Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОСПИТАНИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
Методы воспитательного воздействия на осужденных. Реферат по дисциплине «Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях».
Выполнила: студентка 5 курса заочной формы обучения Морозова Вера Григорьевна _______________________ (подпись)
Научный руководитель: к.п.д., ст.преподаватель Максимов Андрей Сергеевич Оценка ________________ «___»_______________20___г. _______________________ (подпись)
Омск, 2018 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1.СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОСПИТАНИЯ……………………………………………………….……4 2.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ……………………………………………………………….8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….………………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ Важность воспитательной работы с осужденными подчеркивается положениями Концепции развития УИС до 2020 года, согласно которой приоритетными задачами являются повышение эффективности социальной и психологической работы, разработка новых форм воспитательной работы, усиление психолого-педагогической работы с личностью. В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется не только создание новых видов учреждений, но и разработка новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, системы поощрений, а также иных стимулов к правопослушному поведению и активной ресоциализации. Основными направлениями развития воспитательной работы с осужденными является обеспечение успешной ресоциализации осужденных. Необходимым условием исправления и успешной адаптации является освоение ими основных социальных функций. Поэтому предполагается внедрять новые индивидуальные формы работы, совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, вовлекать их в трудовую деятельность, участие в самодеятельных организациях, клубной и кружковой работе. Важным направлением реформирования УИС является индивидуализация наказания, с целью обеспечения адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОСПИТАНИЯ В ч. 1 ст. 109 УИК РФ определяется, что воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более широкого процесса исправления осужденных, основная цель которого - формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня. Достижению именно этих задач должны быть подчинены все остальные средства воздействия.Опыт разработки этих требованийполучил широкое распространение в пределах всей страны. Сейчас, правда, он в значительной степени утерян и далеко не в каждом исправительном учреждении персонал может четко представить его основные элементы. Однако с уверенностью можно сказать, что со стабилизацией социально-экономической обстановки в стране (а следовательно, и исправительной системы) этот оправдавший себя на практике опыт вновь будет востребован. Нормы, регулирующие воспитательную работу с осужденными (как и многие другие), носят поощрительный, стимулирующий характер. Психологической сущностью процесса воспитания осужденных является перевод внешних по отношению к личности опыта, знаний, социально-одобряемых ценностей, норм правил общества во внутренний психический план личности, то есть в убеждения, установки, поведение осужденного. Воспитательная работа с осужденными носит многофакторный характер: на личность осужденного может влиять семья, бригада (трудовой коллектив), осужденные с позитивными социальными установками, искусство (творчество), общественные организации, средства массовой коммуникации и др. Важная задача воспитателя - интегрировать все эти факторы, что делает процесс воспитания не только сложным, но и интересным. Сложность воспитания заключается в том, что это долговременный и непрерывный процесс, требующей активной позиции самого осужденного, поэтому результаты воспитания могут носить отсроченный и неодинаковый для всех характер, обнаруживаться не сразу, а спустя некоторое время после освобождения. Вместе с тем, результат действий воспитателя должен выражаться в качественных сдвигах в сознании и поведении осужденных. Особенность воспитательного процесса в УИС заключается в том, что у большинства осужденных имеется уже хорошо сформированная устойчивая «криминальная» личность, поэтому процесс воспитания в большей степени является перевоспитанием. Поскольку необходима перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В основном все эти отклонения в развитии и поведении осужденного связаны с психологическими проблемами в развитии, с акцентуациями характера. Поэтому для эффективного перевоспитания осужденного требуется совместная работа начальника отряда (социального педагога), психолога, врача. Успешная психофизическая корректировка личности осужденного возможна приразличных методов и приемов, как психотерапии, так и педагогики, при обязательном изучении личности и мониторинге развития осужденного. В своей основе принципы перевоспитания осужденных имеют ту же методологическую базу, что и общие принципы воспитания. В них отражаются объективные связи и отношения, присущие формированию личности в обществе, однако это не означает их полного тождества. Учитывая тот факт, что процесс перевоспитания осужденных протекает в условиях исполнения уголовного наказания, следует отметить, что ряд принципов воспитания не может быть реализован в полном объеме, а другие претерпевают определенную трансформацию. Под принципами перевоспитания в пенитенциарной педагогике понимаются руководящие идеи, исходные методологические положения, определяющие как содержание и направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность сотрудников, воспитателей. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Воспитание всегда строиться в соответствии с требованиями общества, должно отвечать его потребностям, то есть иметь целевую направленность. Целью воспитания в уголовно-исполнительной системе является исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку и обществу. Таким образом, методы, формы и средства воспитания осужденных должны подбираться с учетом именно этой цели, а именно возвращение в общество осужденных с устойчивым сформированным правопослушным поведением. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Воспитательное воздействие на личность осужденного осуществляется с учетом всех факторов и сторон воспитательного процесса, через систему целей, содержания и средств воспитания. Принцип руководства и самостоятельной деятельности, активности осужденных. Главный закон развития личности гласит, что человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому начальник отряда (социальный работник) должен стимулировать активность осужденных, их творческую работу, сохраняя при этом руководящие позиции. Принцип гуманизма, уважения к личности осужденного в сочетании с требовательностью к нему. Отношения начальника отряда и осужденного должны строиться на доверии, взаимном уважении, доброжелательности, авторитете воспитателя. Для достижения нужных результатов начальник отряда (социальный педагог) должен не только создавать благоприятный психологически климат в группе осужденных, но и проявлять высокую требовательность. Принцип опоры на положительное в личности. Только вера в эффективность воспитательного воздействия, а также положительное подкрепление успехов осужденного, благоприятные взаимоотношения воспитателя и воспитанника могут привести к достижению нужных результатов. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Группа осужденных может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому воспитание в группе, через общение, требует знания воспитателем социальной психологии и умений формировать общественные отношения. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей осужденных. Начальник отряда (социальный работник) должен знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия осужденных, учитывать их при выборе средств и методов работы с конкретными осужденными. Принцип единства действий и требований. Поскольку воспитание проходит под влиянием многих факторов - администрации ИУ, коллектива осужденных, семьи, то важным становится обеспечение единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса. Процесс воспитания осужденных не должен ограничиваться только исправительным учреждением, привлекаться к воспитанию должны и семья осужденного, близкие друзья и родственники, общественные организации и др. Все перечисленные принципы тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание осужденных и как его нужно организовывать.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |