Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Художественно-творческие особенности пейзажа в графике.
Человек изображал пейзаж с давних времен. В процессе исторического развития пейзаж выделился как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Замечательные образцы набросков пейзажа встречаем мы у Леонардо да Винчи, Дюрера, Рембрандта, П.П.Рубенса, Коро, И.И.Шишкина, А. Н. Саврасова, Ф. А. Васильева, И. И. Левитана, В.А.Серова. Изображают пейзаж и русские художники более позднего периода А. А. Рылов, К.Ф. Юон, В.В.Мешков, С.В.Герасимов и многие другие. Зарисовки пейзажа, т.е. изучение бесконечно разнообразных форм природы в их сочетании, дело сложное. Перед художником простирается раздолье лесов, полей, рек, селений. И не так-то просто сконцентрировать свой взгляд на чем-то одном, наиболее интересном. Поэтому большое значение имеет выбор мотива — темы, точки зрения. Удачная композиция пейзажа является сама по себе одним из выразительных средств, способствующих передаче мощи дремучих лесов, просторов полей, зеркальной поверхности рек и озер и т. п. В каждом конкретном случае сам пейзаж в натуре подсказывает композиционное решение на бумаге. Надо обязательно мысленно представить себе изображаемый пейзаж на чистом листе бумаги! Если внимательно присмотреться к пейзажам Шишкина, Левитана, Коровина, то, несмотря на огромное количество их работ, среди них нет повторяющихся по композиции. Компонуя набросок пейзажа, необходимо учитывать светотеневые отношения. Особенно это важно, когда пейзаж освещается ярким солнечным светом и когда четкие тени, дающие большие темные пятна на земле, могут мешать выявлению планов, не дают возможности выделить главное. Надо так выбирать мотив, чтобы распределение светлых и темных пятен способствовало раскрытию содержания пейзажа, чтобы оно служило выразительным средством. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость изучения особенностей освещения пейзажа. Освещение может быть самым разнообразным. В пасмурный, серый день поверхность земли со всеми находящимися на ней объектами, как правило, темнее неба. При солнечном освещении многие предметы кажутся светлее неба, хотя, в общем-то, вся земля с деревьями и кустами темнее неба. По-разному освещаются предметы утром, в полдень, вечером, в лунную ночь. Нередко неумение передать глубину и пространство в набросках объясняется несоблюдением законов линейной и особенно воздушной перспективы. При изображении пейзажа это надо иметь в виду. Любой предмет с удалением от места наблюдения теряет свои четкие очертания, как бы тает в пространстве. Набросок, выполненный с учетом этих особенностей, сможет передать впечатление глубины, пространства, воздуха, водной стихии и отражения в ней. Прежде чем приступить к зарисовкам пейзажа с несколькими глубинными планами, следует сделать ряд набросков отдельных элементов пейзажа — кустов, деревьев, облаков, построек и т.д. Многие из них затем органически включаются в содержание картин. Выше мы уже рассматривали зарисовки листьев и веток деревьев, цветов и других растительных форм, и это было как бы первым знакомством с растительным миром. Для правильного изображения деревьев важно знать особенности внешнего очертания деревьев различных пород, нужно знать пропорции деревьев — отношение высоты дерева к ширине, сравнительную толщину ствола, нужно чувствовать характер расположения сучьев. Сравнивая различные деревья, убеждаемся, что у дуба мощный узловатый ствол с изгибающимися сучьями. Сосна отличается тем, что у нее сучья расположены вверху, в виде своеобразных этажей. Часто общее очертание дерева представляет собой конусообразную форму. Но в любом случае надо проследить за индивидуальным характером очертаний этих «этажей». Несмотря на индивидуальные различия деревьев одного вида, у каждого из них имеется нечто общее, характерное только для данного вида. Например, у отдельно растущих сосен ствол толстый, неровный, сучья обязательно будут изгибаться, наиболее старые из них опускаются вниз. Для березы характерны свисающие вниз ветки с листьями. Обычно тонкие прутики веток гнутся под собственной тяжестью и тяжестью листьев и раскачиваются всей своей массой на ветру. Старые ветки, как правило, больше отвисают, чем молодые. Своеобразны очертания кроны пирамидального тополя. У него сучья с листьями растут почти вертикально и на близком расстоянии от ствола. Тополь напоминает удлиненную пирамиду. Самый распространенный способ выполнения набросков деревьев состоит в том, что рисунок начинают с легкой наметки общего силуэта (кроны, ствола) дерева. Первые же штрихи отмечают крайние точки по вертикали — верх и низ дерева. Затем намечают ширину кроны. Вся масса листвы расчленяется на отдельные части, которые нужно сравнить между собой по пропорциям и пространственному положению. Одновременно уточняют направление и характер сучьев, от расположения которых зависит и внешнее очертание каждой группы зелени. Заканчивается набросок более детальной прорисовкой сучьев и групп листьев, тоновой обработкой выявляется объемная форма кроны и ствола. Нередко набросок с дерева, правильно передавая пропорциональные отношения, индивидуальные особенности ствола, сучков, кроны, дает нам выразительный образ дерева. Ярким примером может служить известный набросок дуба В. А. Серова. В наброске нас поражает внимательное наблюдение натуры. Художник показывает каждый изгиб ствола, сучьев, веток, не теряя вместе с тем цельности. Этот набросок свидетельствует о том, что максимально выраженная индивидуальность изображаемого объекта тесно связана с наиболее полной передачей общего, типичного для категории данных объектов. Примером аналитического изучения дерева является рисунок Ф.А.Васильева. Набросок с исключительной выразительностью дает характеристику сучковатых деревьев. Несмотря на прорисованные ветки, рисунок не производит впечатления механического воспроизведения какого-то их количества. Наоборот, от восприятия наброска остается впечатление цельности, единства живого организма. Значительно сложнее изображать целые группы деревьев или отдельные уголки леса. В набросках И.И.Шишкина и В.М.Васнецова детально изучаются стволы деревьев, ветки. Чувствуется, чтохудожники сравнивали пространственное расположение каждого ствола, каждого сучка по отношению к другим, в результате хорошо передается впечатление чащи леса. Очень интересен набросок пейзажа «Деревья на острове» кистью, выполненный Рембрандтом. Рисунок изображает группу деревьев со свисающими вниз ветвями. Деревья стоят на маленьком острове и отражаются в воде. Набросок выполнен контрастными тональными отношениями (свет, тень). Менее активно участвуют полутона (имеющиеся в рисунке полутона получаются размывкой штрихов и участков тени). Контур освещенных участков кроны едва намечен, тогда, как тени четко очерчены. В наброске хорошо переданы пространственные планы. Интересно отметить, что мастер взял низкую точку зрения, что дает возможность выразить величие огромных, пышных деревьев. В ином ключе решает Рембрандт другой рисунок — «Пейзаж». Этот набросок выполнен более быстро. Художник ставит задачу наметить общую композицию изображаемого уголка природы, для этого он лишь намечает концом кисти очертания крон деревьев, их стволы, постройки, плоскость земли. Рисунок поражает своей легкостью, воздушностью, притягивает артистичностью исполнения. Приступая к выполнению набросков пейзажа, следует уяснить, что в пейзаже очень важно четко передавать разноплановость. Интересны наброски «Облака» и «Камни» И.Н.Крамского. Рисунки решены очень скупыми графическими средствами, в них нет детальной проработки предметов, но независимо от этого они предельно убедительны, содержательны, пространственны. Ярко раскрывается своеобразие техники пера в рисунке И.И.Левитана «Гумно. Сумерки». Художник изображает несколько деревенских сараев, луг, стог сена, луну. Мотив, выбранный для изображения, казалось бы, очень прост. Но художник настолько глубоко прочувствовал состояние природы в летний вечер, что этот обыкновенный, сотни, раз виденный мотив превращается в значительное лирическое произведение. Изобразительные средства этого рисунка, как и большинство набросков И.И.Левитана, очень просты — это штрихи. Разным направлением штрихов художник показывает различное направление форм. Штрихи имеют различную толщину и длину, различную густоту, и это создает впечатление тоновой разработки, строит пространственные планы. Карандашом выполнен и рисунок И. И.Левитана «Избы». Набросок «На целине» выполнен в перовой технике. Рисунок вытянут по горизонтали, что помогает показать необъятные просторы целинных земель. На переднем плане — поле и широкая' дорога, изрытая гусеницами тракторов и колесами машин. Последовательность выполнения наброска следующая: вначале легким касанием пера бумаги намечают вагончики и тракторы, линию горизонта. Прежде всего, рисующий следит за размерами намечаемых объектов — в данном случае эти размеры незначительны по отношению ко всему размеру плоскости листа. Далее такими же легкими линиями прорисовывается предмет. И только после уточнения построения и пропорций начинается уверенная проработка наброска. Рассмотренные нами перовые зарисовки пейзажа начинались с наметки расположения всего изображаемого. Но можно начинать наброски пером с изображения одного какого-либо предмета, а затем другого, третьего и т.д. Такой способ значительно сложнее, так как если рисующий допустит ошибки в композиции объектов, то потом это невозможно будет исправить. Поэтому такой способ, т. е. когда зарисовка начинается не с предварительного композиционного распределения изображаемого, а с детальной прорисовки одного из объектов, рекомендуется лишь после того, как рисующий уже приобрел опыт рисования пейзажа. Для лучшего изучения пейзажа следует постоянно зарисовывать отдельные мотивы природы: тропинку или дорогу, опушку леса, дерево, лодку, лежащие бревна, скалы, камни. Очень поучителен в этом смысле набросок Ф. А. Васильева «Волга. Камни на берегу. Сушка сетей у берега». Мы видим, как мастер русского пейзажа изучает буквально каждый сантиметр огромных камней, анализирует многочисленные углубления, выступы, повороты форм. Вместе с тем нисколько не теряется цельность: камни смотрятся отдельными, самостоятельными глыбами. Дальний план намечен слегка. Камни, расположенные на втором плане, прорабатываются более обобщенно, чем передние, но и в них четко выявлены индивидуальные черты — своеобразные пропорции, изгибы форм и т. п. Художник настолько метко подмечает в них характерное и настолько глубоко раскрывает суть передаваемых объектов, что изображенные карандашом камни как бы оживают, превращаясь в своего рода портрет данных камней. И.Е.Репин вспоминал: «Васильев не ложится. Он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечатления Царевщины. Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. Как он чувствует пластику всякого листка, стебля! Так они у него разворачиваются, поворачиваются в разные стороны и прямо ракурсом на зрителя. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали! И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер по медной доске!». Высокое мастерство Ф. А. Васильева, отточенность его штриха, использование различных приемов работы, а главное, его горячее стремление детальнейшим образом изучить действительность, передать поэзию, красоту великой русской реки Волги демонстрируют и многие другие его наброски. Примером вдумчивого изучения самого обычного мотива родной природы, поиска в ней одухотворенности являются наброски М.А.Врубеля, В.М.Васнецова, Ф.А.Васильева, А.А.Пластова, В. А. Серова, некоторые из них представлены в этой книге. Выполненные в разной манере, рисунки объединяются одним — в них ярко выражено чувство восхищения русской природой, трепетностью и неповторимостью ее жизни. Необходимо отметить, что многие наброски пейзажа, даже при внешне скупых изобразительных средствах и быстроте исполнения, могут передавать впечатления цельности, композиционной законченности. Таких набросков много у И.И.Левитана и Ф.А.Васильева. Как правило, они являются началом создания впоследствии больших композиционных работ. Особенно повышается роль наброска в передаче тревожных, быстроизменяющихся состояний, стихий природы. Порыв ветра, надвигающуюся грозу, блеск молнии, радугу можно передавать, в сущности, только быстрым рисунком. И здесь он действительно незаменим. Причем в зависимости от характера изображаемого пейзажа даже один и тот же художник использует, обычно различные штрихи, различный нажим карандаша и т. п. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1050. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |