Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема12. Философские концепции развития.
Деловая (ролевая) игра 1. Тема (проблема) «Две концепции развития: диалектика и метафизика» «Диалоги 2. Концепция игры: Рассматривается проблема системы образования. Выявляются причины и необходимость появления данной системы в истории общества; основные элементы этой системы; цели и задачи системы; условия, причины, направленность ее изменений и т.д.
3. Роли: Формируются 3 группы участников игры: 1-группа защищает позицию: Система образования видоизменяется естественным путем по мере изменения и развития общества. 2-группа защищает позицию: Система образования изменяется благодаря сознательной деятельности человека, имеющего свои желания и потребности; 3-группа защищает позицию: Система образования имеет свои внутренние причины развития, и задача человека состоит, прежде всего, в познании этих причин и выстраивании, в соответствии с ними, своей целенаправленной деятельности.
4. Ожидаемый (е) результат (ы) В ходе ролевой игры студенты должны прояснить следующие философские проблемы: 1. Отличие диалектики от метафизики; 2. Сущность законов диалектики; 3. Специфика проявления социальных законов; 4. Различие материалистических и идеалистических позиций в понимании общественных процессов.
Критерии оценки: Подготовка и участие в деловой игре, и правильный ответ на контрольные вопросы оценивается в 30 баллов
Тестовые задания (Два варианта) Вариант 1. Диалектика, как учение о развитии, рассматривает... А) – особенности, отличающие развитие от всяких других изменений; Б) – внутренний источник любого развития, как борьбу противоположностей; В) – многообразие форм, в которых совершается любое развитие; Г) – эволюционный характер осуществления процесса развития. Для философских методов характерно... А) – универсальность; Б) – экономичность; В) – результативность; Г) – надежность; Д) – мировоззренческая направленность. Развитие характеризуется... А) – объективностью; Б) – противоречивостью; В) – всеобщностью; Г) – необратимостью; Д) – количественными преобразованиями. Направленность процесса развития вскрывается законом диалектики... А) – единства и борьбы противоположностей; Б) – взаимного перехода количественных и качественных преобразований; В) – отрицание отрицания. Какого философского метода придерживается автор следующего высказывания. «Люди сами делают свою историю, но делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им, и перешли от прошлого»? А) – исторического; Б) – логического; В) – научного; Г) – метафизического; Д) – диалектического. Вариант 2. Метафизика, как концепция развития, рассматривает... А) – внешний источник любого развития; Б) – источник развития, как борьбу противоположностей; В) – повторяющееся развитие, в виде движения по кругу; Г) – эволюционный характер протекания развития. Универсальная связь всех процессов и явлений действительности вытекает... А) – из материального единства мира; Б) – из способности сознания человека отражать существующие связи; Законы диалектики позволяют... А) – раскрывать связи единичных предметов, явлений, процессов; Механизм процесса развития вскрывается законом диалектики... А) – единства и борьбы противоположностей; Б) – взаимного перехода количественных и качественных изменений; С точки зрения диалектики истина есть ... А) – процесс развития знания; Б) – согласие мышления с самим собой; В) – абсолютное свойство идеальных объектов; Г) – соответствие мышления чувственному опыту субъекта. Критерии оценки: Тесты оцениваются в пятибалльной системе. Тестовые задания по философии требуют от студента обдуманной оценки каждого из предложенных вариантов ответов к заданному вопросу. Правильным ответом может быть как один, так и все предложенные ответы. Контрольные вопросы 1. В чем различие категорий "движение" и "развитие"? 2. Что собой представляла "наивная" диалектика античных философов; каких ее представителей Вы можете назвать? 3. В чем особенность диалектики Гегеля? 4. Чем отличается диалектика Маркса от диалектики Гегеля? 5. Соотнесите диалектику с метафизикой, софистикой и эклектикой. 6. В чем отличия объективной и субъективной диалектики? 7. Назовите и обоснуйте принципы диалектики. 8. Какую роль играет диалектика как метод познания и действия? 9. Что означает, по Вашему мнению, высказывание Маркса о том, что очень сложно преодолеть "метафизику сознания"? 10. Что Вы понимаете под скачком в процессе развития? Тема 13. Общество как целостная и развивающаяся система. Человек и общество. Тестовые задания (Два варианта) Вариант 1. 1.Что такое общество? Варианты ответов: А) – особый род бытия, качественно отличающийся от естественной природы – живой и неживой. Б) – самоорганизующаяся, сложно динамическая система отношений людей к природе и между собой, складывающаяся на основе деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей. В) – совокупность исторически конкретных типов социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество»). Г) – совокупность реальных человеческих общностей – этнических, семейных, производственных, классовых, национальных. Общественные отношения являются... А) – физической реальностью; Б) – объективной реальностью; В) – субъективной реальностью; Г) – экономической реальностью. 3. Что такое цивилизация (лат. – гражданский, государственный)? Варианты ответов: А) – синоним культуры; Б) – заключительная стадия деградации и упадка культуры; В) – реальная культурно - историческая общность людей, в рамках которой осуществляются объективные закономерности социального функционирования и развития общества, преломляясь через потребности, интересы и смыслы человеческой жизнедеятельности; Г) – ступень исторического развития человечества – дикость, варварство, цивилизация; Д) – уровень развития региона или этноса – античная цивилизация, западная цивилизация. Что такое общественное бытие? А) – материальная сторона жизни общества; Б) – идеально-духовная сторона человеческой активности; В) – пространственно-временной континуум (целостность), в рамках которого проявляется социальное качество человеческой жизни в сложном переплетении своих материальных и идеальных сторон. Чем детерминирована (обусловлена) человеческая деятельность? А) – законами природного мира; Б) – законами социума; В) – личностными качествами субъекта. Вариант 2.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |