Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Физиологическая основа гибкости
· Способность к управлению ОДА и его морфофункциональные особенности (форма сустава, толщина суставного хряща, эластичности и вязкость мышц, эластичность связочного аппарата, суставных сумок, состояния межпозвонковых дисков).
Факторы, влияющие на гибкость • Способность человека сочетать сокращение мышц, производящих движения, с расслаблением растягиваемых мышц. • Внешняя температура: повышение температуры увеличивает гибкость. • Время суток: гибкость максимальна в середине дня • Разминка, массаж, тёплый душ(повышает температуру) • Физическое состояние/самочувствиечеловека • Мышечная сила: рост мышечной силы при гипертрофии мышц ограничивает подвижность в суставах. Однако, умеренное увеличение динамической силы увеличивает обьём движений в суставах. • Возраст: гибкость снижается с возрастом • Генетическая (наследственная) предрасположенность к гибкости • Степень утомления: показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной - увеличиваются.
Сенситивные периоды развития гибкости · Мальчики и девочки: с рождения до 13-14 лет. · Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной – 10-14 лет. · У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20—30% выше, чем у мальчиков.
Тренировка гибкости · Не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их «разболтанности», нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способностей. · Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движений - упражнения в растягивании, которые направлены не на воздействие на сократительные элементы мышц, а на соединительные ткани (сухожилия, связки, фасции и т.п.), поскольку, не обладая свойством расслабляться, они в основном препятствуют развитию гибкости. · Виды упражнений o Динамические активные упражнения (наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения и т.п.). o Динамические пассивные (с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, шпагат и др.). o Статические активные упражнения - удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. o Статические пассивные - удержание положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздействий внешних сил (партнера, снарядов, веса собственного тела). o Комбинированные. · Основной метод развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями.
Глава 9 Двигательные умения, навыки и двигательный стереотип Большинство двигательных действий человека не является элементарным или безусловнорефлекторным. Поэтому в процессе онтогенетического развития человека происходит овладение различными двигательными действиями, необходимыми в повседневной жизни, профессиональной деятельности или для занятий физической культурой. При овладении двигательным действием в начале возникает умение его выполнять, которое затем переходит в навык, т.е. главным отличием умения от навыка является степень освоенности двигательного действия, уровень достигнутого автоматизма.
Понятие двигательных умений и навыков · Двигательное умение -степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью результатов (Холодов). · Двигательный навык- это оптимальная степень владения двигательным действием, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью, устойчивостью и надежностью исполнения. При навыке сознание направлено на условия и результат действия, а не на его компоненты.
Физиологический механизм формирования двигательных навыков
В основе двигательных умений и навыков лежит физиологический механизм формирования двигательного (динамического) стереотипа. Двигательный стереотип (синоним - динамический стериотип) - устойчивый индивидуальный комплекс безусловно- и условно-рефлекторных двигательных реакций и сопровождающих их вегетативных изменений, реализуемых в определенной последовательности. Значение двигательного стереотипа– облегчение выполнения целостного двигательного акта и освобождение сознания человека от необходимости тщательного контроля за каждым его элементом.
Особенности временных связей при формировании двигательных навыков · Формируются при участии как первой, так и второй сигнальной системы (возможность обучения двигательным навыкам как при подражании двигательным действиям, так и при словесном инструктировании). · Двигательный навыкподразумевает не просто повторение по имеющему условному сигналу ранее имеющихся безусловнорефлекторных реакций (сенсорные условные рефлексы, УР первого рода), но образование новых оперантных (инструментальных, мануальных) временных связей – формирование оперантных условных рефлексов(рефлексов второго рода), которые характеризуется образованием новых форм ответных реакций, созданием сложного комплекса вновь образованных движений или комбинации из ранее основанных движений. Таким образом, в оперантных рефлексах временные связи относятся не только к афферентным, но и к эфферентным, т. е. исполнительным, звеньямдвигательных реакций. · Двигательный навык формируется на основе образования условных цепных рефлексов (УР высшего порядка), в которых временные связи закрепляют отпределённую последовательность реакций (или фаз двигательного действия), осуществляющихся в виде определённого динамического стериотипа. · Динамический стереотип в двигательных актах относится только к последовательности осуществления фаз движения (например, при беге или плавании). Временные отношения между фазами и внутренняя структура движения (например, количество активных ДЕ) могут варьировать поскольку ЦНС имеет возможность достигать один и тот же внешний эффект за счет многих вариаций внутренней структуры движения. · Формирование стабильной последовательности фаз двигательного действия характерено только для циклических видов деятельности. В ациклических упражнениях стабильная целостная система смены фаз движений, как правило, не образуется. Стабильность в данном случае состоит не в проявлении сложных двигательных комбинаций, а в отдельных составных элементах (например, в штрафных бросках мяча в баскетболе). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 603. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |