Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика и мораль в трактате Н. Макиавелли «Государь».




Н. МАКИАВЕЛЛИ (1469-27). 16 век в истории Европы - это окончательное формирование центральных государств. Важная роль в оформлении политических идей сыграл Макиавелли, написав труды «Рассуждения на 1-ю декаду Тита Левия» и «Государство» .

По его мнению, люди по природе злы и склонны предаваться дурным наклонностям при всяком удобном случае. Правитель должен исходить из того, что люди неблагодарны, трусливы, падки на прибыль => кто полагался на добрые качества - был обманут. Главное в достижении основной цели - общественное благо, для этого можно пойти на любые меры. Успех любой ценой. Его идеал - республика в Риме.

«Рассуждения на 1-ю декаду Тита Ливия» начинаются с размышлений о формах правления. Здесь он следует Полибию. Наилучшее правление - смешанное (монархия+аристократия+демократия). Из чистых форм предпочитает демократию - хорошо устроенная и связанная законами народа, разумнее и постояннее всякого правителя. Необходимое условие демократии - гражданская доблесть. Развращенному народу не удержать свободы, его спасение в монархии; свобода может удержаться и у народов, не испорченных деспотией.

Аристократическое устройство - для небольших замкнутых государств, но не для государств, которые постоянно воюют, где необходима поддержка народа. Средства, способы поддержки республиканского строя - указание на религию, это для него чисто пол оружие.

Хорошим средством воздействия на народ считает религию. Религиозным народом легче управлять, христианская религия в отличии от язычества ослабила волю и стремление к свободе. «В христианских народах находиться в упадке любовь к свободе и республиканский дух». Т.е. религия может использоваться для воспитания рабской покорности (христианство) и гражданской доблести (как это было в древнем Риме).

В республике следует обуздывать сильных личностей, не допускать их выдвижения - они опасность для народного правления. Необходимо дать народу право обвинения против таких лиц Опасно и сосредоточение власти в руках одного лица - диктатора. В Риме он был необходим лишь на время опасности и назначался на 6 месяцев, не мог сделать ничего дурного республике, после устранения опасности - ликвидировался. В республике необходима строгость нравов, считает необходимым учреждение цензоров, надзирающих за гражданами.

Для увеличения своего внешнего могущества у народа 3 пути:

1.Союз равносильных государств (хорош для обороны, т.к. нет единства воли и возможны разногласия, завоевания в пользу союза а не в свою собственную не так заманчивы)

2.Главенство над союзниками (наиболее приемлемый – оставляя другим народам-союзникам права и самоуправление, делясь добычей, Римляне сумели завоевать мир)

3. Совершенное покорение других народов (ненадежно, т.к. трудно долго удерживать в подчинении).

"Государь" Макиавелли начал писать не закончив 1-ю книгу. Противоречия с первой книгой: выступает в пользу деспотизма. Он говорит, что развращенный народ спасет только монархия - это наиболее приемлемая форма. Понимая, что свое отечество может спасти только через монархию, пишет "Государя".

«Главная основа всех государств - хорошие законы и войско» (не наемное, а свое). Законы ничто без войска- поэтому государь должен опираться на свое войско, ибо наемное войско не имеет не любви к отечеству и правителю- оно бесполезно и опасно. Одна из причин гибели Рима- использование наемников. Союзнические войска также опасны для государя, поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело, и кто ей пренебрегает, тот рискует лишиться власти.

Гражданские средства укрепления государства

Кто поступает добродетельно, тот обязательно будет обманут => правитель должен быть скуп, чем щедр / его должны больше бояться, чем любить (это в человеческой природе). Любят государя по своему усмотрению, а бояться по его усмотрению. Но не надо, чтобы государя ненавидели, чтобы не наживать внутренних врагов. Поэтому надо воздерживаться от жен и имущества своих подданных.

Слово надо держать, когда это выгодно. Государь должен сочетать в себе силу льва и хитрость лисицы. Для достижения своей цели он может прибегнуть ко лжи и вероломству, к жестокости. Выбирать советников надо глядя на их мудрость. Он должен избегать льстецов, и окружать себя теми, кто высказал всю правду, но их должно быть несколько человек, т.к. если все будут говорить правду, то перестанут выказывать уважение. Заканчивает свою книгу

Это сочинение было переведено на многие языки. «Макивеаллизм» теперь в политике означает политику циничную, направленную на сохранение власти любой ценой. Приверженцы Макиавелли считают, что политику вообще нельзя подвести под точку зрения безусловной направленности, т.к. цель в политике – общее благо, и эта цель нравственна. Для спасения же народа можно жертвовать иными, более важными нравственными соображениями. Макиавелли в холодных и жестких аксиомах лишь фиксирует современную ему эпоху, порядки Италии. Кончается «Государь» призывом к Медичи освободить Италию от варварства. До конца жизни он остается патриотом страны.

Учение Жана Бодена о государстве и праве.

С обоснованием абсолютизма и критикой м-хомахов в пе­риод религиозных войн выступил Жан Боден. Б. впервые в истории пол-ко-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как сущ-ного признака гос-ва: Выше носителя суверенной власти — только бог и законы природы. Суверенитет, по Б.у, означает прежде всего незав-ть гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императо­ра, от сословий, от другого гос-ва, Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществ­лять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
Гос-во Б. определяет как правовое упр-е мно­гими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Гос-во — именно правовое упр-е, сообразное со справед­ливостью и законами природы.
Семью Б. называет основанием и ячейкой гос-ва. Гос-во — совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составля­ющий гос-во, не умирает.
Первостепенное значение Б. придавал форме гос-ва. Он отвергает распространенное деление форм гос-ва на пра­вильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъектив­ную оценку существующих государств. Сторонники власти одного чел-ка называют ее "м-хия", противники — "тирания". При­верженцы власти меньшинства именуют такую власть "ар-тия", недовольные ею — "олигархия" и т.д. К демократии Б. относился отрицательно: в демократичес­ком гос-ве очень много законов и властей, а общее дело — в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, ис­кореняет и изгоняет лучших, избирает худших.
Не одобрял Б. и ар-тию. Наилучшей формой гос-ва Б. считал м-хию. М-х так же ест-, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву .










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...