Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Таб.1.Классификация показателей развития медиаграмотности (развития аудитории в области медиакультуры)
Полагаем, что данная классификация выглядит более обоснованной и структурированной, чем список предложенных одним из ведущих американских медиапедагогов/исследователей А.Силвэрблэтом [Silverblatt, 2001, pp.2-3] так называемых «элементов медиаграмотности»: -способность критического мышления, которая дает возможность аудитории развить независимые суждения о содержании медиа (в нашей классификации входит в интерпретационный/оценочный показатель медиаграмотности – А.Ф.); -понимание процесса массовой коммуникации (в нашей классификации входит в информационный показатель медиаграмотности – А.Ф.); -понимание воздействия медиа на личность и общество (в нашей классификации входит в информационный показатель медиаграмотности – А.Ф.); -развитие умений анализировать и обсуждать медиатексты (в нашей классификации входит в интерпретационный/оценочный показатель медиаграмотности – А.Ф.); -рассмотрение содержания медиа как "текста", который обеспечивает понимание нашей современной культуры и нас самих (в нашей классификации входит в информационный показатель медиаграмотности – А.Ф.); -развитие способностей получать удовольствие, понимать, и оценивать медийное содержание (в нашей классификации входит в перцептивный и интерпретационный/оценочный показатели медиаграмотности – А.Ф.); -способность производить эффективные и ответственные медиатексты (в нашей классификации входит в операционный и креативный показатели медиаграмотности – А.Ф.). При разработке нашей классификации развития медиаграмотности аудитории мы также учитывали характеристики ее высокого и низкого уровня, разработанные Дж.Поттером [Potter, 2001, pp.28, 53]: Характеристика высокого уровня развития медиаграмотности: -выделение главного смысла медиатекста; -анализ: выявление основных элементов медиатекста; -сравнение: определение похожих и уникальных фрагментов медиатекста; -оценка ценности медиатекста или его фрагмента; суждение на основе сравнения согласно определенному критерию; -реферирование: способность создавать краткое, ясное и точное описание медиатекста; -обобщение; -дедукция: использование общих принципов, чтобы объяснить отдельные сведения; -индукция: выведение общих принципов из наблюдения отдельных сведений; -синтез: способность повторно собирать элементы в новую структуру» [Potter, 2001, p.53]. Характеристика низкого уровня развития медиаграмотности: -«слабый интеллект (в отношении решении проблемы и творческих способностей), предпочтение того, чтобы «все шло своим чередом»; слабая память, способная иногда запомнить только очень важные вещи (например, ночью перед экзаменом); -тематическая зависимость, отсутствие проницательности, то есть непонимание того, что является важным в сообщениях; нужда в советчике, помощнике, справочнике, руководстве изучения; -низкая терпимость к многозначности медиатекстов, неуверенность; -слабое концептуальное дифференцирование при наличии немногих категорий для сообщений; отрицательное отношение к новым сообщениям, которые не соответствуют привычным категориям, или упрощение данного медиатекста - переброс его в самую легкую категорию. -высокая импульсивность быстро принимаемых решений с принесением в жертву точности» [Potter, 2001, p.28]. Учитывалось также и определение «критической автономии» личности по отношению к медиатекстам в трактовке А.Силверблэта (A.Silverblatt) и Е.М. Энрайт Элисейри (E.M.Enright Eliceiri): «Как первичная цель медиаграмотности, критическая автономия - это умения, которые дают возможность школьникам/студентам быть осознанно независимыми от однообразных предпочтений медиатекстов. Педагоги поощряют учащихся задавать вопросы о медиа, применяя подходы, которые помогают систематически идентифицировать сообщения и их цели» [Silverblatt and Enright Eliceiri, 1997, p.40]. Мы также опирались на классификацию умений, необходимых для медиаграмотной личности, выделенных известным американским медиапедагогом С.Дж.Бэрэном [S.J.Baran]: 1) «способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»; 2) понимание и уважение силы влияния медиатекстов; 3) способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно; 4) развитие компетентного предположения о содержании медиатекста; 5) знание условностей жанров и способность определять их синтез; 6) способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники; 7) знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов» [Baran, 2002, pp.57-58]. Подробные расшифровки уровней отдельных показателей развития медиаграмотности аудитории, согласно разработанной нами классификации, раскрыты в таблицах 2-8. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |