Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О Пасхе в свете патрологии и литургического предания




Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД 2 «ЛИТУРГИЯ»

ТЕМА 2.9 «Пасха наша - Христос» (литургические смыслы)

Пасха наша – Христос». Что это значит?

Ветхозаветная и Новозаветная Пасха.

Где в тексте Литургии прямо упоминается Воскресение Христово (Пасха)?

Страдания Спасителя и Его Воскресение – их литургическаясуть и взаимосвязь.

«Пасха наша, Христос, заклан за нас»(1 Кор. 5:7)

---

В чем же особенность именно Тайной Вечери?

прот. О. Стеняев

В том, что после того, как совершена вся последовательность пасхальной трапезы, Христос совершенно неожиданно для учеников добавляет к ней нечто новое. Позволю себе процитировать святителя Иннокентия Херсонского: «Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Своей … Он берет лежавший перед Ним хлеб, благословляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им. Уже из этого благословения видно было, что это делается не по обычаю вечери пасхальной (так называемый хлеб благословенный уже был потреблен), а по другой причине и для другой цели.

Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое”. И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.

---

Пасха в Библии. Воскресший Христос – наша Пасха и спасение

Протоиерей Борис Пивоваров

Пасха – одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

…Воскресение Христово – Пасху Нового Завета – мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха.

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се боприиде Крестом радость всему миру! – поем мы в пасхальной песни “Воскресение Христово видевше”.

Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась богословская многозначимость слова Пасха. Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы.

…Древнееврейское слово Пасха, означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова, в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете – это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете – это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), это Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша (1Кор 5:7), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

…Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой?

Начало этого участия полагается во Святом Крещении. Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресаетсо Христом силою Божиею (см. Кол 2:12). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: “Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем”. Крещение – это смерть для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим 6:5).

 

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1Кор 11:23–26).

Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом связано с Божественным Причащением: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54).

Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем(2Кор 4:10). В этом таинство Пасхи Божией, спасительной для всех уверовавших в Воскресение Христово.

…Итак, Пасха Нового Завета – это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления – мира спасение! Наша Пасха – Спаситель Христос Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение. Потому и Церковь Христова непрестанно воспевает в пасхальные святые дни: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе победную поющия.

---

Записки о Литургии

                       С. Фудель

После причащения всех чаша относится в алтарь, на престол, и к нам оттуда доносятся теперь пасхальные песнопения, читаемые священником: «ВоскресениеХристововидевше, поклонимся святому Господу Иисусу...»; «Светися, светися, новыйИерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия... Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя)»; «О, Пасхавелия и священнейшая Христе! О, мудросте и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».

И среди благовеста этих пасхальных слов священник опускает в чашу, т. е. в Святую Кровь, частицы, вынутые из просфор за живых и умерших, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихсяздеКровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Вынутые частицы – это люди, имена которых произносились при вынимании этих частиц, и они погружаются в Божественную Кровь, в нетленную жизнь Христову.

Это «Пасха нетления» и «пир веры». В пасхальную ночь мы слышали слово Златоуста: «Все насладитеся пира веры, все приимите богатство благости!» Это и есть Церковь Тела Его, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).

---

Путь к воскресению только через Голгофу. «Вера возводит на крест, нераспятый – не Христов», – пишет еп. Игнатий (Брянчанинов). Есть в литургии то «участие в страданиях Его», о котором говорит апостол, и есть в ней апостольская устремленность. Потому-то, наверное, она так коротка и легка, как вздох. «Чашу Мою будете пить и крещением Моим будете креститься...» …К Нему все устремление литургии – к Нему, не только закланному, но и воскресшему, и с Собою воскресившему человека.

---

О Пасхе в свете патрологии и литургического предания

митрополит Иерофей (Влахос)

...Цель духовной жизни человека – соединение с Воскресшим Христом, созерцание Его в глубинах своего сердца. Христос воскресает внутри сердца, умерщвляя страстные помыслы, которые возникают под бесовским воздействием, и преодолевает страстные образы и греховные помышления, как некогда преодолел печати гроба. Таким образом, речь идет не о внешнем, формальном праздновании, но о внутреннем. Св. Григорий Богословрекомендует праздновать Пасху не по-мирски торжественно, но по-Божьему и пре-мирно.

Участие в таинстве Воскресения является переживанием обожения. Посвятивший себя непостижимой силе Воскресения на собственном опыте познает цель создания мира Христом. Действительно, человек создан для того, чтобы достичь обожения, и чтобы мир принял освящение через человека. Отсюда следует, что тот, кто посвящает себя этой непостижимой силе Воскресения, достигает обожения и таким образом исполняет цель своего существования.

Воскресение Христа – это величайшее событие в истории. Чрез Христово Воскресение жизнь и смерть приобретают совсем иной смысл. Жизнь для нас – не совокупность исторических событий, но общение с Богом, а удаление от Христа – настоящая смерть.

---

У Пасхи есть ещё одно важное значение – эсхатологическое, то есть относящееся к «веку будущей жизни». В таинстве Крещения человек умирает и воскресает вместе со Христом для вечной жизни, но мы видим, что вся жизнь человека является как бы продолжающимся крещением: в течение жизни мы «ежедневно умираем» в борьбе с грехом, а «окончательно» воскреснем в День всеобщего воскресения, после которого смерти уже не будет.

И те из нас, кто будет со Христом в Его Царстве, будут участниками «брачного пира Христа и Его Церкви» – вечно длящейся Пасхи. С другой стороны, участие в этом пире нам даровано уже здесь и сейчас – в Евхаристии и причащении Тела и Крови Христа – пасхального Агнца. И, по учению св. Иоанна Златоуста, каждая Литургия – это Пасха.

---

Евхаристия и Воскресение

https://tvereparhia.ru/publikaczii/voprosy-k-pravoslavnym/3593-evkharistiya-i-voskresenie

Есть тайнодействие, посредством которого верующие христиане в высшей степени, насколько это возможно на земле, познают истину Воскресения Христова. Это Евхаристия. Она является тем таинством, через которое христиане мистически сближаются с воскресшим Христом. Сам Господь заповедовал Своим апостолам совершать Евхаристию накануне Своих страданий. Как Сам Он сказан: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22,19). В воспоминание всей Его жизни, а в частности последних ее дней и конечно же самой Его смерти. Тело и Кровь были отданы Спасителем за жизнь мира и поэтому, когда христиане приступая к чаше причащаются Святых Даров, они становятся одним телом со Христом. Через это таинство они соединяются с умершим и воскресшим Господом. Посредством этого приобщения христиане свидетельствуют, как свою готовность умереть со Христом, так и надежду, в силу причащения Телу и Крови, на новую совместную жизнь в Царстве Небесном. Апостолы, причащаясь Евхаристии: «Всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса» (2Кор. 4,10).Для того, «чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор. 4,10).

Именно это давало им, а вслед за ними многим мученикам и христианам бесстрашие перед смертью, которое выражалось в готовности всегда пожертвовать своей жизнью за Христа, так как впереди была надежда на вечную жизнь с Господом Славы. В таинстве Причащения христиане уже сейчас на земле чувствуют весну воскресения в своих телах и душах. Царство Славы отчасти уже здесь наполняет их, о чем свидетельствует Пасхальный канон: «Приидите нового винограда рождение божественного веселия в нарочитом дни воскресения Царствия Христова приобщимся; поющие Его яко Бога во веки».

У преподобного Симеона Нового Богослова описывается, как истинно причастившийся христианин таинственно приобщается смерти Христа в Евхаристии, становится участником в Его Воскресения. «Те, которые причащаются Божественных Тайн недостойно, пусть не думают, что через них так просто соединяются с Богом, потому что этого не бывает с ними, и быть никогда не может, пока они таковы. Одни те, которые через причащения Божественной Плоти Господней удостаиваются зреть умным оком, осязать умным осязанием, вкушать умными устами невидимое, неосязаемое и невкушаемое Божество, – одни они знают, яко благ Господь. Они не чувственный только хлеб вкушают и нечувственное только вино пьют, чувственно, но в то же время вкушают и пьют мысленно Бога, двоякими чувствами души и тела: вкушают Плоть чувственно, Бога же мысленно и соединяются таким образом и телесно и духовно со Христом, Который двойственен по естеству, как Бог и человек, и бывают сотелесники с Ним и сообщники Славы Его и Божества».

Из вышеприведенных слов видно, что христиане, причащаясь Тела и Крови Господа, входят в таинственно познание Его Воскресения. Таинство Евхаристии вводит их в мистическое единение с Богом. В нем Господь даёт им силу познавать Его насколько это возможно уже здесь на земле.

В другом слове преподобный Симеон Новый Богослов, продолжая начатую тему, пишет, что: «Воскресению Христову верят многие, но мало таких, которые бы чисто видели его. Те же, которые не видят так Воскресение Христово, не могут покланяться Иисусу Христу как Господу, почему священная песнь, которую мы часто имеем в устах наших, гласит: Воскресение Христово не веровавше, а что? Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Как же Святой Дух подвизает нас петь: Воскресение Христово видевше, то есть, что мы видели Воскресение Христово, когда мы не видели его, так как Господь Воскрес больше тысячи лет назад. Да и тогда никто не видел, как Он воскрес. Уж не хочет ли церковная песнь научить нас говорить ложь? Да не будет! Перестань злословить! Напротив, она завещала нам возглашать этими словами совершенную истину, напоминая о том Воскресении Христовом, которое бывает в каждом из нас, бывает не просто не светоносна, блистая сиянием Божества Его и нетления. Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас воскресение Господне. И еще более дает нам благодать видетьСамого Воскресшего Христа Господа. Почему и поем: Бог Господь и явися нам; и желая показать Второе Пришествие, прибавляем вслед за тем: благословен грядый во имя Господне. Итак, в тех, в которых явился Христос воскресший, всеконечно Он и виден бывает духовно, и видится духовными очами. Ибо, когда приходит в нас Господь благодатью Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем до этого, и животворит и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного. И не только это, но Он дает нам благодать, и такую, что мы ясно познаем, как Он воскрешает нас и прославляет Собою».

---

Прот. Александр Шмеман










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...