Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Статья 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики БеларусьСтр 1 из 39Следующая ⇒
Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод и способы регулирования. (УИП) – самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия Предметом уголовно-исполнительного праваявляются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний. Предмет УИПвключает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др. Можно выделить следующие методы уголовно-исполнительного права: – дозволение; – предписание; – запрет. Все три метода правового регулирования можно обнаружить в различных отраслях права, но в одних отраслях решающим является дозволение, в других – предписание, в третьих – запрет. Также к методам относят: – императивный – это метод по способу правового регулирования; – запрещающий – это метод по способу воздействия на поведение людей; – карательный – это метод по характеру воздействия; – метод санкций – это метод по способу реализации; – по характеру связеймежду участниками правоотношений – метод власти и подчинения. Основным методом уголовно-исполнительного права является императивный. Методы воздействия не сводятся к применению наказания за нарушение норм уголовно-исполнительного законодательства, но тем не менее карательный метод служит тем основным методом, при помощи которого государство принуждает к соблюдению этих норм. Вышеназванные метода правового регулирования в каждой отрасли права могут иметь дополнительные характеристики, выступать в виде специфических методов, представляющих конкретизацию методов межотраслевых.
В уголовно-исполнительном праве используются следующие способы правового регулирования: 1. запрет, т. е. возложение обязанности воздержаться от определенного действия (бездействия) 2. обязывание (предписание), т. е. возложение обязанности совершать определенные действия 3. дозволение, т. е. предоставление права на определенное действие (бездействие); 4. поощрение, т. е. устранение некоторого обременения или предоставление какого-либо блага Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь. Принципы уголовно-исполнительного законодательства. Статья 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь состоит из настоящего Кодекса* и иных актов законодательства Республики Беларусь, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания наказания, а равно применения иных мер уголовной ответственности. Уголовно-Исполнительный Кодекс от 11 января 2000 г. № 365-З с последующими изменениями и дополнениями. Действует с 01.01.2001 г. Кодекс состоит из двух частей – Общей и Особенной. Ранее действовавший ИТК 1971 такого деления не имел. Общая часть кодекса состоит из одного раздела и 3-х глав. В гл.1 определены: Ø Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, Ø Соотношение уголовно-исполнительного законодательства и международно-правовых актов. В ст. 2 УИК определен приоритет норм международного права, поскольку «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем те, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь, то применяются непосредственно правила международного договора, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта». Ø Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и времени, Ø Принципы уголовно-исполнительного законодательства, Ø Понятие исправления осужденных, Ø Средства исправления и воспитания осужденных. В главах 2 и 3 соответственно определены правовое положение осужденных и учреждения и органы, исполняющие наказания и иные меры уголовной ответственности. Особенная часть кодекса состоит из девяти разделов. Раздел II называется «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества» и включает главы: § 4-ая - исполнение наказания в виде общественных работ, § 5-ая – штрафа, § 6-ая – лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, § 7-ая – исполнение исправительных работ § 8-ая – исполнение ограничения свободы Раздел III, глава 9 регулирует порядок исполнение наказания в виде ареста. Раздел IV(главы 10-16) - исполнение и отбывание лишения свободы. Раздел V (главы 17-19) посвящен вопросам исполнения в отношении военнослужащих наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и направления в дисциплинарную воинскую часть. Раздел VI называется «Порядок исполнения дополнительных наказаний» и включает главу 20. Раздел VII (глава 21) - «Исполнение наказания в виде пожизненного заключения». Раздел VIII (глава 22) «Исполнение наказания в виде смертной казни». Раздел IХ. Исполнение мер уголовной ответственности, не связанных с применением наказания: Ø Глава 23. Порядок применения мер испытательного и профилактического воздействия при отсрочке исполнения наказания, условном неприменении наказания, а равно при осуждении без назначения наказания; Ø Глава 24. Применение принудительных мер воспитательного характера и профилактического наблюдения в отношении несовершеннолетних осужденных. Раздел Х содержит три главы – глава 25 «Освобождение от отбывания наказания», глава 26 «Помощь освобожденным от отбывания наказания», глава 27 «Наблюдение и надзор за освобожденными от отбывания наказания». В Приложении к УИК дан перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием
Уголовно-исполнительное законодательство базируется на Конституции Республики Беларусь, которая содержит следующие принципиальные положения: · Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом... · Статья 25. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию... · Статья 41. Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. · Статья 59, ч.2. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. · Статья 64. В выборах не участвуют ...лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. · Статья 84. Президент Республики Беларусь: …19) осуществляет помилование осужденных. Источниками уголовно-исполнительного права Республики Беларусь являются: 1. Уголовно-Исполнительный Кодекс от 11 января 2000 г. № 365-З с последующими изменениями и дополнениями. Действует с 01.01.2001 г. 2. Указы и Декреты Президента Республики Беларусь: 2.1. Указ от 4 июня 2004 г. № 268, которым утверждено Положение о Департаменте исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь. 2. Указы от 3 декабря 1994 г. № 250 и от12.09.2005 № 426 с изменениями и дополнениями, которыми утверждено Положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений. 2.3. Указ от 28 августа 2001 г. № 460 с изменениями и дополнениями, которым утверждено Положение о наблюдательных комиссиях при областных (Минском городском), районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях». 3. Следующий блок источников уголовно-исполнительного права – Законы Республики Беларусь: 3.1. «О прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2007 г., в частности глава 8 «Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера». 3.2. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от31 мая 2003 г., в частности ст. 12«Комиссии по делам несовершеннолетних». 3.3 «О международной правовой помощи по уголовным делам» от 18 мая 2004 г. 3.4 Законы об амнистии, в частности от: ü 23 декабря 1991 «Об амнистии некоторых категорий осужденных»; ü 13 апреля 1995 «Об амнистии в связи с 50-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»; ü 5 ноября 1996 «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»; ü 18 января 1999 «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»; ü 14 июля 2000 «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»; ü 15 июля 2002 «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»; ü 8 января 2004 «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»; ü 5 мая 2005 «Об амнистии в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг»; ü 22 ноября 2007 «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»; ü 5 мая 2009 «Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»; ü 1 июля 2010 «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». 4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь. Например Постановление от 10 декабря 2003 г. № 1599 с изменениями и дополнениями, которым утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. 5. Решения Конституционного суда Республики Беларусь: 5.1. Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 4 июля 2000 г. № Р100/2000 «О некоторых вопросах, связанных с оказанием юридической помощи осужденным». 6. Ведомственные нормативные акты Министерства внутренних дел Республики Беларусь: 6.1. Правила внутреннего распорядка ИУ, утв. пост. Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. № 174 с изменениями и дополнениями. 7. Ведомственные нормативные акты Министерства обороны Республики Беларусь: 8. Ведомственные нормативные акты Министерства юстиции Республики Беларусь: 9. Постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 410. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |