Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стили педагогического общения
Лекция 19. Педагогическое общение План: Функции педагогического общения Структура процесса педагогического общения Стили педагогического общения Педагогическое общение — общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности. Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно педагог. Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе важнее. Иными словами, технология передачи знаний отступает па второй план по сравнению с той атмосферой, которую создаст педагог для развития личности ученика.
Функции педагогического общения Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется следующими функциями: познание личности; обмен информацией; организация деятельности; обмен ролями; сопереживание; самоутверждение. Познавательная функция. Правильно организованное педагогическое общение создает благоприятные условия для познания школьником индивидуальных особенностей собственной личности, ее слабых и сильных сторон. Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Функция организации совместной деятельности позволяет учителю учить детей правильным, социально приемлемым формам совместной деятельности, планированию и достижению ее целей. Функция обмена ролями позволяет в процессе педагогического общения программировать у учащихся тот или иной шаблон социального поведения (учитель и ученик). Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога - способствовать осознанию школьником своего «Я», ощущению своей личной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня притязаний. Функция сопереживания обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе.
Структура процесса педагогического общения По В.Л.Кан-Калику структура процесса профессионально-педагогического общения имеет следующие компоненты: 1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). 2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). 3. Управление общением в ходе педагогического процесса. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование Этап моделированиятребует знания особенностей аудитории: характера (с познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы). Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах. Этап «коммуникативной атаки»- быстрое включение класса в работуна основе владения приемами самопрезентации и динамического воздействия. Этап управления общением предполагает реализацию умения учителя поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. Этап анализа общениянаправляется на соотнесение цели, средств и результатов педагогического общения.
Стили педагогического общения В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть (взаимодействие)— серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая (отношение) — потребности, мотивы, интересы- все, что толкает человека к общению. Выделяют следующие стили отношений: 1. устойчиво-положительный стиль отношения; 2. пассивно-положительный; 3. неустойчивый; 4. ситуативно-отрицательный; 5. отрицательный. Стили взаимодействия (руководства по К. Левину): Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Учитель единолично определяет, направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор даже редкая благодарность звучит как команда, а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой учитель высмеивает виновного, чаше всего не объясняя, как се можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Демократическийстиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении ходам работы: видит свою задачу не только к контроле и координации, по и воспитании; каждый ученик поощряется, у пего появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывает индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация. Либеральный стиль («плывущий плот») - анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете нет никакой речи. Стили педагогического общения Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства воспитанием детей создает в совокупности стиль педагогического общения. В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения: 1.общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; 2.общение на основе дружеского расположения; 3.общение — дистанция; 4.общение - устрашение; 5.общение — заигрывание. В основе общении на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит, и демократично) решать вопросы о организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения, как свидетельствует опыт, вся система отношений с детьми у мастеров педагогического труда строится именно на этой основе. Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. Показательным в этой связи является ответ Ш.Л.Амонашвили на им же самим заданный вопрос «Как мы можем воспитать ребенка, если он убегает от нас?» И далее сам отвечает: «Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность». Рассматривая систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко неоднократно настаивал па формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом: «По отношению к воспитанникам руководящий и педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональности - во время общих собраний, общих работ, отдельных прорывов в коллективе. Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, пика сих вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Стиль общение - дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете - я знаю». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. Стиль общение - устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль обычно создаст на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Стиль общение - заигрывание представляет собой проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к гостям. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой - отсутствие навыков профессиональной деятельности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |