Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объем дисциплины и виды учебной работы (час)Стр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ По дисциплине Информационные технологии в экономике По направлению 080000 Экономика и управление По специальности 080502 (060800) Экономика и управление на предприятиях ЦБП Санкт-Петербург 2008
Раздел 1. Вводная лекция
Учебные вопросы: 1. Цели, задачи, порядок изучения дисциплины. 2. Информационные процессы в экономике. Основные понятия. Социальные и этические аспекты применения информационных технологий. 3. Стратегическая роль информационных технологий и систем в современной экономике.
1. Цели, задачи, порядок изучения дисциплины.
В условиях рыночной экономики коренным образом меняется подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально меняется и роль информационных технологий. Ориентация на управление на основе бизнес-процессов обеспечивает конкурентное преимущество для организации в условиях острейшей конкуренции, а управление на основе бизнес-процессов не может эффективно реализовываться без применения информационных технологий и систем. В 1999 г. в США насчитывалось в среднем более 500 компьютеров на 1000 человек (более половины американских семей имели дома компьютер), и их обладатели могли воспользоваться всеми экономическими преимуществами, которые дает компьютер. Но в то же время во многих странах, не вовлеченных в достаточной степени в Новую Экономику, наблюдается серьезное отставание: в Бразилии на 1000 человек приходится всего 24 компьютера, в России — 31, в Турции — 20, в Индии — 3, в Индонезии — 9. Эти цифры четко указывают, где существует самая высокая потребность в ИТ/С. Даже в Европе разница между странами остается значительной: сравните Данию с ее 349, Швейцарию с 299 и Великобританию с 283 компьютерами на 1000 человек с Польшей, где на 1000 человек приходится всего 55 компьютеров, с Чешской республикой (81) и Венгрией (90). Последние данные показали, что производительность экономики этих стран напрямую зависит от уровня инфраструктур, поддерживающих ИТ/С. О многом говорит и количество телекоммуникационных линий: в США на 100 человек насчитывается 60,2 линии, во Франции — 54,7, в Великобритании — 48,9; сравните эти цифры с количеством линий в Польше (13,1), Чехии (4,3), Китае (2,3), Индии (1,1) и Кении (0,9). И все же среди всех применяемых производственных технологий ИТ/С, безусловно, самая приемлемая и широко доступная во всем мире. Однако преодолеть отставание со временем становится все сложнее: США собираются увеличить капиталовложения в ИТ/С вдвое. В течение 10 лет небольшие сети Силиконовой Долины превратятся в настоящий Силиконовый Континент. Стратегический совет: не давите налогами телекоммуникации и домашние офисы, лучше облагайте (и всерьез) табачные изделия, бензин и алкогольные напитки. Быстро растет количество покупок, совершенных при посредстве Интернета (электронная коммерция, e-commerce): около 47% семей, имеющих доступ в Интернет, в 1999 г. сделали хотя бы одну покупку в электронном магазине, а за последние б месяцев 1998 г. через Интернет было совершено 60 млн покупок (всего за год количество покупок увеличилось в 4 раза). Новая Экономика (или Цифровая Экономика), опирающаяся на ИТ/С, создает новые рабочие места (30% их них — в сфере управления), и количество их растет с огромной скоростью (на 70% за счет «газелей», т. е. мелких быстро растущих предприятий). Союзы, сети, группы мелких предприятий управляют научно-исследовательскими разработками, инновациями и адаптационными процессами при помощи ИТ/С. Таким образом, США находятся на переднем крае Новой Экономики: создаются новые рабочие места, утрачивают значение и отбрасываются прежние виды работ и навыков, и все это происходит с нарастающей скоростью. После завершения процессов перестройки в бизнесе в корпорациях появляются своего рода электронные «bosa nova». В США служащие меняют место работы в среднем раз в четыре года (в Европе — раз в восемь лет), непрерывное обучение становится стилем жизни. Технология непосредственно соприкасается со сферой знаний, из «technology» она превращается в «teknowledgy», растет роль знаний и информации, а значение механических машин и шестеренок падает. В глобальном рыночном пространстве появляются региональные и национальные «газели». ИТ/С плюс знание составляют основу здоровой, растущей экономики. Есть надежда на то, что развивающиеся регионы и страны, получив хороший урок на примере зрелых и развитых экономик, воспримут ИТ/С как мощное средство повышения производительности и ускорения темпов роста. Отставание в эпоху Промышленной революции оказалось разрушительным для многих стран. Отставание в эпоху Информационной революции может оказаться смертельным, поэтому оно непростительно. Что такое ИТ/С? Как и любая другая технология, ИТ/С может быть разделена на три четко очерченных компонента: 1. Аппаратное обеспечение (Hardware). Сюда относятся физическая структура или логический макет, конфигурация машин, систем и прочего оборудования. Это средства согласования задач производства (товаров и/или услуг) с достижением заданного результата или цели. 2. Программное обеспечение (Software). Оно представляет собой набор правил, руководящих принципов и алгоритмов, необходимых для «оживления» технического оборудования. Сюда также относятся программы, соглашения, стандарты и правила пользования, направленные на координацию отдельных задач н процесса в целом. Это ноу-хау ИТ/С, оно отвечает на вопрос как. 3. Алгоритмическое {интеллектуальное) обеспечение (Brainware, knoware). Оно, в зависимости от намерений, ожидаемых результатов и целей, должно обосновывать целесообразность использования и развертывания технического и программного обеспечения, а также его конфигурацию в каждом конкретном случае. Эта часть отвечает на вопросы что и почему. Эти три компонента взаимозависимы и равнозначны. Они образуют ядро ИТ/С: любая информационная технология и система (ИТ/С) четко идентифицируется но этим трем составляющим: техническому, программному и алгоритмическому обеспечению. Однако существует четвертый и самый важный аспект ИТ/С: Сеть поддержки ИТ/С, инфраструктура. Это необходимые физические, организационные, административные и культурные схемы, включая рабочие задания, требуемые навыки, объем работ, стандарты и критерии, стиль, культуру и организационные модели развертывания ИТ/С. ИТ/С — это единство аппаратного, программного, алгоритмического обеспечения и сети поддержки, направленное на достижение определенной цели. Если Теперь должно быть понятно, почему так необходим курс информационных технологий: в бизнесе и менеджменте приходится выходить далеко за пределы простого аппаратного обеспечения. Мало просто купить и установить новое оборудование, нужно знать, как с ним обращаться. В бизнесе нам приходится иметь дело прежде всего с системами. Итак, почему же ИТ/С, а не ИТ? Информационные технологии (ИТ) в приведенном выше определении выделены в отдельную позицию: есть ИТ-ядро (аппаратное, программное и алгоритмическое обеспечение) и сопутствующая сеть поддержки. Однако, в отличие от чисто технических, информационные технологии не могут существовать сами по себе. Возможности ИТ реализуются только тогда, когда они взаимосвязаны с другими информационными технологиями, объединены в сети или системы. Так что ИТ/С — это и есть сеть, или система технологий. В этом смысле термин «ИТ/С» означает не только ядро и сеть поддержки, но и слияние различных сетей в более крупные системы. Такое «слияние» — и искусство, и наука, объясняющая развитие ИТ в ИТ/С; это подобно слиянию отдельных предприятий в сети, на основе которых вырастает глобальная экономика. По этой причине в дисциплинеиспользуется именно термин ИТ/С, а выбор разделов подтверждает осознание того факта, что технологии и системы представляют собой равноправные и взаимодополняющие части практического и профессионального исследования. Дисциплина «Информационные технологии в экономике» необходима в системе подготовки специалистов для совершенствования навыков работы с современными средствами вычислительной техники и операционными системами, систематизации ранее полученных знаний, обучение навыкам практического с применения полученных знаний, освоение новых аспектов дисциплины для последующего применения в курсах специальных дисциплин. Цель дисциплины: ознакомление с различными информационными системами и технологиями, используемыми в экономике. В результате изучения курса должно сформироваться мировоззрение, позволяющее профессионально ориентироваться в быстро меняющейся информационной сфере, приобретено умение использовать информационные технологии для получения, обработки и передачи информации в области экономики. Задачи дисциплины: дать общее представление о современных экономических информационных технологиях и системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста - программными комплексами и информационными ресурсами. В результате изучения дисциплины «Информационные технологии в экономике» будущий специалист (экономист-менеджер) должен: Знать базовые представления о современных информационных системах, практические инструменты, необходимые экономисту при обработке экономической информации Уметь владеть специальной терминологией, применять изученные инструментальные средства для решения конкретных задач. Объем дисциплины и виды учебной работы (час)
|