Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовые формы отношений между субъектами инвестиционной деятельности
Инвестор может осуществлять капиталовложения самостоятельно, однако в абсолютном большинстве случаев в разработке и реализации конкретного инвестиционного проекта задействуются многочисленные субъекты: консультанты по инвестициям, субинвесторы, подрядчики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, консультанты, инвестиционные фонды) и т. д. Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности, наряду с нормативными актами является договор или контракт, заключаемый на принципах добровольности и равноправия сторон. Инвестиционная деятельность осуществляется на основании одного, а чаще нескольких взаимосвязанных договоров (займа, кредитования, подрядных, посреднических, договоров об оказании услуг, о совместной деятельности, лизинга, на фондовом рынке и др.). Многие из данных договоров подлежат государственной регистрации. В отечественном законодательстве определение инвестиционного договора не закреплено. Равно отсутствует легальная систематизация договорных форм осуществления инвестирования. В качестве инвестиционного поименован лишь один из договоров, опосредующих инвестиционную деятельность, - инвестиционный договор с Республикой Беларусь, предусмотренный ст. 17 Закона об инвестициях. Инвестиционная деятельность может опосредоваться различными гражданско-правовыми договорами: купли-продажи, лизинга, подряда, простого товарищества, учредительным договором и др. Инвестиционными договорами следует признать договоры на приобретение акций при учреждении и увеличении уставного капитала акционерного общества, договоры облигационного займа, банковского вклада, негосударственного пенсионного обеспечения и долевого участия в строительстве. Объединяет эти виды договоров только их экономическое содержание - вложение средств, как правило, с целью получения в дальнейшем прибыли. Договоры, опосредующие инвестирование, влекут возникновение договорных обязательств, имеющих особенности, которые обусловлены тем, что они возникают в специфической сфере - сфере инвестирования. Эти особенности проявляются в их предмете (действия по вложению (отчуждению) объектов гражданских прав, квалифицируемых в качестве инвестиций) и объекте (объект инвестирования). В общей системе общегражданских и хозяйственных договоров инвестиционные договоры обособляются на основе их целевого назначения. Они опосредуют коммерческие отношения, носящие длительный характер и предполагающие достижение положительного результата в будущем. Инвестиционные договоры подразделяются на две группы. Первая группа договоров опосредует портфельные инвестиции, в рамках которых инвесторы передают свои средства во владение, пользование и распоряжение иным лицам. Соответствующий договор можно определить как соглашение, по которому одна сторона (инвестор) обязуется передать, а другая сторона (реципиент) обязуется принять для использования в собственной хозяйственной деятельности инвестиционное имущество с выплатой инвестору части прибыли, получаемой от использования этого имущества, либо с предоставлением иных выгод (например, приобретение ценных бумах, передача инвестиционного имущества в доверительное управление институциональному инвестору или инвестиционному посреднику). Инвестиционный договор обеспечивает достижение основной цели - финансирование предпринимательской деятельности путем установления долгосрочных отношений и устойчивых, сбалансированных хозяйственных связей. Вторую группу составляют договоры, опосредующие производственные (реальные) инвестиции. Это договоры подряда, в которых инвестор предстает в качестве заказчика, а вторая сторона по договору (подрядчик) обязуется в установленные сроки выполнить для заказчика определенную в договоре работу, применяя собственные материалы или материалы заказчика, а заказчик обязуется создать подрядчику надлежащие условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить согласованную цену (например, подряд на капитальное строительство; на производство проектных и изыскательских работ; на выполнение научных, опытно-конструкторских работ). В инвестиционной практике особое значение имеет стабильность и выверенность условий сотрудничества, поэтому здесь целесообразно заключение предварительных договоров. В зависимости от субъектного состава различаются инвестиционные договоры с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, резидентов и нерезидентов. В литературе высказываются три основных подхода относительно правовой оценки инвестиционного договора: 1)инвестиционный договор - собирательное понятие; 2)инвестиционный договор - самостоятельный тип или вид договора; 3)отрицается целесообразность использования термина «инвестиционный договор». Законодательное определение понятия и отличительных особенностей инвестиционного договора, заключаемого не только с Республикой Беларусь, но и с другими субъектами, может способствовать развитию инвестиционных отношений. Отличительными признаками такого договора можно назвать следующее: - одной из сторон является инвестор; - соглашение определяет порядок реализации Инвестиционного проекта; - заключается на длительный срок и др. В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь,если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление Инвестору, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь. В этом решении Совета Министров Республики Беларусь определяются порядок подтверждения права на применение указанных льгот и преференций, а также Госорган, уполномоченный на подписание такого инвестиционного договора и координацию работы по его выполнению. Для заключения инвестиционных договоров: Первого уровня не требуются бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора (далее - инвестиционный проект), и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта; Второго уровня требуютсябизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта. Бизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта требуются только в случае предоставления инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь. Проекты инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой юридическими службами соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов, принимающих решения о заключении инвестиционных договоров, или Министерством юстиции, если решение о заключении инвестиционных договоров принимается Советом Министров Республики Беларусь. Заключенные инвестиционные договоры подлежат государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, порядок ведения которого определяется "Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. N 4". В инвестиционном договоре в качестве обязательных условий должны быть определены:
Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке. Если стороной инвестиционного договора является иностранное юридическое или физическое лицо, инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке, а также на иностранном языке по соглашению сторон. По вопросам привлечения инвестиций, заключения инвестиционных договоров и реализации инвестиционных проектов инвестор может взаимодействовать с государственными органами и исполнительными комитетами, государственным учреждением "Национальное агентство инвестиций и приватизации" либо с физическими или юридическими лицами, уполномоченными на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Изменение инвестиционного договора и его расторжение по соглашению сторон осуществляются в соответствии с "Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011г. № 4". Постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10» в Белоруссии утверждены: - Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; - Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; - Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь; - Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь; - Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь. Государственный реестр инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в настоящее время ведется только в электронном виде. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года №563 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10". По состоянию на 1 октября 2013 г. в госреестре было зарегистрировано 1294 инвестиционных договора на общую сумму 21 млрд USD. Из них 346 договоров - с иностранными инвестициями на сумму эквивалентную 11,1 млрд USD. В среднем капиталоемкость одного инвестдоговора составляет 17 млн USD. Иностранные инвесторы предпочитают не покупать обремененные обязательствами белорусские предприятия, а делают ставку на строительство предприятий с чистого листа (так называемые Greenfield projects). Например, за январь-июнь 2016 г. в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 4,7 млрд долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 3,9 млрд долларов (83% от общего объема), портфельных – 0,0008 млрд долларов, прочих – 0,8 млрд долларов. Основные инвесторы в Республику Беларусь по итогам 1 полугодия 2016 г.: Россия – 50,2%, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – 20,5%, Кипр – 7,5%, Литва – 3,7%, Австрия – 3,3%, Польша – 2,3%, Украина – 1,7%, Китай – 1,4%, Латвия – 1,2%, Германия – 1,1%,. На долю прочих стран-доноров приходится – 7,1%. Среди договоров, связанных с приобретением прав пользования, особое место занимают концессионные договоры государства с инвесторами, предметом которых является деятельность по поиску, разведке, разработке и эксплуатации природных ресурсов, а также осуществление деятельности, относящейся к государственной монополии. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 63-3 «О концессиях» определяет концессионный договор как письменное соглашение, в силу которого одна сторона (коцедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности. Концессия - основанные на концессионном договоре право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности. К концессионным договорам относятся: - полный концессионный договор; - концессионный договор о разделе продукции. Под полным концессионным договором понимается соглашение, предусматривающее возникновение и сохранение за концессионером права собственности на произведенную им продукцию. Под концессионным договором о разделе продукции понимается соглашение, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концеден-том в размерах и порядке, определяемых концессионным договором. Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается соглашение, в силу которого право собственности на произведенную, переработанную по концессионному договору продукцию передается концеденту Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |