Работа с воспитателями и педагогами
1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.
2. Индивидуальное консультирование воспитателей.
3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.
4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.
Работа с родителями
1. Индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной логопедической помощи детям.
2. Экспресс-выступления на родительских собраниях.
3. Проведение логопедического обследования детей по запросам и в присутствии родителей.
4. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) среди родителей.
5. Ведение индивидуальных тетрадей для работы родителей с детьми.
6. Оформление информационных листков для обратной связи с родителями.
Перспективный план работы учителя-логопеда
1. Логопедическая экспресс-диагностика обследования речи в группах (начало сентября).
2. Экспресс-диагностика детей средних групп, составление расписания индивидуальных занятий (в течение года).
3. Составление программы работы логопеда и перспективного плана (середина сентября).
4. Формирование 1-й речевой группы детей с ФН и с ФФН для индивидуальных занятий. Начало оформления речевых карт (конец сентября).
5. Составление расписания индивидуальных занятий с 1-й речевой группой (конец сентября).
6. Индивидуальные занятия с 1-й речевой группой детей, имеющих ФН и ФФН, 2 раза в неделю с каждым ребенком по индивидуальному плану (конец сентября — конец декабря).
7. Еженедельные консультации родителей вместе с детьми по четвергам с 17.00 до 19.00 (в течение года).
8 Подведение итогов коррекционной работы с 1-й речевой группой детей с ФН и ФФН, оформление речевых карт и протокола медико-педагогической комиссии по приему и выпуску детей (первая декада января).
9. Выпуск детей из логопедической группы по мере необходимости (в течение года).
10. Формирование 2-й речевой группы детей с ФН и ФФН для индивидуальных занятий с логопедом, оформление речевых карт (первая декада января).
11. Составление расписания индивидуальных занятии со 2-й речевой группой (начало января).
12. Индивидуальные занятия со 2-й речевой группой детей, имеющих ФН и ФФН 2 раза в неделю с каждым ребенком по индивидуальному плану (середина января — середина мая).
13. Подведение итогов коррекционной работы со 2-й речевой группой детей с ФН и ФФН, оформление речевых карт и протокола медико-педагогической комиссии по приему и выпуску детей (конец мая).
14. Итоговый творческий отчет всей коррекционной работы с детьми в подготовительных группах за __ уч. г. (конец мая).
15. Самоанализ работы логопеда (конец мая).
План индивидуальных занятий с детьми с речевыми нарушениями
1. Подготовительные упражнения.
2. Постановка звука.
3. Автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
4. Автоматизация навыка произношения звука в словах.
5. Автоматизация навыка произношения звука в словосочетаниях и предложениях.
6. Автоматизация навыка произношения звука в связной речи.
7. Дифференциация звуков.
Программа работы логопеда
1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии, учет детей с нарушениями речи.
2. Оказание логопедической помощи на индивидуальных занятиях для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
3. Индивидуальная логопедическая работа с учетом возрастных особенностей и основного расписания ребенка в дошкольном учреждении.
4. Оформление индивидуальных речевых карт и аудиозаписей произношения звуков, ведение индивидуальных тетрадей для работы с детьми и родителями.
5. Планирование, разработка и реализация индивидуальных логопедических программ.
6. Консультирование родителей и педагогов; участие в родительских собраниях.
7. Проведение просветительской работы (семинары, открытые занятия) среди родителей и педагогов с учетом потребностей учреждения.
8. Подготовка документации в папку «Из опыта работы».
9. Участие в экспериментальных программах.
10. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.
Заведующей МДОУ № _____
___________________________
(Ф.И.О. заведующей)
Заявление
о зачислении на логопедический пункт
Я, (Ф.И.О.) _____________________________________________________________________,
прошу зачислить моего ребенка (Ф.И. ребенка) _________________________________________
на логопедический пункт МДОУ № ____.
Обязуюсь выполнять следующие требования:
Ø По рекомендации логопеда обращаться к невропатологу, ортодонту и др. спциалистам.
Ø Систематически посещать логопедические занятия.
Ø Выполнять рекомендации логопеда и домашние задания. На каждое занятие приносить рабочую тетрадь ребенка.
Ø Поставленный логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка.
Ø По приглашению логопеда посещать консультации, родительские собрания.
В случае невыполнения мною требований претензий по результатам коррекции речи иметь не буду.
Примечание: При систематическом невыполнении требований или длительных пропусках ребенок может быть выведен из логопункта через комиссию. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест.
С условиями зачисления ознакомлен(а).
Подпись: _________________________
Дата: «______»______________20___г.
Заведующей МДОУ № _____
___________________________
(Ф.И.О. заведующей)
Заявление
Я, (Ф.И.О.) _____________________________________________________________________,
отказываюсь от посещения моим ребенком _логопедической группы_ по рекомендации ПМПК и направления его в речевой детский сад.
С тем, что дети с данным речевым нарушением не подлежат зачислению в логопункт детского сада по Положению, ознакомлен(а).
Подпись:____________________
Дата: _______________________
II. ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ № ______
___________________________
Годовой план организации коррекционно-педагогической работы на 20___ /20___ учебный год
№
п\п
| Содержание работы
| Форма работы
| Период
| Необходимые условия исполнения
|
| Документальный блок
- Оформление документации
- Разработка планов (годового и т.д.)
- Подготовка анкеты для родителей
- Подготовка речевых карт
|
Работа с документацией
|
Сентябрь
3 дня
|
Тетради, компьютер
| 1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
| Диагностический блок
Выявление детей с проблемами в развитии речи
Первичное обследование детей группы
Подробное обследование детей отобранной группы; распределение детей на подгруппы:
Диагностика и обследование:
1. Грамматический строй родного языка
2. Обследование звукопроизношения
3. Обследование словаря детей
4. Состояние связной речи у детей
5. Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции
6. Обследование фонематического слуха детей
Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии детей
Психолого - педагогическое и медицинское наблюдение за детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Динамические наблюдения в процессе обучения; промежуточные срезы
Тестирование детей по темам "Самооценка и эмоциональное отношение к себе", и "Моя семья" на основе анализа их рисунков
|
Наблюдение
Беседа, набор диагностических материалов.
Диагностические материалы, тесты, тесты - игры, тесты - упражнения
Знакомство с медицинскими картами, беседа с педиатром, невропатологом, психиатром
Наблюдения, беседы.
Тест – рисунок Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» [22], стр. 29 ("Рисунок семьи - тест на определение эмоционального благополучия ребенка"
|
Сентябрь
27 - 29 сентября
30 - 5 сентябрь - октябрь
Октябрь
5 - 6 - октября
6-11 октября
|
Специальная литература.
Диагностические материалы на каждого ребенка
Оформление журнала
Дидактические пособия
Бумага для рисования А 4 (на каждого ребенка).
Цветные карандаши, краски
| 2
2.1
2.2
| Организационный блок
Комплектование групп
Зачисление в логопедическую группу
|
Оформление текущей документации
|
30 - 5 сентябрь - октябрь
30 - 5 сентябрь - октябрь
|
| 3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
| Блок анализа и планирование
Анализ результатов диагностики и комплектования
Статистический учет
Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирования работы на год
Выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса:
§ комплектования групп/подгрупп по проявлению нарушений
§ планирование индивидуальной работы с детьми
Оформление документации:
- личное дело каждого воспитанника, заполнение речевых карт
- план организации совместной деятельности всех воспитанников
- планы (перспективные, календарные индивидуальные, подгрупповые, и фронтальных занятий)
- тетрадь индивидуальных занятий с ребенком, где отражена структура дефекта, направление коррекционно-педагогической работы
- тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями
Педагогические консилиумы (по проблемам отдельно взятых детей): психолог, социальный педагог, логопед
|
Результаты диагностики
Графики, таблицы
Составления плана работы
Списки (в приказ)
План ежемесячный, еженедельный
|
Сентябрь - начало октября
30 - 5 октября
5 - 11 октября
|
Тесты
Папки, файлы, комплект диагностик
| 4
4.1
4.2
4.3
| Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию всех сторон речи:
Индивидуальные занятия
1. Подготовительный этап:
- формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям
- развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных операций, аналитических операций, сравнения, вывод
- умение осознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных навыков и умений
2. Этап формирования произносительных умений и навыков
- постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений)
- формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация звуков)
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
- формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения
Фронтальные и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (см.: Перспективное планирование)
Групповые занятия по плану воспитателя по формированию звуковой культуры речи
|
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия
Занятия
Занятия
|
Октябрь 3 - 4 неделя
Ноябрь
Ноябрь и в течение всего года
Октябрь – ноябрь
Октябрь и в течение всего года
Ноябрь – Май
|
Дидактический материал
Картинки, пособия
Картинки, наглядные пособия
Бумага, карандаши, краски
Конспекты, дидактический материал
Игры, пособия
| 5
5.1
5.2
| Блок профилактической и консультативной работы
Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:
1. Индивидуальные беседы с родителями
Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объясняю необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда
2. Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия
Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда
3. Наглядные папки передвижки
Тема: "Вам поможет логопед"
Цель: ознакомить родителей с задачами текущего периода, с методами и приемами работы с детьми
4. Индивидуальные консультации с родителями "Вопрос - ответ"
Профилактика нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий, детей
|
Беседа
Индивидуальное или фронтальное занятие
Ящик в группах
Консультации
Беседы-наблюдения
Включать во фронтальные занятия
|
6 - 9 октября
1 раз в месяц
четверг
В течение всего года
Октябрь и до конца года
В течение всего года
|
Литература, консультации
| 6.
6.1
6.2
6.3
| Методическое обеспечение
Научно-методическая помощь работникам по вопросам коррекции
- индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции
- консультации
- анкетирование, тестирование
- семинары по практическим вопросам коррекции
Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи
Создание библиотеки коррекционной помощи
|
Консультации
Консультации
Анкеты
|
С первого сентября в течение всего года
В течение всего года
В течение всего года
|
| 7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
| Блок контроля
Проведение тестовых срезов
Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах
Информация на родительских собраниях
Первое родительское собрание:
Цель: рассказ о речевых нарушениях у детей, где уточняются цели работы логопеда, проводится ознакомление с программой
Задача : формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с детьми:
- рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, просьба о помощи, которая способствует исправлению дефектов речи (приводятся примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом)
- обучающий семинар-практикум (показ артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, ознакомление с символикой для подготовки к обучению грамоте и звуко-слоговому анализу и синтезу), дыхательная гимнастика. Обучение способам развития мелкой моторики пальцев в домашних условиях
- анкетирование (приложение № 1)
Цель: выявить позиции родителей по отношению к речевым дефектам ребенка
Второе родительское собрание:
§ фронтальное открытое занятие (приложение № 2) - анализ достигнутых детьми успехов
§ срвместно с родителями наметить пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми
§ анкетирование
Цель: уточнить уровень наблюдательности
Третье родительское собрание:
- подведение итогов работы логопедической группы за год, демонстрация аудиозаписи "дефектной речи" детей в начале года и чистой речи – в конце
- информирмация о работе медико-педагогической комиссии, рекомендации по исправлению у детей неправильного стереотипа говорения (все звуки речи к концу года поставлены и автоматизированы)
Проведение комиссии по выпуску детей из логогрупп
Подведение итогов работы за учебный год:характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
|
Тесты
Доклады, отчеты
Собрание
Семинар-практикум
Анкетирование
Занятие фронтальное
Анкеты
Характеристики
|
Октябрь
Февраль
1 неделя октября
Январь – февраль
Май
Май
Май
|
|
Учитель-логопед ________________
Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ
Основные направления
| Содержание
| Сроки
| I Работа с детьми:
1.1. Диагностическое направление
1.2. Коррекционно-развивающее направление
|
ü Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп/ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп
ü Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (комплектация логопедических групп/зачисление на логопункт)
ü Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы/занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми
ü Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование
ü Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности
ü Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.
|
1-15 сентября
В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей
Январь-февраль,
Май - для детей средней, старшей групп.
Февраль-март
III неделя
сентября
С 16 сентября по 30 мая согласно сетке занятий и периоду обучения
| II Работа с педагогами
Консультативное
направление
|
ü Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.(ПМПК)
ü Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования
ü Консультация для воспитателей:
Ø
Ø
ü Семинары:
Ø
Ø
ü Практикумы:
Ø
Ø
ü Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом
ü Участие в проведении городских методических объединений
ü Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПк), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения
ü Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет)
|
Плановые
ПМПК ДОУ
Апрель
Май
| III Работа с родителями
| ü Консультирование родителей адаптационных групп
ü Анкетирование родителей
ü Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)
ü Проведение консультаций на родительских собраниях:
Ø
Ø
ü Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, фронтальных занятий: «День открытых дверей»
ü «Логопедические уголки» на тему:
Ø
Ø
ü Информационные стенды:
Ø
Ø
ü Тематические выставки книг
ü Папки-передвижки
| В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности
В течение учебного года
| IV Работа по повышению квалификации
| ü Изучение новинок методической литературы
ü Участие в проведении методических объединений
ü Прохождение курсов повышения квалификации
ü Аттестация на квалификационную категорию
ü Разработка новых методических пособий
ü Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе
| В течение учебного года
|
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ № ______
___________________________
*График работы учителя-логопеда
Дни недели
| Время работы
| Занятия учителя-логопеда
с детьми
| Организационная работа
| Всего часов в неделю
| Индивидуально-подгрупповые
| Фронтальные
| Понедельник
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Вторник
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Среда
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Четверг
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Пятница
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Всего:
| 20 ч
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 20 ч
|
Учитель-логопед ______________________
(подпись)
Примечание. Организационная работа учителя-логопеда предполагает:
ü проветривание помещения
ü смену дидактического материала
ü сопровождение детей из кабинета в группу
ü работу с документацией
ü консультацию воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми
ü работу с родителями (консультации, беседы, сбор информации о ребенке)
|