Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ, РАБОТАЯ С ПОСОБИЕМСтр 1 из 3Следующая ⇒
УДК 373.21 ББК 74.102
Учебное издание ПЛЕШКОВА Светлана Леонтьевна, ПЛИШКИНА Татьяна Александровна, ПРУДНИКОВА Елена Сергеевна и др.
ПРОТАЛИНКА Звонкая капель Учебно-методическое пособие Главный редактор О. М. Дулеб о. Ведущий редактор Н. Н. Хлебина Художники С. В. Иванченко, Е. Н. Рогова, Н. С. Чимирко. Художник обложки С. В. Иванченко Подписано в печать с оригинал-макета 15.12.2006. Формат 60x84/8. Бумага офсетная № 1. Гарнитура «Кудряшов*. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 23,95. Уч.-изд. л. 18,74. Тираж 1000 экз. Заказ 1140. ООО ИД «Белый Ветер». ЛИ № 02330/0056758 от 27.01.2004. 247760, г. Мозырь,ул. Советская, 198. Филиал: 220007, г. Минск, ул. Володько, 30, оф. 417. Тел. (017) 224-66-89, 298-50-26, 298-50-27. Отпечатано ризографическим способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198. Тел./факс (02351) 2-51-03, 2-51-22. E-mail: belveter@mail.gomel.by ISBN 978-985-486-569-0 ISBN 978-985-486-569-0(отд. ки.) ISBN 978-985-486-571-3
9789854 865690
Плешкова С.Л., Плишкина Т.А.. Прудникова Е.С, Сальникова Т. Г., Соколова А. В., 2007 )
ООО ИД «Белый Ветер», 2007 От автора Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста. и они не будут... ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни безнравственными... Материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и совершенствования... должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье. Е. И. Водовозоеа Современное общество предъявляет высокие требования к подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. По мнению А.В.Запорожца, психологическая готовность ребенка к обучению в школе «...представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т. д.». Рост объема информации, интенсификация обучения, увеличение учебной и эмоциональной нагрузки на детей заставляют педагогов и родителей искать новые варианты и формы сотрудничества, направленные на успешное решение задач дошкольного образования. Практика показывает, что только объединенные усилия педагогов и родителей дают положительный результат. Программы и методики развивающих и коррекционных занятий с детьми в дошкольных учреждениях хорошо отработаны, подготовка к школе рационально включена в режим дня, организована по структуре и времени. Совершенно иное — целенаправленные занятия с детьми дома. В настоящее время в имеющейся педагогической литературе недостаточно внимания уделяется вопросу родительского участия в подготовке детей к школе, мало пособий, адаптированных для использования родителями, желающими заниматься со своими детьми. Вместе с тем, возникла потребность в создании методического материала, имеющего общий педагогический инструментарий, которым могли бы пользоваться и специалисты, и родители. Пособие содержит рабочий механизм взаимодействия субъектов в триаде «ребенок — педагог — родитель». Разработанная коллективом авторов система игр и заданий позволяет: —развивать у ребенка интерес к учебной деятельности; —формировать базовые знания о предметах и явлениях окружающего мира; —стимулировать познавательную активность; —развивать речь дошкольника; —активизировать его коммуникативные возможности; — развивать эмоционально-волевую сферу. Работа по подготовке к школьному обучению должна быть направлена на формирование школьно-значимых функций. Основу организации занятий определяют следующие принципы. 1. Системность и комплексность. Развитие ребенка, коррекция нарушений развития — комплексный процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Необходима системная работа, комплексное воздействие, так как развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других. И в свою очередь, развитие каждого познавательного процесса не только оптимизирует обучение, но и эффективно развивает речь. 2. Постепенность и систематичность в освоении материала. Переход к новому этапу обучения, новому виду деятельности, новому заданию осуществляется только после освоения в полном объеме предыдущего материала: от простых, доступных игровых заданий к более сложным, комплексным. Все игры методического комплекса имеют двойную систему усложнения: в рамках выполнения одного задания (недельного) игра представлена в трех уровнях сложности, и, в свои очередь, она же усложняется в течение года I с сентября до мая) по мере усвоения материала. 3. Индивидуализация темпа работы. Предложенная система разноуровневых игр и заданий дает возможность дифференцированно подходить к определению индивидуального график работы каждого обучаемого дошкольника, а также позволяет успешно применять ее в условиях образовательной интеграции. 4. Цикличность повторения материала. Содержание и последовательность изучения лексических тем предусматривают повторение, уточнение и расширение ранее усвоенного при изучении последующих тем, а также дают возможность более детально и углубленно проработать изучаемый материал с установлением причинно-следственных и временных зависимостей. 5. Соответствие материала возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Подбор учебно-развивающего материала и динамика его усложнения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития ребенка и учитывает последовательность сензитивных периодов развития каждой психической функции в процессе онтогенеза. 6. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Опираясь на эти принципы, педагоги и родители выступают равнозначными партнерами при подготовке ребенка к школьному обучению. Схема взаимодействия проста и логична: используя единую систему игр и упражнений, педагоги (вое питатели, учителя-дефектологи, психолога) занимаются развитием, коррекцией дефицитарных функций; родители, получая консультативную помощь, закрепляют полученные ребенком знания, занимаясь с ним дома. Такая схема помогает объединить подходы и требования со стороны педагогов и родителей, повышает эффективность родительского участия в подготовке ребенка к школе.
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ, РАБОТАЯ С ПОСОБИЕМ Учебно-методическое пособие «Звонкая капель» состоит из следующих разделов: 1. Игротека. 2. Еженедельные карточки игр и заданий. 3. Художественно-литературный блок «Сочиняем. Запоминаем». 4. Иллюстративные приложения. Игротека Раздел включает в себя описание базовых игр. Часть из них — традиционные, адаптированные с учетом специфики их применения. Значительное большинство игр являются авторскими разработками. Все игры должны выступить в роли единого инструментария в модели взаимодействия педагогов и родителей. Игры направлены на развитие внимания, восприятия, представлений, памяти, мышления, речи, воображения, саморегуляции и самоконтроля, а также мелкой моторики, необходимой для формирования навыка письма. Несомненным достоинством предложенной системы игр является возможность: — легкого и быстрого освоения игр детьми; — использования каждой игры при изучении любой лексической темы; — усложнения игры путем изменения темпа и правил проведения; — использования каждой игры, усложненной и видоизмененной, на разных этапах коррекционно-развивающей работы с дошкольниками; — прочной автоматизации речевых умений в процессе игровой деятельности; — одновременного участия в игре детей с различным уровнем речевого развития; — результативного проведения любой игры во фронтальной и индивидуальной работе с детьми; — стимулирование спонтанного речевого развития ребенка в изменяющихся условиях уже освоенной им игры; — вариативности сочетаний различных базовых игр в процессе занятий; — простого и малозатратного изготовления пособий к играм. Каждую предложенную игру предваряет условное обозначение «паровоз с вагонами». На паровозе условным значком обозначена ведущая задача игры, на вагонах — сопутствующие дидактические и коррекционные задачи, реализуемые в игре, например: Эта иерархия поставленных задач не статична: любая сопутствующая задача при изменении условий игры может выйти на первое место, стать ведущей. Условные обозначения задач в разделе «Игротека»:
Перед началом работы по заданиям комплекса «Проталинка» необходимо: —ознакомиться с назначением игры и ее содержанием; —изучить способы усложнения игры и ее варианты; —изготовить или найти в Приложениях нужные для игры наглядные пособия. Для повышения эффективности предложенной системы игр следует соблюдать определенные методические правила и приемы. Золотые правила работы с учебно-методическим комплексом «Проталинка»: 1. Начинайте занятие и завершайте его только при хорошем настроении у ребенка и взрослого. 2. Соблюдайте временные границы при вы полнении домашнего задания: а) занимайтесь по возможности в одно и то же время, желательно не менее двух раз в день; б) занятие должно длиться не более 15-20 мин. Между занятиями обязательны перерывы (не менее 15 мин). 3. Начинайте работу с повторения материала, изученного на предыдущем занятии. 4. Работу всегда завершайте одобрением успехов ребенка. Хвалите не малыша,, а его старание, если оно было, а если не было, то выражайте надежду на то, что оно появится в следующий раз. 5. Сравнивайте достижения ребенка с его собственными достижениями в прошлом, а не с успехами других детей. 6. Следите за осанкой ребенка и соблюдением санитарных норм (освещенность рабочего места, воздушный режим, исключение переутомления). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |