Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нравственность как духовная основа личности
Культура включает те ценности, которые формируют общественную мораль, ее нормы. Но нравственность личности основывается на ее автономии. Личность начинается с чувства непохожести, с самозаконности человека.И. Кант: «Способность быть господином самому себе». С автономии начинается устойчивое поведение личности, ее стратегия. В основе стратегии личности лежат общезначимые нормы «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Личность сама себе вменяет эти правила. Это важно, так как формальные требования следовать этим нормам (социализм) ведут к «двойной» морали. Христианство считает, что только внутренняя напряженная духовная жизнь, борьба сил добра и зла ведет к нравственному совершенству. Нравственность не только регулирует отношения между людьми, она еще и средство духовного и физического здоровья и выживания индивидуума. «И бежи удавиши» – так говорит Евангелие о конце Иуды Искариота. Вслед за анемией (беззаконностью) следует полная апатия, и даже бегство в смерть. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает личностные усилия, т.е. подчинение общечеловеческим нормам (И. Кант: «Долг выше счастья»). В формировании нравственных норм существуют ценности, их определяющие. В религии такой ценностью является спасение души, отсюда воздержание, аскетизм. В философии это могут быть: – наслаждение (гедонизм); – польза (утилитаризм); – добровольный отказ от наслаждений (аскетизм); – равнодушие к чувственной жизни, следование долгу (стоицизм). Высшая ценность – человек, личность, развивающаяся на основе собственной деятельности, автономности и ответственности (гуманизм). Христианско– иудейская мораль – одна из ведущих в мире. В ее основе лежат два основных источника. Десять заповедей ветхозаветного пророка Моисея, данных в форме закона. Нарушение этого закона ведет к господней каре. «Не лги, не воруй, не прелюбодействуй, чти отца и мать свою» и другие. Нагорная проповедь Иисуса Христа , проповедующая любовь: – возлюби Бога; – возлюби ближнего своего как самого себя. Обращаясь к людям, где были богатые и бедные, Христос говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Алчущие духовного насыщения, нищие (или голодные) духом прежде всего обретут Царство Небесное. Далее – «Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете». Затем Иисус говорит о трудностях и бедах, подстерегающих каждого: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат и будут поносить имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Утверждается способ борьбы со злом: «Любите врагов ваших». Из гордыни – главного греха – происходят семь смертных грехов: – зависть; – накопительство; – злословие; – уныние; – мотовство; – словоохотливость; – прелюбодеяние. Но Бог любит своих детей и готов простить любое прегрешение верующему в Него и кающемуся в содеянном. Высшая добродетель в христианстве – смирение и сострадание. Свобода личности и ответственность. Свобода – возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и предложениями. Диапазон понимания этого понятия широк – от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм) до «бегства от свободы» в условиях современной цивилизации (Э. Фромм). Свобода в христианском понимании – выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора пути к Богу, служение людям и Богу. Свобода воли – возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении целей и задач личности. Воля человека – его сознательное и свободное устремление к цели. Крайними проявлениями свободы воли личности являются волюнтаризм и фатализм. Волюнтаризм – это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни, включая мышление. Фатализм – предопределенность жизни человека, которое объясняется то ли судьбой (в язычестве), то ли волей Бога (в христианстве, исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим (Гоббс, Спиноза, Лаплас). Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества в решении проблемы свободы. Во-первых, это процесс борьбы за свободу, в ходе которого человек может утратить все другие человеческие качества и впасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, апокалиптическое поведение, уход в свой мир. В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя чем– то, идя в добровольное подчинение, с тем чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме. В этой сфере важна золотая середина, которая способствует усилению жизнестойкости общества и человека и развитию человеческого в человеке. В западной философии не зря анализировались явления бегства от свободы, если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Проблема в том, как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке. В этой связи появляется также проблема ценности человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни и здоровья и окружающей его материальной и духовной культуры – центральный для любой мировоззренческой системы. Все религии осуждают накопительство. Христианство считает людей, погрязших в вещах, плотскими, неспособными на душевность и духовность. Мусульманин обязан делиться своим имуществом с бедными. Буддисты считают, что отказ от накопления вещей – один из первых шагов к просветлению. Сущность проблемы ценности человека и мира вещей в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека. Духовная ценность – это возрастающий духовный капитал. Природа духовных ценностей исследуется в аксиологии, т.е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Моральные и этические ценности считаются высшими, они определяют поведение человека в системе других ценностей. Существует несколько систем ценностей. Гедонизм – установка, утверждающая наслаждение как благо жизни и критерий поведения человека. Аристипп, ученик Сократа, учил, что «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняться им». Аскетизм – добровольное отречение от наслаждений и желаний. Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким», монашество в христианстве. Киники, к которым принадлежал Диоген, отрицали ценность человеческой культуры вообще. Утилитаризм – величайшая ценность и основа нравственности – польза. По словам И. Бентама, «смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей». И. Кант обосновал как высшую ценность необходимость для всех людей относиться друг к другу только как к цели, но не как к средству. Человеку следует руководствоваться чувством долга; если нравственность основывается на выгоде, то это лицемерие. В русской философии был выдвинут принцип соборности – сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей мольбы к Богу. В ХХ в. на первый план выходят общественные проблемы, связанные с абсолютной ценностью самой жизни человека и сохранения среды его обитания. То же самое относится и к эстетическим ценностям. Выражение Ф.М. Достоевского «красота спасет мир» нужно понимать в общем контексте развития идеалов человечества, их гуманизации. В. Соловьев предложил уникальную формулу сочетания духовных ценностей человека, позволяющую сориентировать личность в ее поисках свободы и гармонии. «Истина – доброта – красота».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |