Вопрос: Конституционные формы народовластия в России
Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Воля народа является сложной категорией, и проявляется во всех формах общественного сознания: политической идеологии, правосознании, морали и т.д. поскольку воля является элементом общественного сознания, ее не следует рассматривать как волю всех членов общества. В ряде случаев она может и не совпадать с интересами и волей отдельных индивидов. Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:
- непосредственно;
- в представительных формах.
Непосредственная форма (прямая форма) – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Представительная форма – это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающие на той или иной территории. Каждая из этих двух форм имеет свои разновидности. Прямая форма народовластия реализуется двумя основными способами:
- Путем референдума.
- Путем свободных выборов органов государственной власти.
Представительная форма народовластия реализуется:
- Через органы государственной власти.
- Через органы местного самоуправления.
Народ выступает как носитель власти в стране на трех уровнях: ? на федеральном (как многонациональный народ всей России); ? на региональном (как народ каждого из субъектов РФ); ? на местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).
2 вопрос: Референдум, его виды, политико-правовое значение и законодательное регулирование
Референдум – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования. Данный институт регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией РФ (ст. 32 Конституции РФ);
- Федеральным конституционным законом от 28 июля 2004 г. «О референдуме РФ»;
- Федеральным законом от 12 июня 2002 г «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Существуют следующие уровни референдума:
- Референдум в РФ.
- Референдум субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Федерации или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.
Вопросы референдума субъекта РФ не должны противоречить федеральному законодательству.
- Местный референдум – референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству субъекта РФ.
На референдум РФ не могут выносится вопросы: 1. Изменения статуса субъектов РФ; 2. Досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов. 3. Принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства. 4. Введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты. 5. Принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. 6. Амнистии и помилования.
Инициатива проведения референдума принадлежит: ? 2 млн. граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта Федерации проживает не более 10% от инициаторов. ? по инициативе Конституционного Собрания, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума за 45 дней до дня голосования.
|