Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Полит. борьба в США в первые годы после войны за независимость. Конституция 1787г.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Победа в войне за независимость была достигнута народом США, но результаты ее плантаторы и капиталисты постарались использовать в своих интересах. Наиболее реакционные круги во главе с Гамильтоном и Медисоном мечтали о создании конституц. монархии, но Вашингтон и др. влият. деятели опасались, что провозглашение монархии вызовет восстание в народе и в армии, и считали, что власть плантаторов и буржуазии м. б. упрочена и при республике. Плантаторы и буржуазия спешили отделаться от революц.армии. В ноябре 1783 г. большая часть армии была распущена. Выпуск большого количества бумажных денег для покрытия военных расходов привел к их обесценению. Кредиторы не принимали их в уплату долгов, а спекулянты скупали их за бесценок. Налоги увеличились. Множество фермеров и ремесленников попали в долги, а находящиеся у них в руках бумаж. деньги потеряли всякую ценность. Тюрьмы в Новой Англии переполнены должниками. Суды отбирали у них землю и скот в пользу кредиторов. В Нью-Гемпшире, Вермонте и Род-Айленде нач. волнения разорившихся фермеров и ремесленников, требовавших освобождения арестованных за долги и восстановления курса бумаж. денег. В Массачусетсе осенью 1786 г. вспыхнуло круп. восстание под предводительством обедневшего фермера Даниэля Шейса(капитан). Повстанцы требовали аннулирования долгов, объявления земли общ., наделения бедняков бесплат. земел. участками. Круп. землевлад. и капиталисты требовали подавления восстания и собирали ср-ва на снаряжение карательных войск. В феврале 1787 г. Шейс со своим отрядом был окружен (сдаться). Конституция 1787 г. и «Билль о правах» 1791 г. Капиталисты были напуганы подъемом демократ. движения. Для удержания в повиновении народных масс они считали необходимым усилить центр. власть и захватить ее в свои руки. Сильное правительство нужно буржуазии и плантаторам для охраны круп. собственников, для обеспечения взыскания долгов, выгодного урегулирования вопроса о землях на Западе. Зап. земли в 1785 г. объявлены собств. гос-ва и подлежали распродаже на условиях, выгодных для земельных спекулянтов. Потребность в более тесном полит. объединении 13 штатов вызывалась и др. причинами. Каждый из 13 штатов имел свои торг. законы и правила. В стране не было единой денеж. системы. Буржуазия стремилась к устранению этих препятствий для развития нац. рынка. Вопросы внешней политики. Слабое правит-во, созданное на основе «Статей Конфедерации», не могло с достат. авторитетом представлять США на междунар. арене. Буржуазия и плантаторы ставили своей целью дальнейшее расшир. террит.США на Запад путем захвата индейских земель, в том числе на террит., входивших в состав англ. и испан. колоний. (необходимо было усиление центр. власти.) В мае 1787 г. в Филадельфии открылись заседания Конституц. конвента, созванного для пересмотра «Статей Конфедерации 1781 г и выработки новой конституции. Заседания Конвента происходили в строгой тайне, разглашение содержания воспрещалось. В сентябре Конвент закончил свою работу. Конституция 1787 г. создавала союзное, или федер.е, гос-во, хотя штаты сохраняли шир. самоуправление и свои отдел. конституции. Законод. власть передавалась Конгрессу, состоящему из палаты представителей и сената. Члены палаты представителей избирались на 2 года от каждого штата в числе, пропорц. кол-ву населения, а сенаторы— на 6 лет, по 2 от каждого штата. Для принятия закона необходимо одобрение его обеими палатами. Назначение сената - влиять на законодательство палаты представителей в консервативном духе. Исполнит. власть конституция передавала президенту, избираемому двухстепенными выборами, и наделяла его огром. полномочиями. Президент назначает министров (секретарей), явл. главнокоманд. вооруж. силами. Если закон не получает одобрения двух третей всех членов Конгресса, то президент может наложить на него вето.Конституция учреждала Верховный суд СШАиз несменяемых и пожизненно назначаемых судей. Верх. суд может отменять законы, если найдет их противоречащими конституции. По сравнению с феодально-монарх. строем бурж. конституция 1787 г. была прогрессивной, не была демокаратической. Она закрепляла прежде всего те завоевания революции, кот. были выгодны рабовладельцам и круп. буржуазии. Рабство негров было узаконено, и на 20 лет вперед разрешался ввоз негров-рабов в США. Беглые рабы подлежали возвращению их владельцам. Буржуазно-демократ. «свободы» слова, печати, совести, собраний не упоминались. Конституция не регламентировала избират-е право. Женщины не получали никаких прав. В конституциях штатов сущ. имуществ. ценз. Конституция 1787 г. должна была вступить в силу после ратификации ее конвентами 9 из 13 штатов. (негодование народ. масс). Сторонники сохранения федеральной конституции в том виде, как ее принял Конвент 1787 г., или федералисты, представляли интересы круп. капиталистов Севера и плантаторов Юга, объед-ся п\в демократ. движения. Во гл. федералистов Гамильтон и Медисон. Выразителями стремлений фермеров, город. мелкой буржуазии, мелких плантаторов были антифедералисты во главе с Томасом Джефферсоном. Они предлагали внесение в конституцию ряда демократ. поправок. В штатах поднялось шир. движение за демократ-ю конституции. В 1789 г. был избран Конгресс. Первым президентом США -Джордж Вашингтон. Конгресс вынужден был в 1791 г. включить в конституцию 10 поправок, провозглашавших свободу слова, печати, право собраний и петиций, неприкосновенность личности, жилищ, введение суда присяжных по уголовным делам для гражд. населения. Запрещались введение общегос. религии и принудит. постой войск в мирное время. Билля о правах» облегчал борьбу трудящихся за свои права. Господствующие классы в дальнейшем на деле часто нарушали предусмотренные этим биллем свободы, но на словах всячески преувеличивали их значение.
48. Тридцатилетняя война . Причины войны. После заключения в 1555 г. в Аугсбурге религиозного мира Германия полстолетия наслаждалась спокойствием и мирным трудом. Но в нач. XVII в. противоречия между ними вновь обострились. Католики начали притеснять протестантов. Гонения усилились, когда во главе Священной Римской империи встал Фердинанд II, который, подобно Карлу V, возомнил себя защитником истинной католической веры и решил покончить с протестантской ересью. Он стремился упрочить господство Габсбургов в Европе, подорванное их поражениями в прошлом столетии: освободительной войной в Нидерландах, гибелью Непобедимой армады, неудачей военной интервенции во Франции, где по Нантскому эдикту 1598г. восторжествовала политика веротерпимости. Фердинанд II стал провоцировать новое военное столкновение с протестантами. Германия снова раскололась на две враждебные военно-политические группировки — Католическую лигу и Евангелическую унию. Они начали подготовку к войне. Общеевроп. хар-р войны. В войну в той или иной мере было вовлечено большинство стран Европы. Одним из театров военных действий были Нидерланды, которые еще в XVI в. разделились на независимое протестантское государство Республику Соединенных провинций (Голландию) и сохранившие верность Испанской короне и католицизму Южные Нидерланды. В 1621 г. истек срок перемирия, которое заключили между собой голландцы и испанцы. Военные действия возобновились, в ходе которых испанцы попытались восстановить свое господство в Северных Нидерландах. Англия, прямо не участвовавшая в этой войне, оказывала голландцам материальную помощь. Франц. правительство также попыталось воспользоваться трудностями Габсбургов и направило свои войска в Сев. Италию. Но, поглощенное в 20-х гг.борьбой с гугенотами, оно прилагало усилия прежде всею к укреплению и расширению состава антигабсбургской коалиции. Извлечь выгоду из общеевропейской войны стремилась и Россия, восстанавливавшая силы после внутренней Смуты и иностранной интервенции начала XVII в. Начало войны. Если причиной войны были католическая реакция и стремление Габсбургов к господству, то поводом к ней послужили попытки германского императора восстановить в полном объеме католический культ в Чехии. Покушение имперских властей на церковь и вообще на автономные права Чехии вызвали в 1618 г. восстание в Праге. Однако армии императора и Католической лиги подавили его. 8 ноября 1620 г. основные силы восставших были разбиты в сражении на Белой Горе. Тогда заволновались протестантские князья в Северной Германии. Они понимали, что вслед за Чехией настанет их черед. Началась война между императором в союзе с Католической лигой и государствами Протестантской унии. В начале 20-х гг. католикам удалось разбить и их силы. Вступление в войну Дании. На помощь германским протестантам пришла Дания. Это было одно из самых могущественных государств Северной Европы. Поначалу датские войска действовали успешно. Однако и они стали терпеть поражение после того, как командотовать императорскими войсками был назначен полководец Альбрехт Валленштейн. Армия заняла Северную Германию и стала угнать владениям датского короля. Наемные армии. Один из секретов успеха В. заключался в том, что он создал большую армию. Прибегнуть к наемничеству европейских монархов заставил упадок феодального ополчения, сете с тем в XVI—XVII вв. государство было слабым и не располагало достаточными ресурсами, чтобы содержать сильную постоянную армию. Из этого противоречия был найден оригинальный выход. Военных профессионалов стали нанимать на время — за отдельную плату. За службу платили из добычи, полученной в результате победы. Если же солдаты-наемники не получали срок плату, то они занимались грабежом местного населения. Валленштейн разгромил датчан. Он занял территорию северогерманских государств и восстановил там господство католической церкви. Благодаря его победам в 1629 г. император издал Реституционный эдикт, по которому католической церкви возвращались ее владения, конфискованные во время Реформации. Вступление в войну Швеции. Но пока Валленштейн был занят переустройством Германии, в войну вмешался шведский король Густав II Адольф. Он со своей армией находился в Польше, претворяя в жизнь грандиозные завоевательные планы. Он мечтал о присоединении к Швеции всего побережья Балтийского моря и превращении своего королевства в могущественную балтийскую империи. Заключив с Польшей перемирие, в 1630 г. Густав II Адольф во главе своей армии вторгся в пределы Священной Римской империи. Неизвестно, чем бы закончилось единоборство обоих полководцев, если бы 16 ноября 1632 г. в бою близ города Лютцен в Саксонии Густав II Адольф не погиб. Протестанты лишились общепризнанного и авторитетного руководителя. Роль России. Для войны против Католической лши шведский король нуждался в материальной помощи, Эта помощь ему была оказана Францией и Россией. От Франции он получал регулярные денежные субсидии. Россия на льготных условиях поставляла Швеции хлеб. Обе страны помогали Швеции, преследуя собственные внешнеполитические цели. Франция добивалась ослабления Габсбургов, своего злейшего врага. Россия хотела заручиться поддержкой Швеции в своей борьбе против Польши за возвращение земель, потерянных в начале XVII в. В 1632 г. Россия объявила Польше войну с целью овладения Смоленском (Смоленская война). Но, не получив обещанной поддержки Швеции, она заключила с ней в 1634 г. Поляновский мир. Вступление в войну Франции. В 1635 г. в войну вступила католическая Франция. Кардинал Ришелье, возглавлявший в ту пору правительство Франции, вел решительную борьбу против протестантов (гугенотов) внутри своей страны. Как государственный деятель Ришелье защищал в первую очередь не интересы церкви, а интересы Французского королевства. Габсбурги, стремившиеся к мировому господству, угрожали Франции и на южной (с Испанией), и на северо-восточной (с Нидерландами), и на юго-восточной (с Италией) границах. Франция должна была разорвать это враждебное окружение, и Тридцатилетняя война предоставляла для этого удобную возможность. Теория «естественных границ». Ришелье вынашивал далеко идущий план территориального расширения Франции в северо-восточном направлении. Этот план исходил из теории «естественных границ», которую проповедовали французские государственные деятели в конце XVI — начале XVII в. Для этого нужно было захватить Нидерланды, являвшиеся владением Габсбургов, а также территорию некоторых государств — членов Священной Римской империи. Французская армия начала военные дей-ійя в Нидерландах, Испании и Германии, однако смерть Ришелье в 1642 г., а в 1643 г. и короля Людовика XIII івергла страну во внутренние смуты, известные под названием Фронда. Это побудило французское правительство ускорить окончание войны. К этому же стремились и другие страны. Тридцатилетняя война оказалась разорительной для всех ее участников. Особенно пострадали германские земли. Вестфальский мир 1648 г. В середине 40-х гг. противники вступили в переговоры, завершившиеся в 1648 г. написанием в Вестфалии — одном из германских государств — мирного договора. Мир подписало большинство участников войны, кроме Франции и Испании. Обе страны продолжали воевать за господство в Южных Нидерландах вплоть до 1659 г., когда был заключен так называемый Пиренейский мир, по которому Франция получила ряд пограничных территорий. Самые крупные территориальные изменения произошли в Сев. Германии. Швеция получила обширные земли в устьях крупнейших рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, таких, как Одер и Эльба. В итоге Швеция близко подошла к цели своей внешней политики —'превращению Балтийского моря во внутреннее «шведское озеро» (с XII в. она уже владела Финляндией, а с XVI в.— землями в Восточной Прибалтике). Франция по Вестфальскому договору несколько расширила свои владения на левом берегу Рейна. Она добилась признания своих прав на крепости Мец, Туль и Верден в Лотарингии, захваченные ею еще в 1552 г. Кроме того, она присоединила небольшие территории в Эльзасе, принадлежавшие ранее Габсбургам. За счет конфискованных у церкви владений расширили, порой значительно, свою территорию некоторые германские государства, в особенности протестантские — Бранденбург, Саксония, Брауншвейг и др. Важнее было то, что Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов. Он узаконил конфискацию церковных земель, осуществленную до 1624 г., и отменил принцип «чья власть — того и вера». Немецкие князья были лишены права определять веру своих подданных. Взамен был провозглашен принцип веротерпимости, в соответствии с которым христиане любого вероисповедания могли свободно отправлять свой культ в любой части империи. Это современный принцип религиозных отношений, положенный ныне в основу законодательства демократических государств. Вестфальский мир окончательно поставил крест также на стремлении Габсбургов подчинить своей власти другие страны и народы Западной Европы. Мирный договор подтвердил принцип «исконной немецкой свободы», Значение Вестфальского мира. Страны антигабсбургской коалиции укрепили свои международные позиции, особенно Франция и Швеция. Оба государства были объявлены гарантами выполнения Вестфальского мирного доктора. Вместе с ними в числе гарантов было названо и Русское государство, формально в Тридцатилетней войне иг участвовавшее и мирный договор не заключавшее. Это свидетельствовало о росте его международного влияния. Однако победа антигабсбургской коалиции отнюдь не привела к установлению в Европе господства какой-то одной страны или группы стран вместо господства Габсбургов. В результате Тридцатилетней войны и Вестфальского мира сложилось определенное равновесие в силах между крупнейшими государствами того времени. Вместе с тем Вестфальский мир представлял собой важный этап и в развитии международного права (т. е. общепринятых норм и правил отношений между государствами). Однако наличие общепризнанных норм права позволяло установить меру ответственности государств в случае возникновения войн и облегчало поиски мира. После заключения Вестфальского мира главную роль в международных отношениях стали играть не монархи, а суверенные государства. Так называют независимые и равноправные государства, проводящие самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику в соответствии со своими государственными интересами. По Вестфальскому миру Испания предоставила независимость Республике Соединенных провинций. Кроме Голландии, признание в качестве независимого государства получила и Швейцарская конфедерация.
49.Международные отношения в Зап.Европе во 2пол.17-18вв. Баланс сил. После Тридцат. войны в Европе сложилось относит. равновесие, или баланс сил осн. гос-в. (соотнош. воен. и экон. возможностей гос-в, при кот. ни одно из них не располагает решающим перевесом над другими). Нач-я со вт. пол. XVII в. мн. из них провозгласили целью св. внеш. политики поддержание баланса сил. Последовательной сторонницей этой политики в XVIII в. - Великобритания — островное гос-во, у кот. не было сильной сухопутной армии и кот. полагалось на дипломатич. методы защиты св. интересов в континент. Европе. Причины захватнических войн. Больш. гос-в Европы стремилось к расшир. св. террит. и увелич. числ-ти населения путем присоед. частей др. гос-в.- экон. причинами: С/х – гл. отраслью экономики. Гос-ва вели захватнич. войны для того, чтобы контролировать мировые торг. пути, (морские). Те, кто был лишен удобного выхода к морям, стремились его получить. Предлогом для больш. служили династич. притязания. Войны Людовика XIV. Именно на свои права как наследств. короля Франции ссылался Людовик XIV при обосновании войн, кот. он вел за овладение Юж. Нидерландами. Л. XIV был женат на испан. инфанте (принцессе) Марии-Терезии. По брач. договору испан. король обязан был выплатить в качестве приданого своему зятю 500 тыс. золотых экю. (не хватило ). Когда испанский король умер, Л. XIV потребовал у его преемника компенсировать ущерб передаче части Юж. Нидерландов. Испания отказалась, и Люд. XIV попыт-ся захватить Нидер. силой. Англо-французские противоречия. В XVI — сер. XVII в. Франция и Англия поддерживали друж. отношения. Их сближала борьба с Габсбургами, а также с Голландией, превратившейся в самую сил. морскую державу мира. Однако в правл. Людовика XIV Франция сама стала круп. морской и колониал. державой. Еще в пер. пол. XVII в. французы основали несколько колоний и Америке — Новая Франция (Канада), Кайенна, острова Ньюфаундленд, Мартиника, Гваделупа и др., в Африке — Сенегал. ; захв. вост. часть острова Гаити в Карибском море и проникли в Индию. Англией, в целях защиты св. колониал. и морских интересов объединилась с вчерашним врагом — Голландией. В результате «Славной революции» 1688—1689 гг. возникла личная уния двух крупн. морских держав— Англии и Голландии. Они стремились помешать осущ. захватнич. планов Люд. XIV. Война за испан. наследство 1701 —1714 гг. Последний испан. король из династии Габсбургов был бездетен. Предвидя его смерть, европ. монархи договорились о разделе его владений в Европе (Юж. Нидерланды) и в колониях. (заключили договоры), испан. король спутал все карты. Объявлял своим преемником франц. принца Филиппа Анжуйского, внука Людовика XIV. «Король-солнце» встал перед трудным выбором: признав завещание, он рисковал вызвать гнев др. держав. Л. 14 заявил о признании прав своего внука на испан. трон. Объед. франко-испан. монархия не имела бы равных по территории, численности населения, армии и экон. ресурсам (учитывая испан. колонии). П/в Франции выступила коалиция почти всех круп. гос-в Европы. Воен. действия развернулись в Испании, Нидерландах, герман. землях, колониях и на море. В рез. длит. войны, истощившей Францию, Люд. XIV был вынужден поумерить свои притязания. По мир. договорам, заключ. в 1713—1714 гг., его внук все же сохранил Испан. корону. Однако Франция и Испания обязались никогда не объед-ся под властью одного монарха. Франция лишилась части св. владений в Сев. Америке, кот. отошли к Великобритании. Испания отдала в ее владение скалу Гибралта. Испания предоставила британским купцам привилегии в торговле с испан. колониями в Америке. К монархии Габсбургов отошли Юж. Нидерланды, террит. в Италии — Ломбардия, часть Тосканы, Неолитанское кор-во и остров Сардиния. Гл. итог Войны - потерпели крах намерения Люд. XIV менить баланс сил в Европе в свою пользу. Благодаря илиям антифранц. коалиции баланс сил восстановлен. «Новые державы». Поколебать баланс сил в Европе пытались и державы, кот. лишь в XVII—XVIII вв. активно включились в европ. и мир. политику. - Швеция, Бранденбургско-Прусское гос-во и Россия. Швеция вела напряж. войны с сосед. странами — Данией, Бранденбургом (_ Пруссией), РП, Россией. Стремилась не только к господству в Сев. Европе. В пер. пол. XVII в. шведы устроили свои колонии на побережье Сев. Америки и Зап. Африки, однако не смогли их удержать.В Вост. Прибалтике захватн. политика швед. королей натолкнулась на противод-е России. В результате присоединения Левобер. Украины Россия стала ближе к Европе. Она оспаривала у Швеции право владеть берегами Финского залива, ранее принадлеж. Рус. гос-ву. торг. путь из Сев. Европы в Юж. («из варяг в греки») и далее на азиатский Восток. Северная война 1700—1721 гг., законч. победой России. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Россия получила значит. часть вост. побережья Балтийского моря с портами Ригой, Ревелем, Выборгом и др. На берегу Финского залива в устье реки Невы была построена новая столица — Санкт-Петербург. Война за австрийское наследство 1740—1748 гг. Пер. круп. агрес. войной Пруссии было нападение в 1740 г. на монархию Габсбургов. Поводом послужила смерть императора Свящ. Рим. империи и правителя монархии Габсбургов Карла VI, не оставившего муж. наследника по прямой линии. Прус. король Фридрих II тотчас предъявил свои права на австрийс. наследство и силой захватил Силезию. Началась общеевроп. Война за австрийское наследство. В этой войне молодую правительницу наследственных владений Габсбургов Марию-Терезию, дочь покойного императора, поддержали Россия, Великобритания и Голландия. Россия не желала ослабления монархии Габсбургов, поскольку рассчитывала на союз с ней в борьбе п/в Османской империи. В итоге - удалось сохранить баланс сил осн. европ. гос-в. Однако в ходе войны обнаружилось острейшее соперничество м/у династиями Габсбургов и Гогенцоллернов, правивших в Пруссии. Колониальное соперничество. м/у Францией и Великобританией. - Индия и Сев. Америка. В XVI в. в Индии господ-ли португ. купцы. Но Португалия никогда не ставила цели завоевания Индии. В кон. XVII в., проникли колонизаторы из др. стран- Голландии, - сумели установить контроль над морским путем из Европы в Юж. Азию, основав на юге Африки Капскую колонию. Они отобрали у португальцев ряд их колоний. =* англичане, пер. пол. XVII в. они захв. неск. городов на вост. побережье пол-ва Индостан. Французы. В сер. XVIII в. Т.о., в сер.XVIII в. в Индии столкнулись интересы как старых колониал. держав — Португалии, так и новых — Голландии, Великобритании, Франции. Сложным было положение и в Сев. Америке, В кон. XVI — нач. XVII в. устремились первооткрыватели и колонизаторы из - Голландии, Англии и Франции. К нач. XVIII в англичане сумели колонизовать сев.-вост. побережье Америки от острова Ньюфаундленд на севере до пол-ва Флорида на юге. Французы сумели захватить долину реки Св. Лаврентия, бассейны Вел. америк. озер и реки Миссисипи. Дипломатическая революция. В пер.пол. XVIII в. Великобритания поддерживала друж. отнош. с монархией Габсбургов. (враждовали с Францией). Однако короли из Ганноверской династии, правившие в Англии с 1714 г., пришли к выводу о необх-ти пересмотра политики союзов на европ. континенте. Их побудило к этому стремление создать надеж. гарантии безопасности св. владений в Германии. Британ. правит-во решило сделать ставку на Пруссию, В 1756 г. союзный договор. Правит-во Марии-Терезии и ее супруга императора Свящ. Рим. империи Иосифа II стало искать сближения с Россией и Францией. В 1756 г. Франция и монархия Габсбургов закл. союз. договор, к кот. прис-сь Россия. Семилетняя война 1756—1763 гг. междунар. противор.: англо-франц. торг. и колониал. соперничества, стремления Габсбургов вернуть захвач. Пруссией Силезию, русско-прусской борьбы за влияние в Вост. Прибалтике. Союзниками Великобритании и Пруссии в этой войне явл. нек. северогерм. гос-ва. На стороне Франции, монархии Габсбургов и России - Швеция, Саксония и Испания. Воен. действия развернулись на всем протяж. прус. границ — от Вост. Пруссии, где воевала рус. армия, до Саксонии и Силезии, где с прус. сражались австрийцы, и зап. провинций, - французы. Особ. успешно действ. рус. войска, занявшие в 1758 г. Вост. Пруссию и на короткое время овладевшие в 1760 г. Берлином. Пруссию спасло - в 1761 г. с приходом к власти Петра III Россия вышла из войны. В Индии и в Сев. Америке Победителями - британские солдаты. Гл. итогом - Франция практ. потеряла свою колониал. империю. - вынуждена передать Великобритании больш. своих владений в Индии. Франция утратила также почти все свои владения в Сев. Америке Все эти перемены закрепил Парижский мир. договор, м/у Францией и Великобританией в 1763 г. Губертусбургский мир. договор м/у Пруссией и монархией Габсбургов. - Пруссия подтвердила св. права на Силезию, захвач. еще в 1740 г. В остальном страны вернулись к довоенному положению. Восточный вопрос. В XVIII в. Осман. империя вступила в период упадка. Россия, стремившаяся овладеть побережьем Черного моря, добивалась раздела владений Осман. империи м/у заинтерес. гос-ми. В рез. войны 1768—1774 гг. с Осман. империей был заключен Кючук-Кайнарджийский мир. договор, согласно кот. Россия впервые получила полоску Черномор. побережья в устье реки Днепр. В 1783 г. Россия захватила Крым, кот. являлся вассальным владением турецкого султана, и обеспечила доминирующее положение в Сев. Причерноморье. В ответ Османская империя при поощрении Великобритании, Франции и Пруссии объявил;: I 1787 г. России войну, требуя возвращения Крыма. На стороне России в 1788 г. выступила монархия Габсбургов. = победой России, кот. по Ясскому мирному договору 1792 г. закрепила за собой Крым и отодвинула границу с Осман. империей до реки Днестр. РазделыПольщи
50.Культура Зап.Европы в 16-17вв. Итал. художник и историк искусства Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», опублик. в 1550 г., оценивая подъем культуры, употребил слово «возрождение». Он хотел подчеркнуть коренное отличие Нов. времени и Ср. веков с точки зрения развития культуры. По его убеждению, Средние века были не только периодом глуб. упадка культуры, в Европе царили невежество и грубые нравы, не способствовавшие процветанию искусства.(ошибочно). Средние века оставили нам прекрасные произведения искусства, например витражи (расписные окна), архитектуру и скульптуру готических соборов, художественные миниатюры (цветные иллюстрации) в рукописных книгах и многое другое. Поскольку большой вклад в изучение Возрождения внесли франц. историки, искусствоведы, философы, наз. Ренессансом. - эпоха ознаменовалась подъемом светских по содержанию искусства, литературы, науки, общ. мысли. В. способствовало духов. раскрепощению человеч. личности, осознанию людьми св.творч. сил и возможностей, прав и интересов. Интерес к античному наследию. Важн. черта -внимание к литературе, науке, искусству Др. Греции и Рима. Господств-я в Ср. века в Европе христ. церковь неодобрительно относилась к культур. наследию античности как языческому, кот. не соответствовало ни нормам морали, установленным церковью, ни христ. мировоззрению. В центре внимания антич. культуры были человек и природа. Напротив, христ. церковь считала центром мира Бога, к кот. д.б. устремлены все помыслы людей. Лишь сочин. отдел. древних авторов, кот. одобряла христ. церковь, - философ Аристотель, астроном и географ Птолемей, врач Гален, были доступны шир. кругу образ. людей Средневековья. Возрожд. нач. с интереса образ. людей к запрещенным церковью произведениям литературы и искусства античности. В результате поисков были обнаружены многочисл. произв. антич. литературы и искусства. Это открытие наложило глубокий отпечаток на европ. культуру. Тяга к знаниям. Он объяснялся стремлением образов. людей к расшир. св. умств. кругозора, получ. дополнит. знаний о взглядах мыслителей древности. К нач. Нов. времени феод. отнош. пришли в упадок. Старые порядки если не исчезли совсем, то потеряли свое прежнее значение. Люди ощутили потребность в знаниях, которые помогли бы им выжить в реальном мире, столь непохожем на церковную легенду. Поддержка буржуазии. В конце Ср. веков сложился влият. класс торговой и ростовщической буржуазии. (торговля Европы с Востоком). Представители этого класса остро ощущали перемены, происшедшие в европ. обществе. Их стесняли рамки старого мировоззрения. Они стремились к достоверному знанию о природе и обществе. Поэтому в лице буржуазии Возрождение обрело прочную опору. Роль государства. В XV в. большие изменения произошли в пол. организации Европы. Феод. владения, уступили место единым гос-вам. Самым мощным сред-вом возвеличивания гос-ва -искусство. Церковь и Возрождение. Первонач. катол. церковь неодобрительно относилась к увлечению антич. культурой. Но поскольку оно приняло благонамеренные формы и не сопровождалось прямой критикой учения церкви, она особенно ему и не противилась. В 1447 г. папой римским был избран Николай V, кот. открыл длинную череду «ренессансных пап», занимавших римский престол в общей сложности около ста лет. Были поклонниками светской культуры, коллекционировали древние рукописи, покровительствовали ученым, писателям, художникам, музыкантам. Рим в их правление украсился новыми величественными постройками. В 1506 г. началось строительство собора Св. Петра. Италия — родина Возрождения. Ее на две бол. части — Север и Юг — делили владения папы рим., или Папская область, (в VIII в.) В Сев. Италии жизнь била ключом. Важн. отраслями экономики - торговля, ростовщичество. Купцы и банкиры поддерживали деловые отнош. со мн. странами Европы. Получили распростр. новые формы организации промыш. и с/х производства в круп. масштабах — мануфактура, аренда. В результате соперничества м/у Свящ. Рим. империей и папами, (неск. столетий), в Сев. Италии возникло большое кол-во мелк. гос-в. Они сумели отстоять свою независимость как от императора, так и от пап. Многие из них по происхождению были городскими коммунами. Однако со временем власть в них захватили либо крупные сеньоры, либо богачи незнатного происхождения. Весьма насыщенной была культ. жизнь Сев. Италии. Например, по плотности университетов в XIV—XV вв. она не имела равных в Европе. По сравнению с Севером южные районы Италии выглядели унылой провинцией. Они были слабо втянуты в мир. торговлю. Однообразно протекала и полит.жизнь. Всю юж. часть Апеннинского пол-ва, а также о.Сицилию и Сардинию занимало Неаполитанское королевство. В сер. XV в. к власти в нем пришли представители Арагонской династии, принявшие титул королей Обеих Сицилии. Но уже в нач.XVI в. это королевство оказалось под властью Испании. Возрождение в Европе. Пер. пол. XVI в. — высшая точка в развитии итал. Возрождения. - Высоким Возрождением, - созданы самые соверш. и величеств. произв. искусства, архитектуры, общ. мысли. Эстафету у него приняло Сев. Возрождение, возникшее в Германии, Франции и Нидерландах на руб. XV—XVI вв. Сложившееся под влиянием Италии. На полпути между верой и наукой. Критикуя религ. картину мира, деятели Возрождения так и не сделали выбор м\у средневековой верой в чудеса и соврем. науч. подходом к анализу действительности. Они пытались примирить оба эти подхода. Эразм Роттердамский. (нидерландский гуманист) – сатирич. произведения «Похвала глупости» (1509), в котором высмеивал пороки и недостатки современного ему общества, а также книги диалогов «Разговоры запросто» (1519). В трудах Эразма стиралась грань между христ. и светской культурой. Он прославлял гуманист. культуру, хотя подчеркивал, что она лишь подготавливает человека к восприятию религиозных ценностей. Томас Мор —в Англии. получил образование в Оксфордском университете. «Утопия». Сам. изв. сочинением Мора явл. «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», кот. была издана в Нидерландах в 1516 г. В ней описан общественный строй вымышленной страны. - воплотил свои представления о правильно организованном обществе. Индивидуализм. Наряду с гуманистическими ценностями античной философии деятели Возрождения вернули из забвения индивидуализм, или представление о первенстве личности перед коллективом и обществом. Возрождение создало предпосылки для проявления человеч. индивид-ти. С одной стороны, развитие город. культуры и тесные благодаря торговле и культ. общению контакты с др. народами способ-ли появлению у европейцев различий в вопросах вкуса и моды. С другой стороны, принесли плоды усилия гуманистов, которые дружно отстаивали право человека свободно исповедовать и выражать свои взгляды. Макиавелли. Яркое выражение гуманистический индивидуализм получил в трудах Никколо Макиавелли. (Флоренции). книга «Государь» (1513). Напис-я в форме наставления правителю гос-ва, она в ясной форме излагала принципы политики,обеспечивающими успех. Гл. идея книги Макиавелли — цель оправдывает средства . Ее осудил папа Климент VII. Она легла в основание понятия «макиавеллизм», которым обозначают циничную, безнравственную и беспринципную политику. Рабле. Жизнелюбие и пристальный интерес к человеку отличают творчество Франсуа Рабле. Область его интересов —др. языки, медицина — сблизила его с кругом франц. гуманистов. фантаст. роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», выходивший отдельными томами с 1532 по 1564 г. Он посвящен «деяниям и речениям» королей-великанов. Но наряду с ними в романе действуют и обычные люди, в образах которых воплощены реальные черты облика и духовного мира современников Рабле, — студент-недоучка Панург, монах брат Жан и др. Герои романа путешествуют, воюют и мирятся с врагами, решают разнообразные проблемы общественной и частной жизни, сталкиваются на своем пути с хорошими и плохими людьми. Монтень. (Франции - Мишеля Монтеня. произведение — «Опыты», опублик. в 1580 г. Они представляют собой несистематизированные мысли на различные темы. Анализируя поведение людей, Монтень пришел к убеждению, что целью их жизни явл. стремление к счастью и наслаждению. Причем, он считал, что творцом своего счастья явл. сам человек. Сервантес. роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». (Испании). Автор задумал его как пародию на рыцарские романы, пользовавшиеся успехом у читателей. Героем своего сочинения С. сделал не знатного рыцаря, а захудалого идальго (испанского дворянина), который, назвавшись Дон Кихотом Ламанчским, пустился в странствия, мечтая о беспримерных подвигах. Фактически С. подверг критике распространенное среди гуманистов представление о неогранич. способности человека менять мир по своему усмотрению. Образ Дон Кихота доказывал, что человек отнюдь не всемогущ и обстоятельства порой бывают сильнее его. Поэтому он должен сообразовывать свои силы и планы с реальными условиями и возможностями. Шекспир. В основе мировоззрения Ш. лежит интерес к человеку и признание его истинным творцом своей судьбы. В своих драмах на темы истории Англии периода Столетней войны и войны Алой и Белой розы он показал, что реальной движущей силой полит. событий является не Божеств. провидение, а личность, человек, наделенный незаурядными дарованиями и страстями. Пользуясь благоприятной возможностью, он может действительно изменить ход истории. Вместе с тем в произведениях Шекспира обнаруживается и разочарование крайностями индивидуализма — себялюбием и своекорыстием. трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и др. Ественно-научные знания. В своих представлениях о природе гуманисты оставались в осн. на уровне достижений античной науки. Они не смогли превзойти своих предшественников по двум причинам. Гуманисты настолько преклонялись перед авторитетом античных ученых, что не решались им противоречить, даже когда те были не правы. Кроме того, они не владели научными методами исследований, в частности экспериментом (опытом). Поэтому им было трудно отличить случайные явления природы от повторяющихся, закономерных. Возрождение ознаменовалось заметными успехами лишь в тех областях естественно-научного знания, где раньше других получили распростр. наблюдение и эксперимент, - в медицине и астрономии. Медицина. В Сред. века церковь запрещала проводить опыты с телом человека. Но в связи с упадком религ. мировоззрения в эпоху Возрождения стали широко проводиться анатомические исследования, - изучали строение человеческого тела. процветающей - хирургия. Во Франции Амбруаз Паре улучшил методы ампутации конечностей и лечения огнестрельных ранений. – лич. врачом франц. королей. Астрономия. благодаря Вел. географ. открытиям. По положению небесных светил мореплаватели определяли и стороны света, и точное время суток, и местонахождение судов в океане. В Сред. века, вплоть до XVI в., гл. авторитетом в области астрономии являлся древнегреч. географ и астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. Все видимые движения небесных светил он объяснял их вращением вокруг неподвижной Земли. Поэтому Птолемей считается создателем геоцентрической системы мира, кот. офиц. признавала католич. церковь. Система Коперника. установил зависимость м/у видимыми движ. планет и Солнца. Это и послужило главным доказательством его вывода о том, что Земля, Подобно другим планетам, вращается вокруг Солнца, кот. явл. центром планетной системы. сочинение «Об обращениях небесных сфер». вклад в реформу юлианского календаря, Его расчеты легли в осн. нов. календаря, одобр. папой Григорием XIII в 1582 г., — григорианского. Другие науки о природе. Развитие др. наук связано с успехами медицины и астрологии. Астрология и алхимия. Астрология — это представление о том, что звезды влияют на жизнь людей и что по движению и расположению небесных светил можно предсказать судьбу человека. Начиная с императора Карла V европ. монархи часто прибегали к услугам астрологов. С ними советовались, прежде чем предпринимать какие-либо важные действия. Самым знаменитым был француз Мишель Нострадамус (1503—1566). Он изучал медицину в университетах Авиньона и Монпелье. В 1529 г. ему была присвоена степень доктора медицины. Он стал преуспевающим врачом. В 1555 г. Нострадамус опубликовал первую книгу пророчеств, написанных рифмованными четверостишиями — катренами. Эта книга принесла ему мировую славу. Алхимией - практич. опыты с разл. химич. веществами с целью получ. философского камня, якобы способного превращать простые металлы в золото и серебро. Кроме философского камня, алхимики стремились найти и др. чудодейств.е средства — эликсир долголетия, способный обеспечить людям бессмертие, универсальный растворитель и т. п. Леонардо да Винчи. Вплотную подошел к созданию науки, основанной на эксперименте, но так и не совершил решающего шага самый универсальный из мыслителей Возрождения Леонардо да Винчи. Художник, ученый, инженер, он работал во многих городах Италии, во Флоренции и в Милане, а умер во Франции, куда приехал по приглаш. короля Франциска I. Известно, что он увлекался анатомич. исследованиями, подробно записывая свои наблюдения и действия. Длит. время Леонардо занимался решением инженерных проблем, связанных с созданием летательных аппаратов, парашюта или подводного судна. В связи с этим он изучал свойства воздуха и воды. Флорентийская школа живописи. В нач. XVI в. самыми яркими предст. итал. Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. До нашего времени дошло очень мало живописных произведений Леонардо да Винчи. работал очень медленно. фреску «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане он писал 16 лет. Многие его работы остались незавершенными. Портрет Моны Лизы, или Джоконды (приняты оба его названия). Рафаэль Санти завершил почти все свои работы. В 1508 г. он получил приглашение в Рим от папы Юлия II, по заказу кот. создал цикл росписей парадных залов папской резиденции в Ватиканском дворце —станцы (комнаты) Рафаэля. Он написал серию муж. и жен. портретов, в кот. воплотил гуманист. идеал прекрасного и соверш. человека. «Афинская школа» — лучшая из фресок Рафаэля в Ватиканском дворце. В ней художник отразил представление гуманистов о своем времени как эпохе возрождения великой античной культуры. «Сикстинская мадонна» -переданы чувства материн. тревоги, гордости за свое дитя и нежности к нему. На ней изображены Богоматерь с Младенцем, папа Сикст IV и Св. Варвара, а также ангелы. Микеланджело Буонарроти. Он был и скульптор, и живописец, и архитектор, и поэт. Он работал поочередно то во Флоренции, то в Риме, пока в 1534 г. окончательно не переехал в папскую столицу, где и провел последние годы жизни. М. был свидетелем расцвета и упадка искусства Возрождения. Безысходным трагизмом проникнута монументальная фреска «Страшный суд», 1536—1541 гг., Микеланджело уже по заказу папы Павла III выполненная им под конец жизни на стене Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. статуя Давида, царя Израиля, согласно библейскому мифу, победившего в единоборстве богатыря Голиафа, была высечена из единой мраморной глыбы. Пятиметровую статую установили во Флоренции на площади Синьории у входа в резиденцию правительства республики. Др. знамен. скульптуры — «Пьета», или «Оплакивание Христа», и «Моисей». В то время, когда Рафаэль расписывал станцы, папа Юлий II пригласил Микеланджело поработать над росписью Сикстинской капеллы — часовни Ватиканского дворца. Ее стены уже были украшены фресками, выполненными такими выдающимися художниками, как Боттичелли, Пинтуриккио, Гирландайо, Перуджино и др. Микеланджело было предложено расписать потолок, что он и сделал в 1508—1512 гг. Его фрески иллюстрировали библейские мифы о сотворении земли и человека, его грехопадении, Всемирном потопе и спасении. Самая известная из них — композиция «Сотворение Адама». Венецианская школа живописи. На Сев. Италии . Она сложилась в кон. XV в. во многом под влиянием флорентийской школы. Но венецианских художников меньше волновали мировоззренческие проблемы. Они были в гораздо большей степени живописцами, чем мыслителями и учеными, вроде Леонардо. Они сосредоточили усилия на решении чисто худож. задач творчества. - красочны, ярки и выразительны. Вел. худож. - Тициан. Женские образы, явл-ся олицетворением физич. красоты и душ. здоровья, прославили этого художника. «Кающаяся Магдалина», Портрет папы Павла III по внутр. драматизму напоминает творчество Шекспира. Слева и справа от него стоят его племянники — Алессандро и Оттавио Фарнезе. Они держатся почтительно по отношению к Павлу III, но зритель чувствует фальшь в их позе. Действительно, впоследствии они предали своего покровителя. Искусство Северного Возрождения. Одной из гл. особ. искусства Возрождения в странах Сев. Европы - переплетение местных худож. традиций с итал. заимствованиями. С итал. искусством худож. Сев. Возрождения сближал глубокий интерес к человеку. Хар-ная деталь: в произведениях живописи люди редко выглядят столь же красивыми и физически совершенными, как на полотнах итал. художников. Гл. причина заключается в разл. подходах к изображению человека. Итал. художники, подражая классич. образцам, стремились его возвеличить, показать его дух. и физич. совершенство. Напротив, художники Сев. Возрождения, хуже знавшие античное искусство, в меньшей степени были подвержены и его влиянию. Они воспели обыкновенного человека, каким бы несовершенным он ни был, его повседневную жизнь и быт. Черта искусства: любовь к изображению бытовых подробностей жизни, в особ. домаш. и семей. уюта. О жизни Питера Брейгеля Старшего, (Мужицким), известно мало. -автор поэтич. пейзажей,- «Охотники на снегу». Ряд полотен («Крестьянский танец», «Страна лентяев» и др.) Брейгель посвятил изображ. народного быта. Он показывает в своих полотнах и грубость нравов простого народа, и присущие ему пороки — лень, тупость, жадность, воровство, пьянство. Картина «Слепые», которую художник написал незадолго до смерти.. в Германии был Альбрехт Дюрер. В его творчестве преломились традиции как немецкого готического искусства, так и живописи итальянского Возрождения. Об этом свидетельствует серия его автопортретов, где образ художника напоминает мудрого и одухотворенного Христа искусства Ренессанса. Хар-ны большие гравюры на дереве из серии «Апокалипсис», посвящ. мрачному пророчеству грядущего конца света. Лист «Четыре всадника», символизирующий войну и мор (эпидемии), несправедливый суд и голод. художник Ганс Гольбейн Младший. Искусству он учился у своего отца — Г. Гольбейна Старшего, работал в Базеле (Швейцария) и в Англии, куда прибыл в 1526 г. с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. Гольбейн прежде всего мастер портретной живописи. Он написал целую галерею портретов своих современников, - Эразм и Томас Мор, немец. купец Гисце, франц. посол Моретт, англ. королева Джейн Сеймур (одна из жен Генриха VIII) и др. Французское Возрождение. Во Фр. искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций. Его становлению способ. знакомство с антич. наследием, особенно на юге страны, а также культ. связи с Италией и Нидерландами. В XVI в. -достигает расцвета. Возросший интерес к челов. личности проявился в карандашном и живописном портрете, мастерами кот. были отец и сын Жан и Франсуа Клуэ. (короли и королевы Франци). Со вт. пол. XV в. в архитектуре Франции формируется стиль Возрождения, проявив. в корол. и дворян. замках, город. особняках. Для франц. ренессансной архитектуры характерны симметрия и нарядное внешнее убранство, выполненное в духе антич. ордеров. В новом вкусе перестраиваются старинные королевские замки Фонтенбло в окрестностях Парижа и Шамбор в долине реки Луары. В центре Парижа на правом берегу Сены в 1546 г. возводится кор. дворец Лувр. В оформлении фасадов Лувра принял участие скульптор Жан Гужон (ок. 1510—1568). Все эти сооружения были построены или начаты в правление короля Франциска I, кот. поощрял искусство и придавал ему большое знач. как средству повышения престижа гос. власти. Он был большим поклонником итал. мастеров.
51.наука и ученые Западной Европы в 16-17 вв. Научная революция XVII в. представляла собой глубокий переворот в методах изучения природы, связанный с использованием эксперимента (опыта). Она выразилась в повышении достоверности, точности, математической обоснованности естественнонаучных знаний. «Коперниковская революция». Родоначальником научной революции считается Николай Коперник, еще в пер. пол. XVI в. разработ. гелиоцентрическую систему мира. Однако его математические расчеты длительное время не подтверждались данными наблюдения или эксперимента. Даже катол. церковь не проявила по поводу его теории большого беспокойства. В 1572 г. остроном из Дании Тихо Браге заметил на небе яркую звезду, кот. раньше никто не видел. Она светила около двух I и потом погасла. В 1600 г. неизвестную ранее звезду Видел нем. астроном Иоганн Кеплер. Эти открытия Потрясли мир. Расположение и движение светил на небе, Которые раньше все считали неизменными, менялись. Многие люди в то время верили, что по звездам можно вычислить судьбу. В 1616 г. церковная цензура запретила гл. труд Коперника. Галилей.. Он родился в знатной, но обедневшей семье. Образование получил в Пизанском университете, где потом возглавил кафедру математики. осущ. эксперимент по изучению законов свободного падения тел. Затем он работал в университете Падуи, после чего стал придворным философом флорентийского герцога Козимо II Медичи. В 1609 г. Галилей узнал, что в Голландии изобретен телескоп. Сконструировал довольно сильный телескоп с 32-кратным увеличением и стал внимательно рассматривать через него небо. Увидел лунные кратеры, солн. пятна, кольца Сатурна и фазы Венеры. Установил, что Луна не является источником света, а лишь отражает солн. свет. Сочинении «Звездный вестник» (1610— 1611). С большим трудом ему удалось опубликовать в 1632 г. книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», кот. подтверждала правильность системы Коперника. Вскоре после этого она была запрещена церковной цензурой, а сам Галилей предстал перед судом инквизиции. Суд над Галилеем подвел черту под первой фазой науч ной революции. В сер. XVII в.центр науч. исследований перемещается в протестантские страны Сев. Европы, кот. отличались большей терпимостью в вопросах совести и свободомыслия. Научное сообщество. В XVII в. новая экспериментальная наука стремительно отвоевывала пространство у схоластики. Труды англ. философа Фрэнсиса Бэкона (1561 —1626). В сочинении «Новый Органон» он подверг критике метод дедукции (рассуждения от общего к частному), кот. придерживались схоласты, и обосновал индуктивный метод (рассуждение от частного к общему), основанный на эксперименте. В своей теории «Идолов» Бэкон подверг критике осн. виды предрассудков и предубеждений, мешающие научному изучению природы. В Англии в 1660г. возникла первая ассоциация ученых — Королевское общество.Аналогичное по целям и задачам объединение было создано и во Франции в 1666 г.— Королевская академия наук. Центрами новой науки становятся старинные университеты, такие, как Оксфордский и Кембриджский в Англии, Болонский и Падуанский в Италии, Парижский во Франции. Огромное значение приобрело издание науч. книг. Философский рационализм. Одним из создателей новой философии, наряду с Бэконом, явился франц. ученый Рене Декарт. Он родился в дворянской семье и получил образование в иезуитской коллегии. Декарт — автор работ в области математики, физики и физиологии. В отличие от Бэкона, обращавшегося к опыт. и наблюдению, Декарт считал источником истины разум и самосознание. Любой вывод науки или суждение должны пройти проверку разума на ясность и отчетливость. Круп. науч. проблемы Декарт требовал разделять на мелкие и решить методически, переходя от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Он предостерегал против пропусков отдельных шеньев логической цепочки. Обоснованный Декартом метод познания истины называется рационализмом. Будучи сторонником рационалистического метода познания, Декарт вместе с тем ценил и опытное знание, опирающееся на эксперимент. Ньютон. Он родился в дворянской семье, получил образование в Тринити-коллед-же Кембриджского университета. Там же он тридцать лет возглавлял кафедру физики и математики. Он сделал образцовую научную карьеру: в возрасте 30 лет был избран членом Королевского общества, а в 1703 г.— его президентом. В труде «Математические начала натуральной философии» (1687). - сформулированы осн. законы механики, а также изложено учение о всемирном тяготении. На основании этого учения Ньютон разработал теорию движения планет и их спутников, образующих Солнечную систему, а также комет.
52.Культура Зап.Европы в 18в. Эпоха Просвящения Классицизм. Влияние Реформации и Контрреформации, а также научной революции на умонастроения людей и развитие культуры привели в кон. XVI—XVII в. к формир. новых худож. стилей, пришедших на смену искусству Возрождения,— классицизма и барокко. Прямым продолжением традиций худож. культуры Возрождения явл. классицизм. - заимствовал у Возрождения преклонение перед античным искусством. Но теоретической основой классицизма являлись не идеалы гуманизма XV—XVI вв., а принципы философ. рационализма XVII в. В соответствии с этими принципами сложился взгляд на худож. произведение прежде всего как на плод разума и логики. Сторонники классицизма придавали большое значение воспитательной роли искусства, считая, что оно должно учить людей стойкости перед ударами судьбы, умению подчинять личные интересы общ. (гос.), чувства — разуму, страсти — долгу. Палладио. Тенденция к зарождению классицизма наметилась еще во второй половине XVI в. в Италии в творче-iiu архитектора Андреа Палладио. Его искусство основами на глубоком изучении антич. и ренессансной архитек-туре. Его дворцовые постройки представляют собой симметричные в плане кирпичные здания с оштукатуренными фасадами. Оформлены в стиле ордерной архитектуры Античности. Садово-парковое искусство. Постепенно были разработаны приемы разбивки регулярного (упорядоченного) сада. В таком саду царила симметрия. Аллеи и дорожки, пересекаясь друг с другом, образовывали разл. геометр. фигуры. В местах их пересечений устраивались клумбы или фонтаны, воздвигались статуи. Такая планировка подчеркивала архитектурные достоинства здания, построенного в стиле классицизма. Французский классицизм. В XVII в. небывалого расцвета достигла драматургия. Писатели-классицисты строго разделяли ее «высокий» и «низкий» жанры. К «высокому» жанру - трагедия, потому что ее героями были персонажи античной мифологии, круп. истор. личности — короли, императоры, полководцы. И темы для трагедий брались г.о. из авторитетных источников — древней литературы и истории, библейских преданий.Пьер Корпели (1606—1684) и Жан Расин. - добро всегда должно побеждать зло, а разум — чувства, что означало: долг человека перед государством — торжествовать над чувствами.«Низким» жанром - комедия. Героями комедий являлись обычные люди разных сословий, а темы для них автор находил в окруж. жизни. Жан Батист Мольер. В 1650 г. он сам возглавил актерскую труппу, кот. с 1661 г. стала выступать в помещении парижского дворца Пале-Рояль, ранее служившего резиденцией кардинала Ришелье. Если трагедия прославляла подвиги и гражд. мужество героев, то комедия высмеивала повседневные пороки и недостатки людей: «Мизантроп», «Тартюф, или Обманщик», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и др. Музыка классицизма. Наряду с инструмент. музыкой, сформир-ся как самост. вид искусства в эпоху Возрождения, на рубеже XVI — XVII вв. возникает опера. Она впервые появляется во Флоренции в кружке поэтов и музыкантов. «Драма с музыкой» — так называли они свои сочинения. Открылись оперные театры в Риме, Венеции, Неаполе. Версальский дворец. Замечат. памятником классицизма явл. дворцово-парковый ансамбль резиденции франц. королей в Версале. Строительство Большого Версал. дворца растянулось на неск. лет. Дворец предст. собой огром. симметричное в плане сооружение, одним фасадом он обращен к Парижу, др. — к больш. парку. Перед фасадом Большого Версал. дворца со стороны арка находился обширный партер — так называется свободная от насаждений часть парка. Внеш. убранство Большого Версал. дворца было достаточно строгим и суровым, что соответствовало духу классицизма. Однако его внутр. убранство поражало пышностью и великолепием. Все стены были покрыты декорат. живописью, гобеленами (коврами-картинами), резьбой, а также украшены скульптурой, зеркалами, картинами. В пышности внутр.убранства дворца сказывалось влияние стиля барокко. Барокко. Этот стиль пришел на смену классицизму в Италии уже во вт. пол. XVI в. Слово «барокко» стало синонимом всего причудливого, странного, непостижимого в искусстве. Насколько классицизм сух, рассудочен и логичен, настолько же барокко живописно, чувственно и непредсказуемо. Рождение барокко связано с Контрреформацией. В результате Реформации протестанты вместе с предметами катол. культа изгнали из своих молельных домов и искусство — живопись, скульптуру. Пышное внешнее и внутр. убранство катол. храмов д.б. наглядно убеждать верующих в превосходстве католицизма над протестантизмом. Итальянское барокко. центром барочного искусства стала столица папского государства Рим. Первосвященники католической церкви, как и в эпоху Возрождения, покровительствовали художникам, скульпторам, архитекторам.Очертания построек стали плавными и округлыми. Архитектура барокко не любила правил. геометр. фигур, свойственных классицизму, особенно угловатых. Даже кругу она предпочитала эллипс. Чтобы сделать плавными и округл. очертания фасадов, шир. примен. волюты— волнообразные фигуры в виде завитка или спирали. Барочные архитекторы относились отрицат. и к ровной плоскости стен. При помощи различных выпуклостей и углублений, включая пилястры, полуколонны, ниши, карнизы, скульптуру, они стремились придать им рельефность, волнообразность, создать иллюзию движения. Один из самых изощренных обманов — роспись потолка, рождающая иллюзию открытого неба. Бернини. собор Св. Петра с прилегающей к нему площадью. Лоренцо Бернини (1598—1680).соорудил перед собором большую овальную площадь с колоннадой, подобной распростертым объятиям, с двумя фонтанами и обелиском. Он наполнил собор скульптурой — статуями, надгробиями, рельефами, включая огромную тридцатиметровую кафедру Св. Петра. Спор двух стилей. В XVII в. стиль барокко распространился далеко за пределами Рима и Италии. Он стал особенно популярным в катол. странах, в том числе в Юж. Германии, Польше, Франции, страны Сев. Европы, и правосл. Россию. Распростр. барокко вызывало острые споры в худож. кругах. Этот стиль встречал резкое неприятие поклонников классицизма. классицизм обращался к разуму, а барокко — к чувству; один стиль обслуживал интересы гос-ва, а др. — катол. церкви. Их сближало: вера в единство, безграничность и многообразие мира, в его сложность и изменчивость. Как барокко, так и классицизм стремились к гармонии человека с окруж. средой. В нач. XVIII в. во многих странах Европы в стиле барокко создаются пышные дворцово-парковые ансамбли — Петергоф близ Санкт-Петербурга в России, Цвингер в Дрездене (Саксония), Сан-Суси в Потсдаме (Пруссия) и др. Выстроенный ранее и служивший для них образцом Версальский дворец во Франции также приобрел черты барочной архитектуры. Рококо. Этот стиль близок к барокко, но отличается от него большей утонченностью и затейливостью убранства. И гл. из них — рокайль, стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Победа творческой индивидуальности. Но и мода на рококо прошла сравнительно быстро. Нач. с 60-х гг. XVIII в. его почти во всех странах вытесняет классицизм, переживающий новый расцвет, связ. с новой эпохой в культ. развитии Европы — Просвещением. Такое стилевое разнообразие оказалось полезным для искусства. Художники, скульпторы, архитекторы, менее чем когда-либо связанные условностями художественных школ и стилей, обрели простор для творч. поисков и развития собств. дарования. Рембрандт Харменс ван Рейн Темы для них он брал из древней мифологии и Библии, но не стремился к выражению бурных чувств. Герои его картин сдержанны и сосредоточенны. Воплощением жизненной мудрости и дух. богатства явл. портрет пожилых людей («Портрет жены брата м дожника» и «Портрет старика в красном»). Живописная манера Рембрандта, его стремление проникнуть во внутр. мир своих героев, остались не поняты его современниками. Его картины перестали покупать, и он умер в бедности. испан. художник Диего Веласкеса. В течение почти сорока лет он работал придворным живописцем Филиппа IV, писал портреты самого короля, его детей, приближенных, карликов и шутов. Даже парадные портреты Веласкеса отличаются исключительной правдивостью, хотя он писал их в полном соответствии с требованиями жанра и с должной почтительностью к своим моделям. В картине «Сдача Бреды» Веласкес изобразил один из эпизодов Тридцатилетней войны, - капитуляцию голландской крепости Бреда, осажденной испан. войсками. Основополож. рококо в живописи являлся франц. худож. Антуан Ватто. Сам он выходец из простой среды, его отец был кровельщиком. Но его творчество характеризуется утонченным аристократизмом, умением передать тончайшие оттенки чувств и настроения. -изображают дам и кавалеров, гуляющих на лоне природы и занятых исключ. самими собой. картина «Квартет» ключевая фигура гитариста в белой одежде, п. которого смотрят другие персонажи, обращена к зрителю спиной. Музыка. произведения нем. композитора Иоганна Себастьяна Баха- работал во многих муз. жанрах. Был искусным органистом. В Кётене Б. писал сюиты и сонаты для разл. инструментов, поскольку они нравились местному князю. В Лейпциге он был обязан писать новую кантату к каждой воскресной церк. службе (265 кантат). Создал знаменитую Мессу си минор. Век Просвещения. - широкое общ. и культ. движение в странах Европы и Америки, направл. на умственное и нравственное развитие личности, гуманизацию всех сторон общ. жизни. Пр. связано с распростр. новых идей и ценностей, кот. свидетельствовали о глубокой перемене в представ-х европейцев об окруж. мире и о самих себе. Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, послужило предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической и научной деятельности. Пр. возникло в Англии в кон. XVII в. В нач. XVIII в. распространилось в соседние страны — в Шотландию, во Францию. - страны Юж. и Вост. Европы, Россию, Америку. Цели Просвещения. просветители признавали образование, передачу знаний от человека к человеку одной из своих целей и важнейшей общ. ценностью. Новаторство Пр. проявилось в расшир. охвата образованием широких слоев населения. Просвещение — это время талантливых самоучек — выходцев из народа, кот. благодоря самообразованию, проявили себя во многих сферах интеллект. деят-ти. Просвещение изменило отношение общества к образованию и науке. Общество осознало, что образование и наука являются важнейшими источниками процветания и могущества гос-ва. Изменилось и представление об обществ. благе. Его уже не отождествляли исключительно с интересами правящей династии, официальной церкви, даже гос-ва. Просветители не разделяли сословных предрассудков родовой знати, хотя некоторые из них и гордились древней родословной. Нравственная философия. Поскольку все их помыслы были связаны с положением людей, личности в обществе, их занимал вопрос о природе человека: плох он или хорош изначально? Поэтому из всех разделов философских наук Просвещение в особенности способствовало развитию нравственной, или этической, философии. По вопросу о природе человека мнения просветителей нередко расходились. Англ. философ Томас Гоббс полагал, что человек от природы зол и порочен, лишь суровые законы гос-ва способны обуздать разрушит. инстинкты людей. Иного мнения придерживался франц. мыслитель Жан-Жак Руссо. Он утверждал, что от природы люди добры и миролюбивы. В том, что они проявляют отнюдь не лучшие качества, повинна цивилизация, в основе которой лежит частная собственность. Гос-во, законы кот. защищают собственность, лишь способствуют порче нравов. Попыткой разрешить противоречие между этими крайними взглядами явилось появление так называемой утилитарной (полезной) морали, кот. разрабатывали многие философы. Согласно утилитарной морали, не бывает абсолютного добра или зла. Добро — это то, что доставляет человеку пользу или удовольствие, а зло — соответственно вред и боль. Равным образом и поступки людей не бывают однозначно плохими и хорошими. Вопрос заключается в том, идут ли они на благо обществу или нет. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |