Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
Литература 1. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. От рождения до школы. /Типовая образовательная программа дошкольного образования ДИППО. – Донецк:Истоки, 2015/. 2. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией/Методическое пособие. – Москва, 1989. 3. Кулешова Е.В., 4-й курс, ф-т СП, МГППУ// «Вопросы психологии» №3 2003 г.«Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего дошкольного возраста». 4. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. С.-П., «Детство-прогресс», 2002. 5. Малиновская Н.Д. «Психология развития незрячих и слабовидящих людей» // 2001г. 6. Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). М., 2003 г. 7. Плаксина Л.И./ Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения – М. , 1995.№ 3. – C. 43-49 Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями 8. Подколзина Е.Н .// Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения /Институт коррекционной педагогики РАО, Москва - Дефектология.,2003. 9. Сермеев Б.В. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. К, «Здоровье», 1987г. 10. Солнцева Л.И. «Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения» // Дефектология. - 1998. 11. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. М., 2003 г. 12. Феоктистова В.А., Шипицына Л.М. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения С.-П., «Образование», 1995г. Приложения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Основные направления педагогической работы по охране зрения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Освещение. Качество освещения значительно влияет на работу зрительного анализатора. Гигиенические требования к хорошему освещению следующие: Требования по достаточной интенсивности и равномерности обусловлены тем, что при слишком слабом освещении глаза подвергаются большому напряжению, а сильный свет их ослепляет. Оба этих варианта создают неблагоприятные условия для работы зрительного анализатора. Гигиенические требования к освещенности производственного помещения должны предусматривать: * равномерное распределение яркости в поле зрения; Выполнение этих требований возможно при рациональном сочетании общего и местного освещение, а также путем правильного расположения светильников и регулировки интенсивности светового потока. Мебель. Наряду с рациональным построением занятий большое значение для охраны зрения детей имеет правильная посадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы. Существуют, как известно, утвержденные размеры мебели для детей дошкольного возраста. Врачи и воспитатели детских садов должны руководствоваться ими в практической деятельности, чтобы обеспечить правильную посадку детей в соответствии с их ростом. Надо помнить и о рациональной расстановке мебели в групповой комнате с тем, чтобы получить наилучшие условия естественного освещения на столике, за которым сидит ребенок. Мебель должна стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене. В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расставляются в два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева. Поэтому использование четырехместных столов нежелательно, так как иначе дети во время занятий будут сидеть спиной к свету. Таким образом, зрительная работа может способствовать возникновению зрительных расстройств, если она производится в неудовлетворительных гигиенических условиях, при неправильной посадке и, особенно, при неблагоприятных условиях освещения. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств. Поэтому к организации светового режима в помещениях, в которых находятся и занимаются дети, следует подходить комплексно, с гигиенических позиций. Обязательным требованием является использование искусственного освещения. При светобоязни ребенка нужно усадить так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза. Рассаживать детей рекомендуется относительно месторасположения педагога с учетом остроты зрения. · дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места: 1ряд – с остротой зрения ниже 0,4 2ряд – с остротой зрения 0,4-0,6 3ряд - с остротой зрения 0,6-1,0; · при расходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру во второй-третий ряд; · при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадить лучше видящим глазом к центру; · если у ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к педагогу. · при рассматривании картин рассаживать лучше полукругом. Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее одного метра от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. На занятиях по математике размер предметов – до 15см, размер используемой натуры – 20-25 см, раздаточный материал – 2-5 см. Весь демонстрационный материал должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты. Условиямидля полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются: · выбор адекватного фона; · выбор адекватного цвета, т.к. цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится оранжевым, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым); · постоянное использование указки для показа; · нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз – слева, закрыт левый глаз – справа); · нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям; · подача некоторых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру). Коррекционная направленность воспитательно-образовательных мероприятий в сочетании с лечебными и соблюдение гигиенических требований к освещению создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |