Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.
Право на участие в управлении государственными делами обычно гарантируется подлинно демократической организацией всей политической системы общества, Конституцией и текущим законодательством, всей практикой организации федеральных форм власти. Это право включает в себя несколько субъективных возможностей, которые, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные политические права граждан РФ. К ним относятся: 1) права, обеспечивающие участие граждан в формировании государственных органов власти и выражающиеся в избирательных возможностях личности избирать и быть избранными (граждане РФ участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) (ч. 1 ст. 81 КонституцииРФ); 2) права граждан РФ на участие в референдуме и в других формах прямой демократии. Референдум как всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни является, наряду с выборами, высшим непосредственным выражением власти народа и, соответственно, яркой формой политической свободы (порядок реализации этого права получает подробную регламентацию в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года); 3) права граждан РФ на осуществление местного самоуправления, которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года; 4) права граждан РФ на равный доступ к государственной и муниципальной службе, которые означают равенство исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации и которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года; 5) права граждан РФ на участие в отправлении правосудия, которые могут быть реализованы путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве народных заседателей (когда дело рассматривается коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей, избранных населением), в качестве присяжных и арбитражных заседателей и т.п. Конституционное право на участие в отправлении правосудия Носителями судебной власти являются исключительно граждане Российской Федерации, имеющие в соответствии с КонституциейРФправо на участие в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве заседателя (народного, присяжного, арбитражного). Судьями являются граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Они независимы, несменяемы, неприкосновенны. Участие народных, присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия рассматривается не только как право, но и как гражданский долг. Обязанность составления списков присяжных заседателей возложена наглав местных администраций, причем в эти списки включаются не все потенциальные присяжные заседатели, а лишь то их число, какое необходимо для работы краевого, областного суда в данном календарном году. Согласно Закону в судебное заседание вызываются не менее 20 кандидатов, причем стороны (обвинение и защита) имеют право отвести без указания причин по 2 заседателя каждая. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, за это время им выплачивается вознаграждение за счет республиканского бюджета в размере не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту их основной работы. Законодательством РФ установлен ряд требований к гражданам, участвующим в отправлении правосудия, в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Так, в частности, присяжным заседателем может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, дееспособный, неопороченный, обладающий активным избирательным правом. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются. От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам. Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе Исходя из права граждан РФ на участие в управлении государством, Конституция закрепляет важнейший принцип государственной службы — равный доступ к ней (ст.32 ч. 4). Гражданин РФ имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий и профессионализма без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии. Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба- это деятельность, при осуществлении которой гражданин приобретает новый статус - статус государственного служащего, не теряя при этом обычного, общегражданского статуса. это постоянная профессиональная деятельность. Тем самым, государственная служба отличается от иных форм названного участия в управлении публичными делами, рассчитанными на эпизодическое участие (например, в избирательном процессе). это платная деятельность, что является прямым следствием ее профессионального характера. Законодательством устанавливается ряд требований к поступающим на службу в органы государственной власти: наличие у лица гражданства Российской Федерации, достижение таким лицом восемнадцатилетнего возраста, дееспособность. Применительно к отдельным системам государственных органов и даже к отдельным должностям законодательными актами могут предусматриваться дополнительные условия (о состоянии здоровья, о возрасте, о наличии образования и т.д.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |