Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема классификации видов деятельности
Виды деятельности образуют в своей совокупности целую классификацию. Определить виды деятельности можно с помощью критериев. -субстанциональный критерий (материальная - духовная деят-ть) -субъект деятельности (индивидуальная – групповая – коллективная, управленческая - исполнительская) - по предмету деятельности (познавательная, коммуникативная, образовательная) -по видам потребностей, которые движут человеком (например, поддержание существования – следовательно, будет производственная деятельность или если есть потребность в духовном овладении миром, то здесь деятельность человека будет проявляться в формах общественного сознания) - новизна результатов (преобразовательная, творческая, ремесленная, репродуктивная и. т.д.) - критерий соотнесенности с ходом истории (стихийная (в ней не соотносятся цели и средства) или сознательная) Аксиологический критерий (благая нравственная или наоборот безнравственная, справедливая - несправедливая) Трудовая деятельность первобытного человека – это элементарная гомологическая единица активности homo sapiens, в которой в снятом виде содержатся все сложные элементы его биолого-психологической жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей вызывало дифференциацию и интеграцию функций социума, необходимых для его сохранения. Практическая функция социума формировала потребность в осмыслении, объяснении трудовых процессов, процессов взаимодействия с природой, то есть формировала познавательную функцию и на её основе познавательную деятельность. Дифференцировавшись, познавательная и практическая деятельность составляют основное внутреннее противоречие классификации всех видов деятельности социального субъекта. Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья. Учебная деятельность – овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Коммуникативная деятельность - предметом является другой человек – партнер по общению. Предпринимательская деятельность – самостоятельна, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров. Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, её обследование, планирование, контроль и регуляцию поведения. (виды – в 58)
Деятельность как процесс удовлетворения человеческих потребностей. Деятельность - понятие, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия с другой Деятельность — энергетический феномен Определение на уровне явления: - система многоаспектных и многоплановых взаимодействий индивида с предметной действительностью, в шир. смысле, с окруж. миром. Смысловое определение: -способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении последнего чел. целям. Главным видом деят-ти явл. труд, в процессе которого осуществл. произв-во матер. и духовн. благ. Немецкая класс. Философия: - смысл деят-ти- самостановление, вбирание субъектом, включение им в свой состав продуктов собств. объективации Технократическое понимание: - природу можно переделывать, общество и человека можно проектировать. Деятельность в общенаучном смысле: - Информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание. В ОБЩЕСОЦИОЛОГ. СМЫСЛЕ: - Любое проявление соц. активности, предст. собой способ существования социальной действительности. Это определение дает возможность отграничить осозн. деятельность человека от инстинкт. поведения животных. БЫТЬ СПОСОБНЫМ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЗНАЧАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Мотивация деятельности Цель - основной конечный результат деятельности. Интерес - осозн. потребность, реальная причина действий, стоящая за непосредствен. мотивами и помыслами. Желание - влечение или вожделение, которые могут соответствовать тому, что действительно необходимо индивиду, а могут быть вредны для него Потребность - испытываемая нужда в чем-либо. (нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.) Развитие человеческих потребностей вызывало дифференциацию и интеграцию функций социума, необходимых для его сохранения. потребость порождает труд. Практич. функция социума формировала потребность в осмыслении, объяснении трудовых процессов, процессов взаимодействия с природой, т.е. формировала познават. функцию и на ее основе познавательную деятельность. Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму, "вторую природу". В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 663. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |