Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Обращения доминантсептаккорда.




Доминантсептаккорд имеет 3 обращения (количество обращений созвучия = количество его звуков – 1; поэтому трезвучие имеет 2 обращениясекстаккорд и квартсекстаккорд; септаккорд же имеет 3 обращения, называемые: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд).

Обращения доминантсептаккорда (D7): доминантовый квинтсекстаккорд (D65), доминантовый терцквартаккорд (D43) и доминантовый секундаккорд (D2).

Т. к. доминантсептаккорд имеет терцовую структуру, основной вид аккорда (D7) и его обращения строятся на ступенях, располагающихся через одну: сам D7 (основной вид аккорда) – на V ст., D65 – на VII ст., D43 – на II ст., D2 – на IV ст.

 

 

!Разрешаются обращения доминантсептаккорда (доминантовый квинтсекстаккорд, доминантовый терцквартаккорд и доминантовый секундаккорд) по правилу (см. основное правило разрешения неустойчивых звуков в устойчивые). V ступень (устойчивая) при разрешении D65, D43 и D2 остается на месте (в отличие от разрешения самого D7); поэтому в разрешениях обращений доминантсептаккорда тоника удваивается, а не утраивается, как при разрешении его самого (в тоникув обращениях D7разрешаются только неустойчивые II и VII ступени).

D65 разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой, D43 – в развернутое тоническое трезвучие (где тоника дублируется в разных октавах), D2 – в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой). См. разрешения на схеме выше.

Структура обращений D7.

D65: м.3 + м.3 + б.2

D43: м.3 + б.2 + б.3

D2: б.2 + б.3 + м.3

Как определить на слух обращения доминантсептаккорда.

Доминантсептаккорд, как уже было сказано, звучит очень ярко, т. к. в его составе присутствуют яркое мажорное и острое уменьшенное трезвучия. Обращения доминантсептаккорда, естественно, имеют ту же окраску звучания, потому что те же самые звуки аккорда в обращении просто меняют свое расположение.Звучит ли сам D7 или его обращение, можно определить по местонахождению или отсутствию секунды: в самом доминантсептаккорде секунды в составе нет, т. к. структура его – терцовая, в квинтсекстаккорде секунда находится вверху аккорда, в терцквартаккорде секунда находится в середине, в секундаккорде секунда находится внизу.

Если доминантсептаккорд или его обращение звучит с разрешением, то по звучанию тоники (мажорному или минорному) можно узнать, где он (или его обращение) находится (в мажоре или гармоническом миноре). Вид аккорда (основной или обращение) в данном случае можно определить не по местонахождению или отсутствию секунды, а по движению верхнего голоса при разрешении. При разрешении D65 верхний голос остаётся на месте, при разрешении D43 верхний голос движется вверх, при разрешении D2 верхний голос опускается вниз, при разрешении D7 верхний голос опускается вниз и в разрешении звучит интервал, а не аккорд (тоническая терция, т. е. неполное тоническое трезвучие). См. схему на предыдущей странице.

 

Местонахождение и роль доминантсептаккорда (и его обращений) в аккордовых последовательностях. Доминантсептаккорд – аккорд доминантовой группы, основное свойство доминанты – активное притяжение к тонике.Доминантсептаккорд и его обращения являются более сильными в функциональном смысле аккордами, чем доминантовое трезвучие и его обращения. Доминантовое трезвучие и его обращения – аккорды консонирующей доминанты, доминантсептаккорд и его обращения – аккорды диссонирующей доминанты (в состав входят диссонирующие интервалы). Поэтому D7следует за D53, обращения D7 звучат после обращений D53, в соответствии с логикой гармонического движения (от более «слабых» в функциональном смысле аккордов – к более «сильным»). Доминантсептаккорд, как аккорд доминантовой группы, может следовать за субдоминантовой функцией, а также может звучать после тоники. После доминантсептаккорда (или его обращения) должно звучать разрешение (по вышеуказанным правилам).

!Соединение доминантсептаккорда (или его обращения) с предшествующим аккордом должно быть плавным. Например, D7 плавно соединяется с предшествующим D53, D65 – с предшествующим D6, D43 – с предшествующим D64, D2 – с предшествующим D53.

 

Полные обороты в До мажоре с участием консонирующей (D53, D6,D64) и диссонирующей доминанты (доминантсептаккорда его обращений – D7, D65,D43,D2):

(здесь будет изображение)

 

Задание теме: спетьD7с обращениями в Es-dur (Ми-бемоль мажоре).

(здесь будет изображение)

 

Билет 4

Септаккорд. Вводные септаккорды.

Задание к теме: спеть МVII7 и УмVII7в A-dur.

I. Септаккорд.

См. в предыдущем билете.

II. Вводный септаккорд.

Вводный септаккорд – септаккорд, строящийся на VII, вводной ступени лада. Обозначается МVII7 или УмVII7, в зависимости от того, какая септима образуется между его крайними звуками – малая или уменьшенная. По функции вводный септаккорд относится к аккордам доминантовой группы.

В натуральном мажоре образуется МVII7, а в гармонических ладах (гармоническом мажоре и гармоническом миноре) – УмVII7.

Является диссонирующим аккордом, как и все септаккорды (септима – диссонирующий интервал; кроме того, в составМVII7 входит уменьшенное трезвучие (а, следовательно, тритон ум.5) натурального лада, в составже УмVII7, образующегося в гармоническом ладу,входят два уменьшенных трезвучия (и, следовательно, две ум.5) – натурального и гармонического ладов).

Состоит из всех 4-х неустойчивых звуков лада.

Пример (МVII7 в До мажоре, УмVII7 в До мажоре гармоническом, УмVII7 в до миноре гармоническом):

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 675.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...