Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Н.А. Бернштейна. Классификация речевых нарушений на основе многоуровневой теории движений Н.А. Бернштейна.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Логопедическая работа с детьми с опорой на теорию
Н.А. Бернштейном была подробно разработана теория уровневой организации движений, позволяющая разложить сложный двигательный акт на отдельные компоненты, а также выявить состояние мозговых уровней, их роль в регуляции движений и действий. Каждый уровень построения движений характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах каждого уровня, патологическими синдромами и дисфункцией. Речь – это комплекс движений. Конструкция движений по Н.А. Бернштейну имеет 5 уровней. Каждый уровень характеризуется определенным участком ЦНС. Каждое движение строится по определенным законам, вписывается в деятельность речедвигательного анализатора. В работу включаются периферические отделы, которые запускают процесс речи и осуществляют регулировку, контроль, мотивацию и смысл. Напоминает речевой сигнал сложнейшей структуры в коре головного мозга. Движения всегда имеют главный уровень (ведущий) и вспомогательный.
Уровни регуляции движений: 1 уровень - А – включение. (уровень палеокинетических и риброспинальных регуляций) Представлен вегетативной НС, спинным мозгом, частью проводящих путей, которые отходят от спинного мозга - уровень туловища и его сегментов. В начале в КГМ (коре головного мозга) от внешних раздражителей возникает возбуждение. Нервные процессы возбуждения и торможения должны быть уравновешенны, т.к. они осуществляют включение и выключение тонуса мышц. Если не наступает возбуждение – ребенок молчит, или наоборот, слишком сильное – может затормозить действие. Порок возбуждения может быть увеличен при помощи медикаментов, массажа, электропроцедур. Логопед должен знать какой препарат назначил невролог, чтобы проследить действие: либо есть улучшение, либо - нет. Как ведущий уровень участвует во всех движениях, но может быть самостоятельным в непроизвольных движениях – дрожание от холода, от страха (включается спиной мозг – стволовая часть). При очаговом поражении этого уровня А могут наблюдаться нарушения мышечной статики и кинетики. 2 уровень В – автоматизация звуков. Представлен подкорковыми ядрами. Это двигательный уровень туловища. Уровень В определяет три важнейших качества, необходимых для построения движений: 1) вовлечение в работу десятков мышц, осуществляющих движение; 2) способность стройно и налаженно вести движение во времени; 3) вытекающее из предыдущего - способность к чеканной повторяемости движений не только по времени, но и по рисунку действия. Отвечает за всю соматическую моторику, за все высокосложные движения всего тела, вовлекает в согласованную работу многие десятки мышц, обеспечивает правильное чередование движений с разнообразным и точным ритмом. Уровень В дает динамическую устойчивость речевых движений, гасит лишние движения, позволяет речи быть автоматизированной, течь самой собой. Но чтобы возникла динамическая устойчивость, и выработался определенный навык, нужно ограничить число двигательных задач, увеличивать их постепенно. Работа над изолированными звуками, в начале, середине, конце слов, затем над фразами, предложениями. Нужно дозировать нагрузку, усложнять постепенно. Самостоятельных движений на этом этапе мало. Используются ритмические структуры, чистоговорки. А также бег, ходьба, письмо, скоропись. Деятельность уровня В охватывает выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику. Движения, управляемые этим уровнем, автоматичны, машинообразны и не могут точно измеряться. Патологические проявления: при гипофункции наблюдается амимия, скованность позы, жестов, отсутствие выразительности движений. Когда выключается уровень В и перестает контролировать уровень А – уровень А впадает в состояние перевозбуждения – болезнь Паркенсона. При гиперфункциинаблюдаются гиперкинезы – насильственные движения, синкинезии – совместные движения. При патологии в деятельности уровня В возникают различные диссенергии и асинергии, гипер- и гиподинамические расстройства. Афферентная недостаточность этого уровня ведет к ослаблению выразительности движений, мимики, пластичности, обеднению интонации голоса. 3 уровень С – уровень пространственного поля. Представлен первичными сенсомоторными участками в коре больших полушарий, зрительными полями, осязательно – проприоцептивными участками, вестибулярным, слуховым отделом и мозжечком, то что связывает организм с окружающей обстановкой. Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Уровень С обеспечивает целевой характер движений. Такие движения своевременны, точны и могут быть измерены. При патологии в деятельности уровня С возникают параличи и парезы, нарушения координации (дистаксии и атаксии). Этот уровень заменяет действия одних органов другими: не может в достаточной степени функционировать язык, движения на себя берут губы(замена звука Л на В). Уровню С присуще еще одно очень важное качество: способность к модификации движений, т.е. поиск ребенком новых путей и возможностей в осуществлении незнакомых действий. Это качество незаменимо в процессе обучения, в процессе создания нового двигательного навыка, нового умения. 4 уровень Д – уровень действий,которые присущи исключительно человеку.Эти действия обеспечиваются областью больших полушарий головного мозга. Уровень Д обусловливает возникновение первых осмысленных действий: праксис, гнозис, мотивация, схематизация действий, действия для речи и письма. Органы чувств (зрение, осязание и т.п.) получают и передают в мозг все сведения о предмете и помогают определить, что именно и в какой последовательности можно и нужно делать с этим предметом. Важно, что уровнем Д оценивается не его размер, вес, цвет, а его топология - схема, объясняющая качественно; соотношения отдельных частей предмета, воспроизведение букв, чисел, звуков речи. Именно уровень Д обеспечивает не просто перемещение предмета, а смысловое использование его с целью изменить окружающую действительность, максимально приблизить ее к той модели «желаемого будущего», которую ребенок создает мысленно перед, началом каждого действия. Отличительное качество всех действий этого уровня - их высокий автоматизм, т.е. они выполняются без активного контроля сознания, что, конечно, возможно лишь после многократных упражнений и тренировок. Другая важная особенность этого уровня связана с различием в действиях правой и левой рук. На всех уже перечисленных ранее уровнях, эта разница была практически незаметной. И во время: ходьбы, и при захватах любого предмета обе руки действуют одинаково, и левая рука легко заменяет правую. И только на уровне смысловых действий эта разница становится решающей: письмо пишется правой рукой, ложка тянется в рот правой рукой. Переучиться на работу левой рукой возможно, но очень и очень не просто и уж заведомо не быстро (у человека-левши - наоборот). Патологические проявления – апраксии, агнозии, диспраксии, зеркальное письмо, дислексии, алексии. 5 уровень Е - уровень интеллектуальных двигательных действий.Кортикальный. Создает мотив для двигательного акта и осуществляет его основную смысловую коррекцию. Он окончательно приводит результат движения в соответствие с намерением, с той самой моделью, которую ребенок создал мысленно перед началом своего действия. Этот уровень помимо речи и письма руководит богатейшим арсеналом хореографических, импровизационных и других импровизационных действий, изучение и описание которых еще до конца не раскрыто, но представляет собой увлекательнейшую область исследования. Понимание многоуровневой системы регуляции движений позволяет не только формировать, но и корректировать двигательные навыки, выявлять нарушения и заболевания мозга, что ведет к решению важнейшей задачи оздоровления ребенка. Осуществляет символические действия: речь, письмо, освоение букв, цифр, семантики, смысловых действий, грамматических заданий, художественного исполнения, драматизации музыкальных произведений. Данный уровень входит в состав действий, которые помогают осуществлять интеллектуализированные акты поведения, включающие все виды устной речи и письмо.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2560. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |