке. 28. Культура и цивилизация. Человек в мире культуры. 29. Наука и общество. Методология научного познания. 30. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основные источники 1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией); 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с. (Профессиональное образование); 3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010. - 286 с. 4. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с. Дополнительные источники 1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 337 с. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989, 2001. – 320 с. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. - 485 с. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. – Л.: Эго, 1991. (Философское наследие России). Имеется переиздание 2001 г. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 428 с. История русской философии / Ред. кол.: Маслин М.А. и др. – М.: Республика, 2001. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений: в 4 кн. / Под ред. Мотрошиловой Н.В., Руткевича А.М. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1995-1999. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: уч. пособие для ун-тов. – М.: Высшая школа, 1989.
1991.
с. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. / М.: Наука, 1990. – 168 Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. – М., Политиздат, 1991. – Ч. 1. – 348 с. Мир философии. Книга для чтения: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1976. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1974. – 362 с. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1973.- 328 с. Предназначение и смысл философии, ее историческое значение // Мир философии: Кн. для чтения: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 12-28Соколов В.В. Средневековая философия: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 312 с. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература, 2001. Философия мировой политики: Актуальные проблемы: учебное пособие. – М.: МГИМО, 2000. Хрестоматия по истории философии: в 2 ч. – М., 1997. – Ч. I. От Лао-Цзы до Фейербаха. Хрестоматия по истории философии: в 2 ч. – М., 1997. – Ч. II. От Шопенгауэра до Деррида. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 1997. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1991. Справочная литература Краткий философский словарь / Под.ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс., 2010. - 496 с. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред. В.С. Стёпина и др. – М.: Мысль, 2000. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. Современная западная философия: словарь. – М.: Политиздат, 1991. Философская энциклопедия: в 5 т. – М.: Советская энциклопедия, 1960-1970. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010. – 528 с.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ www.school.edu.ru/dok edu.asp www.edu.ru/db/portal/sred/ Библиотека Гумер – гуманитарные науки. http://www.gumer.info Новосибирская философская электронная библиотека. http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm Портал «Гуманитарное образование». http://ww.humanities.edu.ru (коллекция книг, статей, рефератов, дипломов, диссертаций и пр.). http://www.finansy.ru/menu.htm Портал «Российское образование». http://www.edu.ru Философия, история, социология. Книги и сборники, статьи, литература. http://holmogorov.rossia.org:8101/libr/ Философский портал. URL: http://www. philosophy.ru Электронный сайт «Энциклопедии и словари» http://enc-dic.com |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |