Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В чем состоит логическая ошибка, допущенная в софизмах?
а) Лекарство употреблять полезно. Чем больше пользы, тем лучше. Значит, чем больше употребляешь лекарства, тем лучше. б) - Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить? - Нет. - Знаешь ли ты, что добродетель есть добро? - Знаю. - Об этом я тебя и хотел спросить. Значит, ты не знаешь того, что знаешь.
Задание 21.Подберите несколько общеутвердительных и общеотрицательных суждений, выведите из них противоречащие суждения, установите их истинность или ложность. Задание 22.Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем. Пример: Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой информации (С). Соподчинение (координация). Задание: 1. Проступок, дисциплинарный проступок, административный проступок. 2. Известность, неизвестность. 3. Прямая линия, кривая линия. 4. Партийность, беспартийность. 5. Революционер, контрреволюционер. 6. Виновность, невиновность. 7. Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 8. Правда, ложь. 9. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. 10. Сильный, слабый. 11. Истина, заблуждение. 12. Честь, бесчестье. 13. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание. 14. Зависимость, независимость. 15. Обвинительный приговор, оправдательный приговор. Задание 23.Укажите конкретные и абстрактные понятия. Примеры: 1. «Юридический закон» — конкретное понятие. 2. «Невменяемость» — абстрактное понятие. Задание: 1. Политическая система. 2. Преступность. 3. Стратегия. 4. Диктатура. 5. Двуличие. 6. Трезвость. 7. Адвокат. 8. Равенство. 9. Космический корабль. 10. Бескорыстие. 11. Родина. 12. Гражданское мужество. 13. Противоречие. 14. Спутник. 15. Зазнайство. 16. Самоотверженность. 17. Взаимодействие. Задание 24.Дайте полную логическую характеристику понятиям. Пример: «Юрист» — понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное. Задание: 1. Государство. 2. Западная граница государства. 3. Невиновность. 4. Учитель. 5. Демонтаж. 6. Законность. 7. Кража. 8. Бескорыстие. 9. Отечество. 10. Министерство юстиции. 11. Подвиг. 12. Мужество космонавта Леонова. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Созвездие Большой Медведицы. 16. Рота. 17. Случайность. 18. Атеист. 19. Невменяемость. 20. Сонет. 21. Фронт. Задание 25.Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем Эйлера. Задание: 1. Государство, федерация, унитарное государство. 2. Ученый, юрист, общественный деятель. 3. Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал. 4. Насилие, принуждение. 5. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка. 6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 7. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 8. Верующий, атеист. 9. Еженедельник, периодическое издание. 10. Должностное преступление, халатность, взяточничество. 11. Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие. 12. Брак, супружество. 13. Сын, отец. 14. Свободный, несвободный. 15. Эрудиция, невежество. Задание 26.Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными. Примеры: 1. «Народный суд» — безотносительное. 2. «Начало» — соотносительное понятие. Задание: 1. Причина. 2. Рабочий. 3. Верх. 4. Политика. 5. Истец. 6. Ускорение. 7. Копия. 8. Положение. 9. Проблема. 10. Опасность. 11. Взяткодатель. 12. Форма. 13. Право. 14. Племянник. 15. Практика. Задание 27.Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным. Задание: 1. Большой. 2. Научный. 3. Бедный. 4. Холодный климат. 5. Легкая работа. 6. Верность. 7. Законный. 8. Красивый поступок. 9. Гармоничный. 10. Смелый. 11. Глубокий. 12. Друг. 13. Наличный расчет. 14. Правда. 15. Истина. Задание 28.Укажите положительные и отрицательные понятия. Примеры: 1. «Законный» — положительное понятие. 2. «Незаконный» — отрицательное понятие. Задание: 1. Верность. 2. Безволие. 3. Беспорядок. 4. Гуманизм. 5. Произвол. 6. Ненависть. 7. Контроль. 8. Антифашист. 9. Антиквар. 10. Анархия. 11. Ананас. 12. Аноним. 13. Недееспособность. 14. Принципиальность. 15. Антипатия. 16. Компетентность. 17. Халатность. Задание 29.Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям. Пример: Организатор, пособник, соучастник преступления. Отношение соподчинения, схема 4. Задание: 1. Противоречие, конфликт. 2. Действие, бездействие. 3. Пролог, эпилог. 4. Гуманный, негуманный. 5. Коммерсант, делец. 6. Народный, антинародный. 7. Артиллерист, комендор. 8. Судебный исполнитель, филателист. 9. Крестьянское поселение, село. 10. Воздушный флот, авиация. 11. Налог, оброк. 12. Дипломат, посол, консул. 13. Договор, сделка. 14. Гармония, дисгармония. 15. Судебное решение, приговор, судебное определение. Задание 30. Какие законы мышления нарушены? а) «Прошу Вашего разрешения развести меня с Михеевым Виктором Петровичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в суд). б) Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле. в) Семенов – студент, ведь он сдает экзамены. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление предикату. а) Порядочному человеку чуждо зазнайство. б) Все безответственные люди не являются надежными. в) Некоторые россияне являются гражданами других стран. г) Некоторые законы не являются юридическими. Задание 31. Опишите в чем заключаются особенности аргументации в ходе гражданского процесса. Задание 32.Назовите какие требования, предъявляются к тезису, аргументам и демонстрации в ходе гражданского процесса. Задание 33.Охарактеризуйте виды доказательств в ходе гражданского процесса и в чем заключаются их особенности. Задание 34.Дайте характеристику ошибкам присущим аргументации в ходе гражданского процесса.
Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету по дисциплине «Логика»
Задание 1. Из приведенных суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их истинность или ложность. Пример: Некоторые государства являются унитарными (Iи). Ни одно государство не является унитарным (Ел). Некоторые государства не являются унитарными (Ои). Все государства являются унитарными (Ал). Задание: 1. Некоторые преступления не являются умышленными. 2. Некоторые писатели — авторы фантастических романов. 3. Некоторые преступления относятся к особо тяжким. 4. Большинство студентов успешно сдали сессию. 5. Некоторые правонарушения являются проступками. 6. Для большинства рабовладельческих государств характерна монархическая форма правления. 7. Некоторые предприятия не обладают правами юридических лиц. 8. Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами. 9. Некоторые суждения не являются простыми. 10. Не всякому офицеру мундир к лицу (К. Прутков). 11. Для некоторых категорий работников назначаются пенсии за выслугу лет. 12. Некоторые рыбы живут в реках. 13. Не все то золото, что блестит. Задание 2. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию. Грипп не представляет опасности для жизни. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода. Несколько лет назад Британское адмиралтейство обратилось к министру финансов с просьбой выделить 18 шиллингов в месяц на питание кота, охраняющего документы от мышей. Министр ответил так: «Если в адмиралтействе есть мыши, то деньги на пропитание не нужны, поскольку он может питаться мышами. Если мышей нет, то деньги тоже не нужны, поскольку тогда незачем держать кота».
Задание 3. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию. Наркомания представляет сегодня большую угрозу для здоровья и жизни нации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |