Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Судьба проблемы бытия в ХХ веке
Античная традиция наделила бытие объективной реальностью. Новое время начало трансформировать античную идею объективного бытия: бытие стало субъективным, зависимым от разума. В ХХ в. этот процесс углубился, и теперь даже Абсолют – Бог стал зависеть от априорной внутренней установки человека на поиски безусловного. Если Новое время заменило Бога разумом, то ХХ в. ознаменовался походом против разума. Уже в XIX в. датский философ С. Кьеркегор выступил против притязаний разума, а Ф. Ницше объявил разум «больным пауком», ткущим паутину, опутавшим жизнь людей и превращающим ее тем самым в нечто высохшее и обескровленное, хотя в это же время К. Маркс создавал теорию разумного устройства общественной жизни. ХХ в. востребовал критиков разума, их идеи привлекли З. Фрейда, М. Хайдеггера, Л. Шестова и других мыслителей нашего века. Общество приняло критику разума. В начале ХХ в. во многих европейских странах проблемы секса, безумия, бессознательного легализируются. Выступая против разума, мыслители выразили вырастающее в обществе осознание бессмысленности и безопорности существования. К причинам, вызвавшим появление этих идей, можно отнести и переживание человечеством прошедших мировых войн, неслыханных по жестокости и безнравственности; и неспособность людей разумно устроить свою жизнь по законам справедливости, равенства, братства. Отказываясь от Бога («Бог умер» – Ницше), не надеясь более на разум, человек ХХ в. остался один на один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума, а это уже признак язычества. Неоязычество ХХ в. быстро распространилось по планете благодаря телевидению и другим средствам массовой информации. Ночные эротические телепрограммы взяли на себя функцию организаторов оргий на манер дионисийских, но с несравнимо большим количеством участников. Языческое мировоззрение проникло в культуру современного общества: авангардное искусство в живописи, рок-н-ролл в музыке, теории абсурда в психологии. «Современный человек – взбесившийся дикарь, отвергающий веру, традиции и обычаи» (Ортега– и-Гассет). Сформировалась эпоха тотального плюрализма. Плюрализм, множественность ценностей стали основой жизни человека и общества: все становится равно всему, исчезают приоритеты. Общество атомизируется в индивиды, разрушая ценностную вертикаль. Ситуация напоминает время древних греков Парменида, когда люди, испытав ужас безопорности бытия, вызванного разрывом с традициями, начали искать новые силы, новые ценности. Таким образом, изменение мировоззрения в ХХ в. повлекло за собой новую постановку вопроса о бытии (табл. 4, 5).
Таблица 4 Этапы развития понятия бытия в истории философии
Таблица 5 Основные формы бытия вещей, процессов и состояний
Тесты по теме 8
Философская, научная и религиозная картины мира Учение о бытии Выбрать правильный ответ
1. Бытие есть Логос – космический разум. Это идея: А. Средневековья Б. Античности В. Нового времени 2 . Человек, его сознание, потребности, его жизнь – единственное, несомненное и подлинное бытие. «Мыслю, следовательно, существую» – идеи: А. Античности Б. Нового времени В. Марксизма 3 . «В основе бытия лежит материя и ее свойства», – считает: А. Марксизм Б. Идеализм В. Религия 4 . Материя – это вещество (огонь, вода, воздух), считали философы: А. Античности Б. Нового времени В. Марксизма |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |