Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Содержание разделов дисциплины
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.1 ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
(уровень бакалавриата)
Профиль подготовки Изобразительное искусство
Квалификация бакалавр
Форма обучения заочная
Составитель:
канд. искусствоведения, доцент
кафедры изобразительного искусства и дизайна
________________ Т.П. Алексеева
Бийск 2016
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (утвержден 4 декабря 2015 г. № 1426) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль подготовки: Изобразительное искусство (уровень бакалавриата), утвержденного Ученым советом АГГПУ им. В.М. Шукшина (от 18.01.2016., протокол № 9/1).
Распределение по курсам
Номер курса
| Всего часов
| Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий
| Форма промежуточной аттестации
(зачет,
экзамен)
| Общий объем
(часы /
зач. единицы)
| В том числе
| Аудиторные
| Самосто-
ятельная
работа
| Контактная
| Из них
| Лекции
| Практ.
занятия
| 1
| 35
(1 з.е.)
| 10/0,2
| 8
| 2
| 26/0,7
|
| зачёт
| 2
| 108
(3 з.е.)
| 16/0,4
| 8
| 8
| 92/2,5
|
| Экзамен
| 3
| 108
(3 з.е.)
| 14/0,4
| 6
| 8
| 94/2,6
| 1
| зачет,
Экзамен
| Всего
| 252
(7 з.е.)
| 40/1,1
| 22
| 18
| 212/5,9
| 1
|
|
Программа обсуждена на заседании кафедры изобразительного искусства и дизайна Протокол № 16 от «05» июля 2016 г
И.о. заведующий кафедрой изобразительного искусства
и дизайна ____________________ Н.С. Мамырина
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний в области истории искусств.
Задачи дисциплины:
- изучить наиболее значительные памятники западноевропейского и русского изобразительного искусства и архитектуры от Древнего мира до современности, оценить их художественные достоинства, определить место, занимаемое в конкретной историко-культурной среде своего времени;
- выявить закономерности историко-художественных процессов зарубежного и отечественного искусства от Древнего мира до современности;
- проследить пути эволюции новых стилевых течений и тенденций: их зарождение, становление, развитие, основные стилеобразующие элементы, художественно-историческое содержание, связи с духовной, историко-культурной средой своего времени;
- привить студентам понимание важности создания канонических форм и сохранения традиций в искусстве, и в то же время необходимости и неизбежности новаторства, как основы любого художественного творчества.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «История изобразительного искусства» относится к обязательным дисциплинам вариативной части ОПОП (Б1.В.ОД.1).
Наряду с историей, философией, социологией, культурологией, данная дисциплина выступает важным элементом в формировании исторической грамотности в системе подготовки бакалавра. Знание истории изобразительного искусства поможет разобраться в его пластических системах, видах, жанрах, направлениях, течениях и стилях. Изучение языка произведения искусства позволит полнее и тоньше понимать произведение, развивать у молодежи творческие способности. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения истории зарубежного и современного искусства, подготовки к деятельности по пропаганде и популяризации отечественного и мирового художественного наследия.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:
- владеет теоретическими основами и практическими навыками изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна (ПКд-1);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства;
- основные факты и закономерности историко-художественных процессов Древнего мира, Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, отечественного искусства от эпохи Киевской Руси до современности;
- основные исторические стили, их характерные стилеобразующие свойства в архитектуре, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве;
- иллюстративный материал, отражающий мировое и отечественное художественное наследие в его вершинных достижениях;
- творчество выдающихся мастеров русского и зарубежного искусства, шедевры мирового и отечественного художественного наследия;
- проблемные вопросы отечественного искусства ХХ века;
- значение мирового и отечественного художественного наследия для современной культуры и искусства;
- специальные художественные термины по каждому разделу-модулю истории искусств;
уметь:
- использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;
- ориентироваться в фундаментальных вопросах истории отечественного и зарубежного искусства;
- доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы истории искусств;
- пользоваться специальной литературой по истории искусства (монографии, каталоги выставок, каталоги художественных музеев, материалы периодической печати, учебные пособия, архивные материалы и т.п.).
- самостоятельно оценивать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, делать собственные выводы;
- аргументировать свои оценки, свободно пользоваться специальной терминологией в докладах, выступлениях на конференциях, на экзаменах и зачетах;
- определять творчество выдающихся художников в историко-культурном контексте их времени;
- понимать образно-мировоззренческую основу стилей, направлений, тенденций в изобразительном искусстве и архитектуре, их историческую обусловленность;
- писать статьи аналитического, публицистического, искусствоведческого характера;
- владеть:
-основными понятиями, специальной терминологией в области истории искусств;
-методами популяризации эстетических знаний, творчества местных художников;
- приемами анализа художественных процессов разных исторических эпох;
- навыками описания и анализа конкретных произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- практическими навыками в разработке докладов, лекций, сообщений по вопросам истории искусств;
- приемами полемики по проблемам современного отечественного искусства;
- методикой самостоятельной обработки разнообразных видов художественной информации и использования ее при выполнении курсовых и дипломных работ.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 7 зачётных единиц
Вид учебной работы
| Всего часов
| курсы
| 1курс (зим.)
| 1курс
(лет.)
| 2курс (зим.)
| 2курс (лет.)
| 3курс (зим.)
| 3курс (лет.)
| Аудиторные занятия (всего)
| 40
| 6
| 4
| 8
| 8
| 8
| 6
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
|
| 6
| 2
| 4
| 4
| 4
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| 2
| 4
| 4
| 4
| 4
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 212
| 12
| 14
| 28
| 64
| 64
| 30
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к лекциям
|
| 4
| 4
| 10
| 20
| 20
| 10
| Подготовка к практическим занятиям
|
| 4
| 4
| 10
| 20
| 20
| 10
| Подготовка к активным формам практических занятий
|
| 4
| 6
| 8
| 24
| 24
| 10
| Другие виды самостоятельной работы (Экзамен, ЗР)
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен)
|
|
| Зачёт
|
| Экзамен
| Зачёт
| Курсовая работа
Экзамен
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 252
| 18
| 18
| 36
| 72
| 72
| 36
| 7 з.е.
| 0,5
| 0,5
| 1
| 2
| 2
| 1
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| ЛЕКЦИИ
| 1
|
Первобытное искусство. История искусства древнейших цивилизаций
| Тема 1. Введение. Первобытное искусство.
Тема 2. Искусство ранних рабовладельческих цивилизаций. Общий анализ.
(6 ч.)
| 2
|
История зарубежного искусства Средних веков и эпохи Возрождения
| Тема 1.Искусство западноевропейского средневековья Х-XIV веков. Общий анализ.
Тема 2. Итальянский проторенессанс XIV века: старые и новые художественные идеалы.
Тема 3.Искусство Раннего Возрождения в Италии (XV век). Живопись. Проблема сохранения средневековых художественных идеалов в итальянской живописи XV века: "готические" художники.
(2 часа)
| 3
|
История западноевропейского искусства XVII – XIX веков
| Тема 1. Введение. Барокко как главный стиль в западноевропейском искусстве 17 века. Общий анализ.
Тема 2. Искусство Италии 17 века. Италия – родина барокко (Караваджо).
Тема 3. Архитектура и скульптура итальянского барокко (Л. Бернини).
Тема 4. Живопись Голландии 17 века. «Малые голландцы» и их связь с традицией барокко.
Тема 5. Искусство Испании 17 века и его связь с традицией барокко (Веласкес, Сурбаран, Х. де Рибера).
Тема 6. Живопись Фландрии 17 века. П.Рубенс.
Тема 7. Живопись Фландрии 17 века. Школа Рубенса.
Тема 8. Искусство Франции 18-19 веков: от классицизма к романтизму.
Тема 9. Искусство Франции второй половины 19 веков: художественные идеалы реализма (О. Домье и «барбизонская школа»).
(4 часа)
| 4
| История западноевропейского искусства XХ века
| Тема 1. Модернистские направления в живописи США 20 века (абстрактный экспрессионизм, поп-арт, оп-арт, минимализм)
(4 ч.)
| 5
|
История русского искусства X – XIX веков.
| Тема 1. Введение. Искусство Киевской Руси.
Тема 2. Домонгольская икона.
Тема 3. Древнерусская икона (Возрождение): А. Рублёв, Ф. Грек, Дионисий.
Тема 4. Товарищество передвижных художественных выставок: основные представители и художественные задачи
(4 часа)
| 6
| История русского искусства XX века.
| Тема 1. Объединение «Мир искусства»: эстетическая программа, концепция искусства.
Тема 2. Объединение «Голубая роза»: концепция живописи, эстетическая программа.
Тема 3. Объединение «Бубновый валет»: эстетическая программа, выставочная деятельность
Тема 4. Общество «Супремус»: программа абстракционизма. Ведущие художники, апологеты беспредметной живописи: К.Малевич, В.Татлин, О.Розанова, Л.Попова, В.Степанова, А.Родченко.
Тема 5. Общество станковистов (ОСТ): новаторство в тематике, поиски новых форм отражения действительности.
Тема 6. Социалистический реализм как творческий метод советского искусства: принципы соцреализма.
(2 часа)
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
| 2
|
Первобытное искусство. История искусства древнейших цивилизаций. История зарубежного искусства Средних веков и эпохи Возрождения
| Первобытное искусство (30-11 вв. до н.э.). Искусство Двуречья: Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон (26-6 вв. до н.э.). Эгейское искусство (30-12 вв. до н.э.). Искусство Древней Греции (7-1 вв. до н.э.). Искусство Древней Этрурии (7-3 вв. до н.э.). Искусство Древнего Рима (2 в. до н.э. – 4 в.н.э.) Искусство Византии V-XV веков. Искусство западноевропейского средневековья V – XV веков. Искусство варварских государств (5-9 вв. н.э.); искусство зрелого феодализма – романский стиль (10-12 вв. н.э.); искусство позднего феодализма – готический стиль. Искусство Эпохи Возрождения в Италии (XIV-XVI века). Проторенессанс (14 в.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (первая половина 16 в.), Позднее Возрождение (вторая половина 16 в.). Северное Возрождение. Нидерланды (15 в.- первая половина 16 в.). Германия (15-16 вв.). Франция (15-16 вв.).
(2 часа)
| 3
|
История западноевропейского искусства XVII – XIX веков
| XVII век.Искусство Италии: стиль барокко в архитектуре, скульптуре, живописи. Искусство Испании: живопись. Искусство Голландии: живопись, графика. Искусство Фландрии: живопись. Искусство Франции: архитектура, скульптура, живопись, графика.
XVIII век. Искусство Франции: архитектура, скульптура, живопись. Искусство Англии: архитектура, живопись. Искусство Италии: живопись, скульптура.
XIX век.Искусство Испании: Франсиско Гойя. Искусство Франции первой половины века: архитектура, скульптура, живопись (классицизм, романтизм). Искусство Франции середины и второй половины века: живопись (реализм, «барбизонская школа», импрессионизм). Скульптура: О.Роден. Постимпрессионизм (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген, А.Тулуз-Лотрек). Англия: живопись (реалистический и романтический пейзаж, «Братство прерафаэлитов»).
(4 часа)
| 4
| История западноевропейского искусства XХ века
| Искусство Франции начала ХХ века. Модернизм: фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм. Скульптура: А.Майоль, А.Бурдель. Парижская школа. Искусство Германии: экспрессионизм первой половины ХХ века. Прогрессивные направления в живописи и графике: К.Кольвиц, О.Нагель. Искусство Италии начала века: футуризм; середина и вторая половина века: неореализм. Искусство США: абстракционизм, поп-арт, оп-арт, «риджионализм». Прогрессивные направления в живописи США: школа Р.Генри, Р.Кент, А.Рефрежье. Монументальная живопись Мексики. Искусство скандинавских стран: Швеция, Норвегия, Дания. Архитектура развитых капиталистических стран Европы и Америки. Проблемы градостроения: основные направления.
(4 часа)
| 5
|
История русского искусства X – XIX веков.
| Древнерусское искусство X – XVII века. Искусство Киевской Руси. Искусство периода феодальной раздробленности (XII-XIII века). Искусство русского централизованного государства (XV – XVI века). Искусство XVII века.
Русское искусство XVIII века. Искусство петровского времени (первая четверть века). Искусство 30-ых годов (Правление Анны Иоановны). Искусство середины века, 40-50-ые годы (елизаветинское время). Искусство второй половины века, 60 -начало 90-ых годов (екатерининское время).
XIX век. Русское искусство первой трети XIX века (пушкинское время): архитектура, скульптура, живопись. Русское искусство второй трети XIX века: скульптура, живопись, архитектура (эклектика). Искусство 60-ых годов: живопись. Искусство 70-80-ых годов: Товарищество передвижных художественных выставок. Русское искусство 90-ых годов («Мир искусства»).
(4 часа)
| 6
| История русского искусства XX века.
| Русское искусство 1900-1917 г.г. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет советской власти (1918-1922 гг.). Советское искусство 20-ых годов. Советское искусство 30-70-ых годов. Советское искусство периода перестройки (90-ые годы).
(4 часа)
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| 1
|
Первобытное искусство. История искусства древнейших цивилизаций
| Первобытное искусство (30-11 вв. до н.э.). Искусство Двуречья: Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон (26-6 вв. до н.э.). Эгейское искусство (30-12 вв. до н.э.). Искусство Древней Греции (7-1 вв. до н.э.). Искусство Древней Этрурии (7-3 вв. до н.э.). Искусство Древнего Рима (2 в. до н.э. – 4 в.н.э.)
| 2
|
История зарубежного искусства Средних веков и эпохи Возрождения
| Искусство Византии V-XV веков. Искусство западноевропейского средневековья V – XV веков. Искусство варварских государств (5-9 вв. н.э.); искусство зрелого феодализма – романский стиль (10-12 вв. н.э.); искусство позднего феодализма – готический стиль.
Искусство Эпохи Возрождения в Италии (XIV-XVI века). Проторенессанс (14 в.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (первая половина 16 в.), Позднее Возрождение (вторая половина 16 в.).
Северное Возрождение. Нидерланды (15 в.- первая половина 16 в.). Германия (15-16 вв.). Франция (15-16 вв.).
| 3
|
История западноевропейского искусства XVII – XIX веков
| XVII век.Искусство Италии: стиль барокко в архитектуре, скульптуре, живописи. Искусство Испании: живопись. Искусство Голландии: живопись, графика. Искусство Фландрии: живопись. Искусство Франции: архитектура, скульптура, живопись, графика.
XVIII век. Искусство Франции: архитектура, скульптура, живопись. Искусство Англии: архитектура, живопись. Искусство Италии: живопись, скульптура.
XIX век.Искусство Испании: Франсиско Гойя. Искусство Франции первой половины века: архитектура, скульптура, живопись (классицизм, романтизм). Искусство Франции середины и второй половины века: живопись (реализм, «барбизонская школа», импрессионизм). Скульптура: О.Роден. Постимпрессионизм (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген, А.Тулуз-Лотрек). Англия: живопись (реалистический и романтический пейзаж, «Братство прерафаэлитов»).
| 4
| История западноевропейского искусства XХ века
| Искусство Франции начала ХХ века. Модернизм: фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм. Скульптура: А.Майоль, А.Бурдель. Парижская школа. Искусство Германии: экспрессионизм первой половины ХХ века. Прогрессивные направления в живописи и графике: К.Кольвиц, О.Нагель. Искусство Италии начала века: футуризм; середина и вторая половина века: неореализм. Искусство США: абстракционизм, поп-арт, оп-арт, «риджионализм». Прогрессивные направления в живописи США: школа Р.Генри, Р.Кент, А.Рефрежье. Монументальная живопись Мексики. Искусство скандинавских стран: Швеция, Норвегия, Дания. Архитектура развитых капиталистических стран Европы и Америки. Проблемы градостроения: основные направления.
| 5
|
История русского искусства X – XIX веков.
| Древнерусское искусство X – XVII века. Искусство Киевской Руси. Искусство периода феодальной раздробленности (XII-XIII века). Искусство русского централизованного государства (XV – XVI века). Искусство XVII века.
Русское искусство XVIII века. Искусство петровского времени (первая четверть века). Искусство 30-ых годов (Правление Анны Иоановны). Искусство середины века, 40-50-ые годы (елизаветинское время). Искусство второй половины века, 60 -начало 90-ых годов (екатерининское время).
XIX век. Русское искусство первой трети XIX века (пушкинское время): архитектура, скульптура, живопись. Русское искусство второй трети XIX века: скульптура, живопись, архитектура (эклектика). Искусство 60-ых годов: живопись. Искусство 70-80-ых годов: Товарищество передвижных художественных выставок. Русское искусство 90-ых годов («Мир искусства»).
| 6
| История русского искусства XX века.
| Русское искусство 1900-1917 г.г. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет советской власти (1918-1922 гг.). Советское искусство 20-ых годов. Советское искусство 30-70-ых годов. Советское искусство периода перестройки (90-ые годы).
| | | | |
|