Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Попробуйте объяснитьэто явление. ___
I. Субъект-субъектный подход Господствующая форма обучения основывается на субъект-объектных отношениях, опирающихся на приоритет учителя в процессе образования. Современные подходы, не всегда, к сожалению, реализующиеся, основаны на субъект-субъектных отношениях, предполагающих равноправное взаимодействие учителя и ученика в процессе достижения образовательных целей. Без такого взаимодействия решение экологических проблем, в том числе и средствами образования, представляется маловероятным. Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: повышение мотивации к обучению; активизация процесса обучения; активизация мышления; выстраивание субъект-субъектных отношений в системе человек — природа; разрушение барьеров между учеником и преподавателем; установление диалогических отношений; содействие проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности. II. Интерактивный подход Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи в системах преподаватель — ученик и ученик — ученик, на непрерывном открытом и свободном общении, наблюдении преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения. Интерактивное обучение, по словам Д. Н. Кавтарадзе, — «обучение, погруженное в общение». К интерактивным видам деятельности относятся: игровые технологии, дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социально-экологических задач. Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебного материала; развитие навыков комплексного решения проблем, в том числе социально-экологических; содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения (от сенсорного восприятия через навыки общения, конструктивную дискуссию, ролевые игры, имитационные игры к жизненной практике). III. Холистический подход В основе этого подхода — учет различий функций левого и правого полушария головного мозга (рационального и эмоционального типов познавательной деятельности) и гибкое сочетание, варьирование, выбор наиболее эффективных для каждого ученика форм, видов и методов образовательной деятельности, которые в том числе способствовали бы сбалансированной работе обоих полушарий. Это, в свою очередь, приводит к гармонизации личности, более полной реализации способностей учеников. Характеристика учащихся в зависимости от стиля познания дана в таблице 2. Особенно важным аспектом холистического подхода в экологическом образовании является то, что ученики с доминирующим левополушарным типом познавательной деятельности более сильны в теории, чем в практических действиях, столь важных в решении экологических проблем. А в силу исторических причин в нашей стране наибольшее распространение получили образовательные методы, направленные на развитие именно левого полушария. Холистический подход также требует учета различий в стилях восприятия окружающего мира и использования соответствующих форм, видов и методов образовательной деятельности, направленных на учащихся с различными стилями восприятия. Характеристика учащихся в зависимости от способов восприятия приведена в таблице 3. Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие комплексному (эмоциональному и рациональному) познанию природы; синтез естествен но-научных и гуманитарных знаний; коррекция исторически сложившегося уклона в сторону приоритетности развития рационального мышления; гармонизация развития личности (включая общение с природой); содействие всестороннему развитию способностей ученика, духовному и нравственному его становлению; содействие целостному восприятию картины мира, целостному осознанию современных социально-экологических проблем. IV. Фасилитарный подход «Фасилитация» в образовательном контексте означает «создание благоприятных условий». Данный подход подразумевает создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества преподавателя с учениками, принятия и постоянной поддержки учеников, веры в их способности, взаимоуважения и доверия. Фасилитарный подход создан на основе идей гуманистической психологии, одним из основоположников которой был выдающийся американский психолог К. Роджерс. Проведенные им и его последователями исследования показали, что по всем психолого-педагогическим позициям гуманистическая модель образования оказывается более эффективной, чем традиционная. Перестройка традиционной модели, как считают психологи-гуманисты, должна осуществляться по следующим параллельным направлениям: — создание атмосферы доверия в отношениях между учителем и учениками, сотрудничества в принятии решений (1); — изменение мотивации учебы (2); — смена методологических и личностных установок учителя (3); — помощь ученикам в личностном развитии (4). Основные принципы работы учителя-фасилитатора по реализации этих направлений приводятся в таблице 4.
Таблица 3 Характеристика учащихся в зависимости от способов восприятия
Таблица 4 Основные принципы работы учителя-фасилитатора
Основная образовательная задача, которую позволяет решать такой подход заключается в содействии наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, самореализации ученика. Обучение по Монтессори Автором этой школы является Монтессори Мария — итальянский педагог, которая реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе Монтессори так определила основную задачу своей школы — поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему В целом школа Монтессори направлена на всестороннее развитие, воспитание самостоятельности, соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности Особенность содержания заключается в том, что так называемый Монтессори-материал есть часть педагогической среды, которая подготавливает, побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самостоятельную деятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению Специфика как содержания, так и используемых методик и организации деятельности полностью зависит от возрастного периода. М.Монтессори различает следующие возрастные периоды: — 0—3 года — предметно-чувственная ориентировка; — 3—6 лет — сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление; — 6—9 лет — освоение абстрактных действий; — 9—12 лет — завершение начальной школы; — 12—18 лет — гимназическая и старшая ступень. Для того чтобы было более понятно, что из себя представляет Монтессори-материал, приводим разработку его для возрастной группы детей 9—12 лет по теме «Свойства и основные функции слюны» (О. В. Грачева, методист Приокского ИДК, учитель средней школы № 174). Задания 1) Проведите языком по всем органам во рту. Какое испытываете ощущение при движении языка? _______ Что позволяет языку легко скользить при движении во рту? 2) Попробуйте проглотить слюну несколько раз подряд. Сколько раз у вас получилось глотательное движение? ______ При каком условии вы смогли сделать очередной глоток? _____ Попробуйте объяснитьэто явление. __________________ 3) Посмотрите на имеющиеся продукты и предметы посуды, выберите понравившиеся вам, при этом обязательно возьмите разные виды ягод и кусочек ржаного хлеба. Сервируйте для себя стол. Исследуйте количество слюны во рту при виде сервированного стола. Что можно сказать о количестве слюны? _____________ Что повлияло на изменение ее количества? _____________ 4) Положите в рот кусочек ржаного хлеба. Начните его жевать, не проглатывайте, назовите вкусовые ощущения ________ Продолжайте жевать, не сглатывая, примерно одну минуту. Какой вкус ощущаете кончиком языка? ________________ Изменение вкуса пищи — это признак химической реакции. Сделайте вывод о функции слюны в данном случае. ________ 5) Попробуйте по очереди разные виды ягод, опишите объем выделяющейся слюны в каждом случае. _________________ Что влияет на количество слюны в данном случае?_________ 6) Сделайте общие выводы, используя предыдущие рассуждения: а) о функциях слюны________________________ б) об условиях ее интенсивного выделения ______________ «Французские мастерские» [66; 98; 100-105; 131, с. 161-166] Технология мастерских, которую пропагандирует группа французских учителей ЖФЕН (Groupe Francaise Education Nouvelle) — «Французская Группа Нового Обучения», основана на идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого и С.Френе, а также на психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и К. Роджерса. Главное в данной технологии — передавать способ действия, а не конкретные знания (что является очень непростой задачей для педагога). Результат выражается в овладении учащимся творческими умениями и в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская — это специфический способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (5—7 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего ее поисковый, творческий характер. Основными методическими приемами — элементами технологии, которые составляют алгоритм действия в рамках мастерской,— являются: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания (рефлексия): — индукция — пробуждение ассоциативного и образного мышления; призыв к творчеству; пробуждение интереса к предмету изучения (может быть что угодно: слово, вопрос, звук, запах и т. д.); осознанно продуманное создание мотива к изучению проблемы; — самоконструкция — индивидуальное создание гипотезы рисунка, проекта, решения, текста; — социоконструкция — групповая работа по построению результата (через согласование индивидуальных решений); — социализация — выступление с отчетом о проделанной работе (индивидуальной и групповой); — разрыв—«озарение», внутреннее осознание участником неполноты и несоответствия своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему с пересмотром своих знаний, подбором дополнительной информации по проблеме; — рефлексия — творчество по конструированию нового знания (в какой угодно форме) в соответствии со своими индивидуальными умственными и психическими особенностями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |