Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация основных прав и свобод личности
Права человека и гражданина - весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев: 1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод - на три поколения: первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (ХVП-ХVШ вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативных", т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.); второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине ХХ столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.); третье поколение - права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и прочее). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;
Схема 10.4
┌────────────────────────────┐ │ По этапам провозглашения │ └──────────────┬─────────────┘ │ ┌──────────────────┼─────────────────┐ │ │ │ ┌──────────┴──────────┐ │ ┌──────────┴──────────┐ │ Первое поколение │ │ │ Третье поколение │ │ (гражданские и │ │ │ (коллективные, или │ │ политические права) │ │ │ солидарные, права) │ └─────────────────────┘ │ └─────────────────────┘ │ ┌──────────┴──────────┐ │ Второе поколение │ │ (социальные, │ │ экономические и │ │ культурные права) │ └─────────────────────┘
2) в зависимости от содержания на: - гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.); - политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.); - экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.); - социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.); - культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.);
Схема 10.5
┌──────────────────────────────┐ │ По содержанию ├──────┐ └──────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────┐ │ │Гражданские или личные ├──────┤ └────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────┐ │ │Политические ├──────┤ └────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────┐ │ │Экономические ├──────┤ └────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────┐ │ │Социальные ├──────┤ └────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────┐ │ │Культурные ├──────┘ └────────────────────────────┘
3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);
Схема 10.6
┌──────────────────────────────┐ │ По соподчиненности │ └──────────────┬───────────────┘ │ ┌─────────────────────────────┴────────────────────────────┐ │ │ ┌───┴──────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┴────┐ │Основные (участие в управлении│ │ Дополнительные │ │ обществом и государством) │ │ (избирательное право) │ └──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;
Схема 10.7
┌───────────────────────────────────────────────┐ │ По принадлежности к конкретному государству │ └───────────────────────┬───────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────┴──────────────────────────────┐ │ │ │ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │ │ │ Права российских │ │ Права лиц │ │ ├────┤ граждан │ │ без гражданства ├────┤ │ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘ │ │ │ │ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │ │ │ Права иностранных │ │ Права лиц с │ │ └────┤ граждан │ │ двойным гражданством ├────┘ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘
5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и прочих);
Схема 10.8
┌──────────────────────────────┐ │ По степени распространения │ └──────────────┬───────────────┘ │ ┌─────────────────────┴─────────────────────┐ │ │ ┌───┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐ │ Общие │ │ Специальные │ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘
6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и прочее);
Схема 10.9
┌──────────────────────────────┐ │ По характеру субъектов │ └──────────────┬───────────────┘ │ ┌─────────────────────┴─────────────────────┐ │ │ ┌───┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐ │ Индивидуальные │ │ Коллективные │ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘
7) в зависимости от роли государства в их осуществлении на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);
Схема 10.10
┌────────────────────────────────────────┐ │ От роли государства в их осуществлении │ └───────────────────┬────────────────────┘ │ ┌────────────────────┴─────────────────────┐ │ │ ┌───┴─────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐ │ Негативные │ │ Позитивные │ └─────────────────────┘ └──────────────────────┘
8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, на: - права в сфере личной безопасности и частной жизни; - права в области государственной и общественно-политической жизни; - права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
Схема 10.11
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ В зависимости от особенностей личности ├────┐ └──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Права в сфере личной безопасности и частной жизни ├────┤ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Права в области государственной и общеполитической жизни├────┤ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Права в области экономической, социальной и культурной │ │ │деятельности ├────┘ └────────────────────────────────────────────────────────┘
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |