Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы и упражнения для семинарских занятий




Семинар №1 (2 часа)

Тема. Понятие.

1. Предмет и значение логики.

2. Логика и язык.

3. Понятие. Содержание и объем понятия, виды понятия.

4. Логические операции с понятиями.

Упражнение 1

Выявите логические формы мыслей, выраженных следующими предложениями1

1. Некоторые студенты являются спортсменами.

2. Все студенты – члены БРСМ.

3. Ни одна звезда не является обитаемой.

4. Некоторые животные не являются млекопитающими.

5. Чайка – птица.

6. Если некоторые люди – счастливы, то неверно, что ни один человек не является счастливым.

 

Упражнение 2

Выявите логические формы мыслей, выраженных сложными предложениями ,без учета логических форм мыслей, выраженных простыми предложениями ( р, q ).

1. Если у человека есть склонность к абстрактному мышлению, то он способен хорошо освоить логику, а если такой склонности у него нет, то хорошо освоить логику такой человек не способен.

2. Поскольку каждый человек, находящийся в здравом уме, может изучить логику, Иванов может изучить логику.

 

Упражнение 3

Какие признаки являются существенными отличительными признаками для перечисленных ниже классов, а. какие нет?

Карандаш – красный; длина 18 см; оставляет след на бумаге; имеет грифельный стержень, деревянный корпус; затачивается перочинным ножом . Вертолет – является средством передвижения по воздуху; имеет двигатель, пилотскую кабину, систему управления, несущий винт, помещение для пассажиров или грузов. Термометр – имеет шкалу с делениями, стеклянный корпус, трубку, наполненную жидкостью; предназначен для измерения температуры тела.

 

Упражнение 4

Определите, какие из перечисленных ниже имён выражают общие, единичные, нулевые понятия.

Океан. Баба Яга. Космический грузовой корабль. Материя. Первый советский космонавт. Ящерица. Законы Менделя. Лунный свет. Созвездие Большая медведица. Квант. Город-герой. Книга рекордов Гиннеса. Клеточная теория.

 

Упражнение 5

Приведите примеры понятий, равнозначных названным ниже, не используя собственных имен:

Столица Беларуси, материя, высочайшая вершина Гималаев, равносторонний прямоугольник, плодородный слой земли, мельчайшая частица, насилие, парнокопытные животные, крокодил, приятель, завод, вселенная.

 

Упражнение 6

Найдите понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими:

Европейское государство. Учебное пособие. Столица. Депутат Совета национальностей Республики Беларусь. Кактус. Портрет. Республика. Диалектика.

 

Упражнение 7

Найдите понятие, подчиненное следующему:

Растение. Город. ВУЗ. Экология. Понятие. Млекопитающее. Амфибии. Химический элемент. Движение. Дерево. Компьютер. Поэзия. Античный философ. 

 

Упражнение 8

Найдите понятие, подчиняющее приведенное ниже:

Университет. Лейтенант. Ехидна. Материалист. Логика. Семинарское занятие. Антропология. Океан. Шиншилла. Саламандра. Биоценоз.

 

Упражнение 9

Найдите понятия, противоположные и противоречащие следующим.:

Вежливость. Смелость. Дружелюбие. Твёрдый. Чистый. Далёкий. Справедливый. Любовь.

 

Упражнение 10

Изобразите круговыми схемами отношения между понятиями:

       Условный рефлекс, безусловный рефлекс. Моряк, офицер. Мотор, двигатель. Драматургия, поэзия. Полярная звезда, созвездие Малой Медведицы. Летательный аппарат, вертолет, винт. Справедливая война, несправедливая война, Великая Отечественная война. Белорус, минчанин, славянин. Океан, море, суша. Ученый, историк, доктор исторических наук. Элементарная частица, электрон, протон. Самолет, реактивный самолет , реактивный двигатель. Прямоугольник, ромб, квадрат. ВУЗ, институт, колледж.

  

Упражнение 11

Найдите понятия, родовые по отношению к следующим:

Кинокомедия. Атомная электростанция. Газета. Ворона серая. Наводнение. Словарь. Параллелепипед. Натрий. Барбарис обыкновенный. Доцент. Окружность. Суффикс. Партеногенез.

 

Упражнение 12

Найдите понятия, видовые по отношению к следующим:

Общественно-экономическая формация. Учреждение. Искусство. Преподаватель. Климатический пояс. Флора. Полезное ископаемое. Море. Химический элемент. Партия. Стоимость. Правонарушение. Самолет. Форма государственного правления. Закон. Лес. Философское направление. Деление клеток. 

 

Упражнения 13

Произведите деление следующих понятий:

Человек. Страна. Море. Плоская геометрическая фигура. История. Денежный знак. Художественное произведение. Наука. Книга. Философ. Кинофильм. Экономика. Насекомые. Растения. Монитор.

 

Упражнение 14

Дайте определения через род и видовое отличие:

Остров. Университет. Глагол. Суждение. Лед. Предприятие. Экология.

 

Упражнение 15

Приведите примеры с обобщением и ограничением понятий.

Семинар № 2 (2 часа).

Тема. Суждение как форма мышления

1. Классификация простых суждений по количеству и качеству.

2. Распределенность терминов в атрибутивном суждении.

3. Отношения между простыми суждениями по истинности. Логический квадрат.

4. Виды сложных суждений. Логические союзы. Таблицы истинности.

5. Суждение и вопрос.

 

Упражнение 1

Найдите субъект, предикат, связку в суждениях, указать кванторное слово. Определить количество и качество суждений.

Шведская муха является вредителем сельскохозяйственных растений. Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики. Наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных. Некоторые рыбы живут до ста лет. Эльфов нет.

 

Упражнение 2

Дайте объединенную классификацию суждений. Установить распределенность субъекта и предиката:

Это рассуждение является неправильным. Это рассуждение не является правильным. В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко. Среди дикорастущих растений многие представляют собой большую ценность для медицины. У него нет возможности прочесть эту книгу. Человек находится на верхней ступени эволюционной лестницы. Трава в этом месте достигала роста человека. Наукообразное преподнесение лжи гипнотически действует на доверчивого человека. Авторы этой книги не ставили своей задачей охватить все аспекты обсуждаемой проблемы. Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии «Техника в сочетании с пошлостью – это самый страшный враг искусства» (Гете).

 

Упражнение 3

Образуйте суждение всех форм (А, Е, I, О) из следующих пар понятий:

Русский князь, сторонник централизованной власти. Моральная норма, норма права. Крестьянское восстание, восстание закончившееся победой. Комета, тело солнечной системы. Звезда, мощный источник радиоизлучения.

 

Упражнение 4

Установите вид суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Повсюду были видны либо озера, либо болота, либо речки. Дождь то начинал хлестать теплыми каплями, то переставал. С поезда сошли мы да какой-то старик. «Храбрец или сидит в седле, иль спит в сырой земле» (Гамзатов). Движение парусника было возможно лишь тогда, когда дул ветер. Атеросклероз чаще всего поражает жителей больших городов и людей умственного труда. Если я устал, то я не могу готовиться к занятиям. Неверно, что он систематически готовился к занятиям, однако он может решить эту задачу. Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если оно не вынуждено изменить его под влиянием действующих сил. Деньги – продукт стихийного развития товарных отношений, а не результат договоренности или какого-либо иного сознательного акта. Если в какой-то точке пространства возникло переменное поле, то оно не стоит на месте, а со скоростью света распространяется во все стороны.

 

Упражнение 5

Подберите примеры сложных комбинированных суждений, произведите их символическую запись.               

 

Семинар №3 (2 часа)

Тема. Умозаключение как форма мышления.

1. Понятие умозаключения. Классификация умозаключений по числу посылок и по направленности логического вывода.

2. Простой категорический силлогизм. Правила и фигуры.

3. Энтимема.

4. Индукция и ее виды.

5. Умозаключения по аналогии.

6. Доказательство и опровержение.

 

Упражнение 1

Подоберите суждения А, Е, I, О, сделайте из них выводы путем противопоставления предикату, проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения.

 

Упражнение 2

Сделайте полный разбор ПКС: укажите посылки и заключение, средний, меньший и большой термины; установите, какие из правил фигур ПКС нарушены:

1. Хулиганство – наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство – преступление. 2. Все города – населенные пункты. Село не является городом. Следовательно, село не является населенным пунктом. 3. Ни одна работа, в которой нет новых идей, не может быть премирована. Работа Озерова не премирована. Следовательно, в ней нет новых идей. 4. Некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд. Некоторые элементарные частицы – электроны. Следовательно, все электроны имеют отрицательный заряд.

 

Упражнение 3

Восстановите энтимемы до полных силлогизмов с соблюдением их правил. По каким признакам, после этого, можно установить неприемлемость этих энтимем:

1. Он не болен, так как у него нет повышенной температуры.

2. Ни одна женщина не мужчина, поскольку всякий мужчина человек.

3. Это растение папоротник, так как ни один папоротник никогда не цветет.

4. Трус не играет в хоккей, поскольку в хоккей играют настоящие мужчины.

5. Он стал поэтом, так как у него не хватало для занятий физикой воображения.

6. Все шутки придуманы, чтобы смешить людей. Поэтому ни один парламентский

акт не придуман, чтобы смешить людей.

   

 

Контрольные задания по курсу «Логика»

Вариант 1

Тема: Логика как наука, ее предмет и задачи.

Задачи.

1. Дать определение понятию: силлогизм.

2. Провести операцию деление с понятием: растения.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все млекопитающие имеют четырехкамерное сердце.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Ни одна амеба обыкновенная не является многоклеточным живым организмом.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Медь, как и все металлы электропроводна.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (рÚù q) ® (r ºù p)

 

 

Вариант 2

Тема: Понятия.

Задачи.

1. Дать определение понятию: медицина.

2. Провести операцию деление с понятием: материал.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все рептилии являются хладнокровными животными.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Некоторые люди имеют IV Rh- группу крови.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Так как он не знает правил логики, ему будет трудно понять в чем здесь заключается ошибка.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

(р ® q) Ú ù r

 

 

Вариант 3

Тема: Простое суждение.

Задачи.

1. Дать определение понятию: млекопитающие.

2. Провести операцию деление с понятием: водные системы.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Ни один невиновный не должный быть наказан.

4. Обобщить понятие: Обезьяна.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Слово «кофе» не изменяется по падежам, как и некоторые существительные.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (р Ùù q) º ù r

 

Вариант 4

Тема: Дедуктивное умозаключение. Выводы из сложных суждений.

Задачи.

1. Привести подчиненное понятие и понятие подчиняющее: Философия.

2. Провести операцию деление с понятием: почва.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все самолеты является летательными аппаратами.

4. Преобразовать суждение путем операции превращения:

Беларусь не является членом НАТО.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

У него в соматических клетках нет лишней 47 хромосомы, значит он не болен синдромом Дауна.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности

(ù q Ù p) Ú ù r

 

Вариант 5.

Тема: Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение понятий.

Задачи.

1. Привести подчиненное понятие и понятие подчиняющее: Психология

2. Провести операцию деление с понятием: лес.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все врачи имеют медицинское образование.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Все млекопитающие дышат легкими.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Некоторые автомашины дребезжат на ходу. Моя автомашина дребезжит на ходу.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности

(p ® q) ºù r

 

 

Вариант 6

Тема: Логические операции с понятиями. Определение понятий.

Задачи.

1. Дать определение понятию: катастрофа.

2. Провести операцию деление с понятием: искусство.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Некоторые млекопитающие являются сумчатыми животными.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Некоторые птицы не строят гнезд.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Некоторые млекопитающие являются водными животными.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (p Ú q) º (ù p ® r)

 

 

Вариант 7

Тема: Логические операции с понятиями: деление понятий.

Задачи.

1. Дать определение понятию: гигиена.

2. Провести операцию деление с понятием: часы.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Каждая учебная практика является обязательным элементом образования, делающим из студента специалиста.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Инвестиции – важная составляющая часть ВНП.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Шимпанзе относится к отряду приматов, как и человек.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

р ® (ù q  º ù r)

 

 

Вариант 8

Тема: Аргументация. Структура и виды аргументации..

Задачи.

1. Дать определение понятию: ареал.

2. Провести операцию деление с понятием: климатические зоны..

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Все лошади непарнокопытные животные..

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Птицам в полете помогает процесс двойного дыхания..

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Некоторые сбережения граждан Республики Беларусь являются потенциальными инвестициями в экономику страны, поэтому мои сбережения являются вкладом в экономику страны.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

p º ( q Ùù r)

 

 

Вариант 9

Тема: Логика опровержения.

Задачи.

1. Дать определение понятию: экономика.

2. Провести операцию деление с понятием: медицина.

3. Преобразовать суждение путем операции превращения:

Некоторые птицы являются перелетными.

4. Обобщить понятие: сердолик.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

(ù p ® ù q) Ú r

 

 

Вариант 10

Тема: Сложные суждения.

Упражнение.

1. Дать определение понятию: индуктивное умозаключение.

2. Провести операцию деление с понятием: история.

3. Преобразовать суждение путем операции противопоставления предикату:

Некоторые моллюски не имеют раковины.

4. Преобразовать суждение путем операции обращения:

Обтекаемая форма тела птиц способствует полету.

5. Проверить правильность силлогизма (если это энтимема, то восстановить ее до полного категорического силлогизма).

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки – преступление против государственной власти.

6. Определить истинность сложного суждения при помощи таблиц истинности:

ù (p Ù q) Ú ( ù r ® ù q)

 

Вопросы к зачету.

 

1. Предмет логики и ее место в системе научного знания: понятие абстрактного мышления.

2. Особенность и отличительные признаки абстрактного мышления.

3. Какова роль логики в формировании общей и профессиональной культуры специалиста (практическое значение и функции логики).

4. Истинность и правильность мышления как логические понятия и критерии. Понятие истины и логической формы мысли

5. Мышление и язык. Логический анализ языка: понятие знака, язык как знаковая система.

6. Понятие как форма мышления. Роль понятий в мыслительной деятельности.

7. Виды понятий. Основные характеристики понятия.

8. Отношения между понятиями. Круговые схемы Эйлера.

9. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение.

10. Логические операции с понятиями: определение. Правила и виды.

11. Логические операции с понятиями: деление. Виды и правила деления.

12. Структура и виды суждений.

13. Классификация суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в простых суждениях.

14. Модель «логический квадрат». Правила логического квадрата.

15. Образование сложных суждений. Отрицание как логическая связка.

16. Виды сложных суждений. Понятие логического союза.

17. Умозаключение как форма мысли и выводного знания.

18. Дедуктивные умозаключения, их виды.

19. Простой категорический силлогизм. Структура и правила.

20. Фигуры силлогизма и правила фигур.

21. Индуктивные умозаключения, их виды и особенности.

22. Популярная и научная индукция как виды неполной индукции.

23. Общенаучные методы установления причинно-следственных связей в индуктивной системе логики.

24. Роль и значение дедукции и индукции в мышлении, познании, образовании, экологии и т.д.

25. Умозаключение по аналогии.

26. Основные логические законы.

27. Вопрос и ответ. Структура и виды.

28. Логические аспекты проблемы доказательства.

29. Прямое и косвенное доказательство.

30. Логические основы аргументации. Правила аргументации.

31. Логика и словесный диалог. Структура и виды диалога.

32. Логическая работа над созданием научного текста.

33. Логическая структура текста и проблема понимания.

34. Способы логического изложения научного материала.

35. Логика публичной речи.

36. Понятие логической культуры.

 

 

Литература.

 

1. Основная литература:

  1. Асмус В.Ф. Логика. — М., 2001.
  2. Бартон В.И. Логика. — Мн., 2001.
  3. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум). — Мн., 2002.
  4. Берков В.Ф. и др. Логика. — Мн., 2002.
  5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. — М., 2002.
  6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. — М., 1994.
  7. Гетманова А.Д. Логика. — М., 2002.
  8. Жоль К.К. Логика: учеб. пособие для вузов. – М., 2004.
  9. Иванов Е.А. Логика. — М., 2001.
  10. Ивлев Ю.В. Логика. — М., 2000.
  11. Ивин А.А. Логика. — М., 2002.
  12. Ивин А.А. Практическая логика. — М., 2002.
  13. Ивин А.А. Логика: элементарный курс. — М., 2001.
  14. История логики: уч. пособие. Сост.: В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич и др. — Мн., 2001.
  15. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. — М., 1998.
  16. Шуман А.Н. Философская логика: истоки и эволюция. — Мн., 2001.
  17. Шуман А.Н. Современная логика: теория и практика. – Мн. 2004.

2. Дополнительная литература:

  1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. — М., 1996.
  2. БондаренкоЛ.И. У истоков логического мышления. — М., 1985.
  3. Будущее искусственного интеллекта. М., 1991.
  4. Бузук Г.Л. Логика и компьютер. М., 1995.
  5. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. — М., 1993.
  6. Ивин А.А. По законам логики. М., 1991.
  7. Ивин А.А. Основы теории аргументации. — М., 1997.
  8. Ивлев Ю.В. Логика: сборник упражнений. — М., 2002.
  9. Лихтарников М.М. Занимательные логические задачи. — СПб., 1996.
  10. Логика. (Составит. Берков В.Ф., Дубинин И.И. и др.). — Мн., 2000.
  11. Логика: наука и искусство. — М., 1993.
  12. Малахов В.П. Формальная логика. — М., 2001.
  13. Моисеев В. И. Логика всеединства. — М., 2002.
  14. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
  15. Педагогика и логика/ Щедровский Г.П., Розин В., Алексеев Н. и др. — М., 1993.
  16. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. — М., 1991.
  17. Петров Ю.А. Культура мышления. — М., 1990.
  18. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. — М., 1997.
  19. Сборник упражнений по логике/ Под ред. А.С. Клевчени, В.И. Бартона. — Мн, 1990.
  20. Упражнения по логике/ Г.А.Орлов и др. — М., 1990.
  21. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. — Мн., 1992.
  22. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. — М., 1996.

3. Справочная литература:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...