Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 13. Познание как предмет философского анализа
План: Специфика научного познания и основные этапы его развития Формы научного познания Проблема истины и критерии истины Вопрос 1. Специфика научного познания и основные этапы его развития Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного – ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность является одной из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования природы с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. То есть, разнообразная деятельность человека невозможна без знаний. Познание следует отличать от понятия «знание». Они различаются как процесс и результат. Познание – это отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Будучи поначалу частью жизни человека, на определенном этапе развития общества познание обособилось в специализированное духовное производство человечества – науку(гр. – епистеме, лат. – сциентие),сложнейшую систему знаний, которая передается от поколения к поколению. Хотя элементы научного знания начали формироваться Древнем Египте, Китае, Индии, и др. культурах, возникновение науки относят к \/1в. до н.э. и связывают с периодом разрушения мифологического мировоззрения в Древней Греции. В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (изучает познавательные процессы в психике человека), логика(изучает методы познания),история науки. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а представляет собой развивающееся знание. Истоки познавательной деятельности уходят в глубокую древность. При этом на каждом этапе своего развития знание выступало как совокупность всего многообразия форм человеческой деятельности. То есть, познавательная деятельность всегда имела всеобъемлющий характер. В античной философии центральной выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Они исходили из того, что знание есть своеобразная копия предмета. То есть, игнорировалась активная роль познающего субъекта – самого человека. А результат его познавательной деятельности признавался всего лишь его мнением. Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией ХV11-ХV11вв. Главной стала проблема связи познающего субъекта – человека спознаваемым объектом– внешним миром. Идет поиск достоверного знания, определяются пути достижения истины, выбор которых обусловил появление рационализма и эмпиризма.Так, Ф.Бэкон, основоположник экспериментальной науки этого времени, считал, что науки, изучающие мышление, являются ключом ко всем остальным, поскольку содержат в себе «умственные орудия». В немецкой классической философии, в частности, в работе «Критика практического разума» И.Канта, познаваемый объект существует лишь в сознании познающего субъекта – человека. А объект – реальный мир, представляет собой «вещь в себе» и непознаваем. Крупным шагом в разработке проблем теории познания стала философия Г. Гегеля. Он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики, которые определили новый (после метафизического)метод познания – диалектический. Последние 300 лет (возраст современной науки) человечество сделало такой огромный рывок, который даже не снился нашим предкам. В этот период было сделано 90% всех научно-технических достижений. Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество в сфере познания. Таким образом, познание складывалось и продолжает развиваться далее, благодаря познавательным усилиям миллионов людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решали вопрос о познаваемости Мира. Однако существует такое направление – агностицизм(гр.- непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира. В истории философии наиболее известными агностиками были: немецкий философ И.Кант и английский философ Юм. За И.Кантом утвердилось мнение, как «первом агностике». Согласно ему, предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе». В отличие от них, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но, либо сомневаются в его возможностях, либо, не сомневаясь в этом, считают результаты познания отрицательными. Основными особенностями научного познания являются: - задача научного знания – обнаружение объективных законов реальной действительности (природных, общественных, мышления и др.) - знание является «руководством к действию» по изменению окружающей действительности. - процесс научного познания не возможен без применения специфических средств: приборов, инструментов, т.н. «научного оборудования», зачастую, очень сложного и дорогостоящего. - научному познанию характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем, здесь много гипотез, догадок, предположений, суждений и т.д. - цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Еще А.Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть». Вопрос 2. Формы научного познания |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |