Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Услуги розничной торговли. Классификация услуг, особенности сертификации услуг розничной торговли
Розничная торговля является основой экономики страны и российской предпринимательской деятельности. Она является источником поступления текущих денежных средств, а, следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет. По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает третье, а в федеральный бюджет – второе место среди основных отраслей экономики. Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. [5] Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли имеет свою специфику, которая проявляется на всех этапах. Это связано прежде всего с тем, что розничный рынок – это потребительский рынок, где индивидуальные покупатели отличаются друг от друга уровнем доходов и потребления, социальным положением, образованием и др. Данные обстоятельства должны учитываться при организации, осуществлении и развитии розничной торговли, так как именно в розничной торговле осуществляется признание или непризнание товара или услуги конечным потребителем. Коммерческая деятельность в розничной торговле – это вид системной деятельности на розничном рынке, связанный с созданием и реализацией ассортимента товаров, отвечающего требованиям конкретных групп покупателей и обеспечивающего высокий конкурентный статус предприятия. Розничная продажа товаров является важнейшим элементом коммерческой деятельности, оказывающей непосредственное влияние на конечный результат работы торговой организации. Коммерческая деятельность по организации розничной продажи направлена на увеличение объема продаж и обеспечение прибыльности торговых организаций путем активного воздействия на этот процесс посредством формирования и стимулирования спроса на товары. Услуга розничной торговли представляет собой результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи. Услуги торговли включают: - реализацию товаров; - оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании; - информационно-консультационные услуги; - создание удобств покупателям. Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара. Реализация товаров может осуществляться в стационарных и нестационарных торговых предприятиях, в магазине и вне магазина. Реализация товаров вне магазина включает: - реализацию товаров в мелкорозничной стационарной сети: киосках, павильонах; - реализацию товаров в мелкорозничной передвижной сети: палатках, автомагазинах, автолавках, автоприцепах, изотермических емкостях и цистернах, на тележках, лотках, корзинах и т.д. - реализацию товаров торговыми агентами; через почтовую (посылочную) торговлю; через торговые автоматы; через телемагазины и компьютерные сети (интернет, электронный магазин); - реализацию товаров по другим внемагазинным формам. К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят: - прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и/или доставка на дом); - организацию доставки товаров; - упаковывание купленных в магазине товаров; - комплектование и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам; - оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента; - оценку ювелирных изделий на дому; - оценку антиквариата на дому; - прием стеклопосуды; - реализацию товаров в кредит; - организацию работ по послепродажному обслуживанию (организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.); - организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине; - предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже; - предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов. К информационно-консультационным услугам относят: - предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видеосредствами; - консультации специалистов по товарам; - проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания). К услугам по созданию удобств покупателю относят: - организацию и создание мест отдыха; - предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей); - гарантированное хранение купленных товаров; - прием и хранение вещей покупателей; - организацию питания покупателей; - реализацию продуктов питания с потреблением на месте; - парковку личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина. Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг. Услуги торговли должны отвечать требованиям: - социального назначения; - функциональной пригодности; - эргономики; - эстетики; - технологичности; - безопасности; - охраны окружающей среды. Требования социального назначения услуги торговли предусматривают: - обеспеченность населения услугами данного вида; - соответствие уровня качества услуги розничной цене; - социальную адресность услуги, т.е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов. Социальную адресность услуги учитывают при проектировании здания и помещений предприятия торговли, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента и др. Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают: - точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; - наличие товаров надлежащего качества; - наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента; - обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; - информативность, т.е. наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей; - соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями. Исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи (торговли). Требования эргономики услуги торговли предусматривают: - комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и др.; - гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т.п.; - доступность информации возможностям восприятия потребителем. Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности: - архитектурно-планировочных решений помещений торгового предприятия; - оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др. - интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения. Требования технологичности услуги торговли предусматривают: - наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения, с учетом используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг; - создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания; - наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости вложенных товаров; - наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению; - наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания; - оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей. Безопасность услуги торговли должна обеспечиваться безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований. Сертификация услуг розничной торговли проводится на добровольной основе (в соответствии с положениями Закона РФ «О техническом регулировании). Сертификация услуг розничной торговли, оказываемых российскими и иностранными юридическими лицами, действующими на территории России, осуществляется по одним и тем же правилам. Сертификацию проводят органы по сертификации услуг розничной торговли, аккредитованные в установленном порядке в Системе сертификации ГОСТ Р, при наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации этих видов услуг. Сертификация услуг розничной торговли включает: - подачу заявки на сертификацию; - рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия услуг установленным требованиям, включая их идентификацию, и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат); выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия; - инспекционный контроль сертифицированных услуг. Оценку соответствия услуг розничной торговли проводит комиссия, включающая аттестованных экспертов, состав которой (не менее трех человек) утверждает руководитель органа по сертификации. Порядок проведения сертификации определен в «Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации». При идентификации услуг розничной торговли устанавливают тождественность их наименованию, классификационным и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицируемые услуги с выдаваемым на них сертификатом. При изменении организационно-правовой формы юридического лица либо проведении реконструкции торговой организации с изменением технологического процесса, которые могут повлиять на характеристики услуг, подтверждаемые при сертификации, а также при изменении места нахождения исполнителя услуги держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения повторной сертификации или внепланового инспекционного контроля. Итоги оценки соответствия услуг оформляют актом в двух экземплярах, один из которых направляют заявителю, а другой остается в органе по сертификации. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов по результатам сертификации, а также заключений (сертификатов) органов, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью данного вида услуг в пределах своей компетенции, подтверждающих соответствие услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. При положительных итогах оценки соответствия и наличии положительных заключений соответствующих органов государственного контроля и надзора орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, а при отрицательных результатах - об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа; решение доводится до заявителя в письменной форме. Орган по сертификации оформляет сертификат, регистрирует и выдает его заявителю. Держателю сертификата орган по сертификации выдает в установленном порядке лицензию на применение знака соответствия. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов оценки соответствия услуги, но не более чем на три года. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой проводит орган по сертификации, выдавший сертификат. Инспекционный контроль проводят в период действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, но не реже одного раза в год. Для проведения инспекционной проверки создается комиссия. В состав комиссии могут входить (при необходимости) представители органов регулирования торговли, государственной торговой инспекции, обществ потребителей и другие. Инспекционный контроль включает: - анализ информации о качестве и безопасности сертифицированной услуги; - разработку программы проведения инспекционной проверки; - анализ изменений, внесенных в нормативную документацию, технологический процесс, и их влияние на характеристики услуг, подтвержденные при сертификации; - проведение инспекционной проверки; - оформление результатов инспекционной проверки и принятие решения. Внеплановый инспекционный контроль за сертифицированными услугами розничной торговли проводят в случаях поступления информации о претензиях потребителей, органов государственного контроля и надзора, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуги в пределах своей компетенции, и общественных объединений потребителей. Орган по сертификации заблаговременно извещает заявителя о необходимости проведения инспекционного контроля.При инспекционном контроле могут быть использованы данные социологических обследований и экспертных оценок. Результаты инспекционного контроля оформляют актом проверки, в котором делают заключение о подтверждении действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляют исполнителю услуги и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. В случае установления несоответствия сертифицированной услуги требованиям нормативных документов, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, а также при поступлении информации от органов государственного контроля и надзора, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуги в пределах своей компетенции, о несоответствии сертифицированных услуг установленным требованиям орган по сертификации приостанавливает или отменяет действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации: - приостанавливает действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия; - информирует участников Системы и органы государственного контроля и надзора в течение семи дней с момента принятия решения; - устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий до трех месяцев и проверяет их выполнение. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогов их оценки орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом участников Системы. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом участников Системы. Информацию об отмене действия сертификата орган по сертификации доводит до сведения держателя сертификата и всех участников данной Системы.
Билет № 25 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 637. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |