Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к ведению дневника
В период практики студент ведет дневник в целях учета отработанного времени и проделанной работы, в котором записывает краткие сведения о проделанной работе в течение отчетного дня. Дневник предоставляется на подпись руководителю практики от организации ежедневно. - дневник - документ отчетности о выполнении программы практики; - записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать краткий перечень работ, выполненных за день; - в период практики дневник просматривается руководителем практики от филиала; - по окончании практики дневник заверяется печатью учебного заведения, в котором студент проходил практику; - в дневник заносятся также замечания руководителя, данные им практиканту - - дневник и характеристика (заверенная печатью и подписью руководителя от организации) сдается руководителю практики для оценки. Содержание практики Преддипломная практика проводится для студентов очной формы обучения в 8 семестре (4-й курс); для заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования в 7 семестре (5 – й курс) В структуре преддипломной практики выделено три блока, решающих соответственно педагогические, технологические и оформительские задачи. Педагогический – включает в себя анализ существующей информации, получение результатов педагогического эксперимента, их сравнительный анализ и обработку. Технологический блок посвящен корректированию по результатам педагогического эксперимента предложенных студентом программ, методик, технологий и средств обучения, спроектированного и изготовленного студентом, и, если потребуется. Оформительский блок преддипломной практики органично входит в работу над оформлением материалов дипломного проекта: анализ существующей информации, описание технологии преподавания, применявшейся студентом на занятиях по технологии по теме своего исследования, описания процессов проектирования и изготовления средства обучения, описание и демонстрация результатов педагогического эксперимента. Все три блока прорабатываются студентом поочередно один за другим. Преддипломная практика предусматривает проведение педагогической опытно-экспериментальной работы в учебном заведении (база практики). Качество подготовки и выполнения этой работы обеспечивает получение достоверного ответа на вопрос об истинности или ложности принятой в выпускной квалификационной работе гипотезы и возможности преодоления выявленной проблемы. В педагогической науке опытная экспериментальная работа определяется как внесение в учебно-воспитательный процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на получение образовательного эффекта (проектно-исследовательская работа), или на выявление степени влияния исследуемых факторов на достижение требуемого результата образования (исследовательская работа). Отсюда следует, что опытная педагогическая работа преобразует школьную действительность или создает основу такого преобразования в дальнейшем, проводится по заранее разработанной программе и требует достаточно глубокой подготовки и последующего анализа. Преддипломная практика, в ходе которой проводится опытно-экспериментальная работа, в составе выпускной квалификационной работы выполняется для проверки истинности гипотезы с помощью разработанных учебной программы, педагогической технологии и средств обучения. Для проверки гипотезы в условиях реальной педагогической действительности необходимо разработать методику проведения эксперимента, организовать и провести эксперимент, а на основании полученного результата сделать вывод о возможности (или невозможности) преодоления проблемы. Методика испытания гипотезы это, в общем виде, схема и условия проведения эксперимента. Она, по-существу, отражает принятое в науке и практике представление об эксперименте и его проведении. В определенной мере методику проведения педагогического эксперимента можно сравнить с алгоритмом или технологией, которые устанавливают слабо формализованные процедуры (этапы) и их последовательность, необходимые для установления истины. Методика раскрывает ответы на вопросы: с чего начинать эксперимент, как его проводить, как и с помощью чего измерять результаты, с чем их сравнивать и др. Некоторые процедуры, методы, средства, критерии явно или контекстно уже определены в ходе подготовки гипотезы, разработки учебной программы, педагогической технологии, средств обучения. Однако для составления проекта процесса испытания гипотезы (методики, технологии, алгоритма) и повышения степени достоверности эксперимента необходимо установить (назначить) совокупность процедур, выполнение которых позволяет принять решение о возможности реализации в педагогической действительности идей, предложенных автором в выпускной квалификационной работе. Подготовка к эксперименту начата автором выпускной квалификационной работы уже при разработке атрибутов педагогической системы, отражающий его авторский замысел. То есть, к началу разработки методики проведения эксперимента уже имеется необходимый арсенал средств проверки гипотезы. Поэтому в планируемой опытно-экспериментальной работе в качестве измененных (переменных) параметров учебно-воспитательного процесса приняты: • разработанная автором учебная программа; • выработанные автором компоненты педагогической технологии (совокупность методов, форм и средств обучения) и созданные на их основе проекты уроков (занятий); • разработанные и изготовленные автором средства обучения. Проведение полномасштабного эксперимента при выполнении выпускной квалификационной работы в рамках преддипломной практики вряд ли возможно. Поэтому опытно-экспериментальное исследование может быть отнесено к разряду пробного исследования, целью которого является определение принципиальной возможности решения заявленной проблемы с помощью обозначенной в гипотезе идеи автора. Кроме разработанных учебной программы, педагогической технологии и средств обучения для проведения пробного эксперимента необходимо определить его этапы и назвать условия его проведения. К ним относятся: • определение (отбор) участников эксперимента (учащихся), места и времени его проведения. Разделение участников эксперимента, по крайней мере, на две группы – экспериментальную и контрольную; • выбор или разработка показателей и критериев сопоставления и оценки результатов испытания гипотезы; • выбор и/или разработка (доработка, модернизация) методов и средств измерения исходного, промежуточного и заключительного состояния учащихся, а также методов обработки экспериментальных данных; • исследование исходного состояния учащихся с помощью каких-либо измерительных методик (анкетирование, опрос, тестирование, практическая работа, экспертная оценка и др.); • проведение занятий (уроков): в экспериментальной группе – по авторской педагогической системе, а в контрольной – по известной и применяющейся в практике; • проведение промежуточных (при необходимости) и итоговых измерений состояния учащихся контрольной и экспериментальной групп; • сопоставление результатов и принятие решения об истинности или ложности гипотезы, возможности и необходимости продолжения исследований в педагогической практике; • оформление результатов пробной опытно-экспериментальной работы. Указанные процедуры прорабатываются подробно до проведения эксперимента в соответствии с требованиями и рекомендациями к проведению опытно-экспериментальных исследований в образовании, которые основаны на многолетнем опыте исследовательской деятельности педагогов, педагогических коллективов и научном обобщении этого опыта в педагогике. Разработка методики проведения опытно-эксперименальной работы предусматривает получение ответа на вопрос: «Как это должно быть?». В отличие от этого этап организации и проведения эксперимента отражается в пояснительной записке в форме ответа на вопрос: «Как это было?» Ход эксперимента и полученные фактические данные (количественные значения измеряемых параметров) фиксируются в журнале (дневнике) эксперимента, который является исходным документом для последующего обобщения полученных результатов. В отчете по преддипломной практике ее автор приводит описание эксперимента, состав участников (списки учащихся контрольной и экспериментальной групп), их групповую и индивидуальную характеристику, таблицы данных, особенности и отклонения от проекта (методики), возникшие в ходе эксперимента. Можно также показать фотографии, мнения наблюдателей-экспертов и др. Эти и другие фактические данные, иллюстрирующие организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, целесообразно разместить в приложении. Описание хода проведения эксперимента и полученных качественных и количественных результатов, является основанием последующего его анализа, интерпретации и выработки решения об эффективности авторского замысла, обозначенного в гипотезе, представленного в разработанной педагогической системе (учебная программа, педагогическая технология, средств обучения) и испытанного в реальной педагогической действительности. Данные опытно-экспериментальной работы (пробный эксперимент, пилотажное исследование) рассматривается как некоторый массив информации о полученных результатах. Они являются исходной информационной базой (фактические экспериментальные данные) для формирования выводов и заключений. Для преобразования опытных (экспериментальных) данных в систему выводов, эти данные должны быть соответствующим образом обработаны (интерпретированы). Методы обработки полученных результатов устанавливаются на этапе разработки методики проведения опытно-экспериментальной работы при выборе вида измерительных средств (анкета, тест, опрос). Учитывая, что анализ полученных результатов заключается в их сопоставлении с образцом (эталоном), то можно считать, что сам этот образец является своеобразной мерой, содержащей определенное количество единиц измерения. В педагогических исследованиях за единицу измерения принимаются, как правило, некоторая относительная величина измеряемого параметра качества в баллах. Полученный результат сравнивается, во-первых, с результатом, выявленным перед проведением эксперимента (исходное состояние учащегося), и, во-вторых, с результатом, полученным в контрольной группе участников эксперимента. Разность между указанными результатами показывает, соответственно, либо степень возрастания или убывания измеряемого параметра качества как в контрольной, так и в экспериментальной группах, либо степень влияния предлагаемых автором выпускной квалификационной работы инноваций (испытываемых факторов учебного процесса) на параметры качества учащегося, выбранные и указанные в теме, в проблеме и в предмете исследования. Степень совпадения (или отклонения) экспериментальных результатов с прогнозировавшимися, а также значимость получившейся разности может быть определена с помощью известных и широко применяющихся методов математической (статистической) обработки информации. Не исключён также метод теоретического доказательства и интерпретации педагогической гипотезы, в соответствии с которым вывод об её истинности или ложности может быть сделан на основании обнаружения какого-либо следствия, предсказанного теоретически, заранее. Доказать педагогическую гипотезу логическим путем – это значит привести такие суждения, которые были бы достаточными для её обоснования. Однако, метод логического (экспериментально-логического) доказательства гипотезы применяется достаточно редко. Сопоставление результатов опытно-экспериментальной работы, которые оформляются как выводы. Во-первых, это описание (констатация) полученных результатов сопоставления. Во-вторых, – объяснение (интерпретация) этих результатов и причин возникновения именно таких результатов. В-третьих, – выработка рекомендаций относительно последующих действий по развитию идеи выпускной квалификационной работы или отказ от неё с указанием причин. Результаты сопоставительного анализа оформляются в форме графиков, диаграмм, гистограмм или в иной наглядной форме. Таким образом, в ходе прохождения преддипломной практики студент должен: - Определить цель и задачи исследования, объекта и предмета выпускной квалификационной работы; - Составить совместно с руководителем план проведения эксперимента; - Организовать и провести эксперимент; - Сделать выводы по результатам проведенного исследования; -Составить описание изученной учебной и научной литературы по теме выпускной квалификационной работы; -Подготовить доклад для представления результатов работы над выпускной квалификационной работы на защите отчета по практике; - Провести не менее 25 уроков и 4 внеклассных занятий по «Технологии»; |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |