Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 3: Функциональная анатомия желудка и 12-типерстной кишки.Стр 1 из 12Следующая ⇒
СПЛАНХОЛОГИЯ, АНГИОЛОГИЯ и ИММУНОЛОГИЯ (II семестр)
методические указания К практическим занятиям ПО ДИСЦИПЛИНЕ « АНАТОМИЯ»
Тирасполь, 2012 г.
УДК ББК Ч Спланхнология, ангиология, иммунология: Методические указания/ Чепендюк Т.А., Мураткова Н.В.- Тирасполь, 2011, с. Методические указания предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям и экзамену по нормальной анатомии, что способствует лучшему усвоению теоретических знаний и практических навыков при изучении опорно-двигательного аппарата. Данные указания включают: 1. Теоритические вопросы, в виде плана ответа 2. Практические навыки, которые должен освоить студент на занятии 3. Примеры тестовых заданий.
Авторы: старший преподаватель Т. А. Чепендюк, старший лаборант Н. В. Мураткова
Рецензенты: Шептицкий В.А., д..б.н., профессор Р. В. Окушко к.м.н., доцент
Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко Протокол №
© Т.А. Чепендюк, Н. В. Мураткова,2012 ВВЕДЕНИЕ Изучение анатомии человека занимает одно из главных мест в программе подготовки врачей всех специализаций. При изучении нормальной анатомии внутренних органов и сосудов закладываются базовые знания для обучения студентов на последующих кафедрах (терапии, хирургии, инфекционных болезней, педиатрии, акушерства и гинекологии), а также даёт возможность правильно оценивать разные патологические изменения внутренних органов и сосудов и адекватно назначать меры профилактики и способы лечения. Учебно-методическое пособие для подготовки студентов медицинского факультета к практическим занятиям по дисциплине «Нормальная анатомия» имеет важное значение для обучения студентов. Данное учебно-методическое пособие содержит тематические планы 3-х разделов, которые студенты изучают во 2-м семестре: 1. Спланхнологию – наука о строении внутренних органов 2. Ангиологию – наука о сосудах 3. Иммунологию – наука, изучающая иммунную систему. Методические указания к каждому практическому занятию составлены по следующему плану: 1. Вопросы, которые студент должен знать при подготовке к практическому занятию; 2. Практические навыки, которыми студент должен овладеть на практическом занятии; 3. Дополнительные материалы, используемые на практическом занятии (таблицы, муляжи, планшеты, влажные и сухие препараты, схемы). В конце каждого раздела приведены примеры тестовых заданий. Тестовые задания охватывают весь материал учебной программы по каждой теме практического занятия. Тема №1: Пищеварительная система, развитие, общая анатомия, полость рта, зубы, язык, слюнные железы. Приступая к занятию, студент должен знать:
а) преддверие, его стенки б) собственно полость рта, её стенки
а) строение (части и на продольном разрезе). б) различия между отдельными видами зубов (по строению, функции). в) зубная формула и зубной ряд молочных и постоянных зубов (схема). г) сроки прорезывания и смены зубов – возрастные особенности. д) понятие о прикусе, его нарушения, как аномалия развития.
а) отделы, б) рельеф слизистой, виды сосочков, их роль в восприятии вкуса. в) мышцы языка: - собственные, их топография в толще языка и за его пределами. - скелетные их начало, прикрепление и функция. - их значение в акте глотания и артикуляции речи г) язычная миндалина, её расположение и функция.
а) классификация: - по строению - по типу секрета - по размеру (большие и малые) б) общий план строения, в) топография, г) выводные протоки В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
Тема № 2: Мягкое нёбо. Глотка, её отделы. Пищевод, строение. Акт глотания. Приступая к занятию, студент должен знать: I. Твёрдое нёбо, его строение. II. Мягкое нёбо: 1. Нёбные дуги 2. Нёбные миндалины, их топография, строение и функция 3. Мышцы мягкого нёба, их начало и прикрепление, роль в акте глотания III. Общее понятие об анатомии костного нёба – «Волчья пасть». IV. Миндалины «лимфоидного кольца» Пирогова, их расположение и роль в защите организма. V. Глотка 1. 3 части, их топография: a) Скелетотопия b) Голотопия c) Синтопия 2. Особенности строения стенки глотки – a) Практическое отсутствие подслизистой основы, но сильное развитие фиброзной оболочки b) Сжиматели и расширители глотки, их значение в различные фазы акта глотания 3. Сообщение отделов глотки: с полостью носа, среднего уха, гортанью и пищеводом. 4. Глотка – как место перекрёста пищеварительных и дыхательных путей. 5. Акт глотания. VI. Пищевод: 1. 3 части пищевода 2. Топографию каждой части (скелето-, син- и голотопия) 3. Строение стенки 4. Места сужений и расширений, их локализация. 5. Пищевод в рентгеновском изображении В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
Тема № 3: Функциональная анатомия желудка и 12-типерстной кишки. Приступая к занятию, студент должен знать:
1. Развитие 2. Макростроение: a) Части желудка b) Связочный аппарат 3. Топография каждой части a) Скелетотопия b) Голотопия c) Синтопия 4. Строение стенки: a) Особенности рельефа слизистой оболочки (желудочные поля), её роль в химической обработке пищи (кислая среда) b) Ориентация слоёв мышечной оболочки, их роль в механической обработке пищи c) Отношение к брюшине
1. Развитие 2. 4 части, их топография a) Скелетотопия b) Синтопия c) Голотопия 3. Строение стенки a) Особенность строения слизистой оболочки (наличие воронок, продольная складка, большие и малые сосочки) b) Топография 12-перстно-тощекишечного изгиба, прикрепление одноименной связки c) Место впадения в 12-перстную кишку общего желчного и поджелудочных протоков. В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками: 1. Показать желудок и 12-перстную кишку (их отделы) на органокомплексе и трупе в целом; 2. Показать малый и большой сосочки на срезе 12-перстной кишки 3. Назвать выводные протоки, которые открываются на их поверхность.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |