Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие теории психологии масс




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

Псковский государственный университет

________________________________________________

 

 

Реферат

по Социальной психологии

 

тема: «Психологическая теория: Психология масс»

 

Выполнил студент

группы 1021-05

Морозов Андрей Викторович

Проверил: Юнель С.А.

Дата проверки: _________

 

Псков

2017

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.Масса. Массовое сознание..……………………….……..……………….…4

2. Развитие теории психологии масс…....….............……………..…………...7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 14

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам.

На рубеже XIX-XX вв. европейские философы и психологи начинают заниматься новым научным направлением – психологией масс. Основная идея ранних представителей этого течения состоит в том, что масса (или толпа) стоит ниже по интеллекту и морали, чем индивидуум.

Однако модель массы исключительно как толпы давно не является общепризнанной. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы. Теория психологии масс постоянно развивается. Этим и обусловлена актуальность темы работы, цель которой: познакомиться особенностямиэволюции теории «психологии масс».

Цель работы определяет ее задачи:

- познакомиться с понятиями «масса» и «массовое сознание»;

- узнать, особенности развития теории «психологии масс»;

- сделать выводы.

Информационной базой написания работы стали электронные библиотечные системы (Библиотекарь.ру), интернет-материалы.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении материала по теме.

 


 


Масса. Массовое сознание

Масса представляет собой совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами [6].

Масса является субъектом различных политических и социокультурных движений, аудиторией многих средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массы образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Признаки массы:

1) вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер;

2) имеет ситуативный характер, т. е. не существует вне какой-либо конкретной деятельности;

3) открытость, размытость границ;

4) статистический характер общности – общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов;

5) существует вне групп и образований, в ней разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и иными группами;

6) обладает неопределенным количественным и качественным составом;

7) изменяется в зависимости от конкретной ситуации [1].

Отличительные черты массы:

1) состоит из анонимных индивидов;

2) члены массы практически не взаимодействуют между собой;

3) неспособна действовать согласованно и едино, как толпа;

4) члены группы могут иметь различное общественное положение;

5) включает людей с различными классовыми позициями, профессиональному и культурному уровню, материальному состоянию;

6) члены массы обычно физически отделены друг от друга;

7) лишена черт общества или общины;

8) не имеет социальной организации, структуры статусных ролей [2].

Психологические характеристики массы:

1) импульсивность и изменчивость (массой руководят бессознательные повелительные импульсы, которые могут быть как положительными (героизм, благородство), так и отрицательными (трусость, жестокость), способные победить даже инстинкт самосохранения);

2) непреднамеренность (у массы нет продуманных намерений, все её намерения и чувства рождаются в зависимости от ситуации и существуют ограниченное время. Масса не выносит никакой отсрочки между своим желанием и его осуществлением);

3) внушаемость, легковерность, некритичность (масса лишена разума, она не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым крайним действиям);

4) раздражительность (масса возбуждается от незначительных раздражителей склонная ко всему крайнему);

5) низкая интегрированность, слабая сплоченность большей ей части;

6) богатое воображение, которое требует иллюзий, мифов [2].

Масса легко подчиняется вождю, жаждущему власти, который не убеждает массу, а подчиняет силой, авторитетом. Вождь не нуждается ни в какой логической оценке своих аргументов. Его задача состоит лишь в постоянном преувеличении и повторении одного и того же. Для сохранения власти над группой вождю необходим противостоящий реальный или воображаемый объект, противник, на которого он направляет агрессивное влечение членов массы. Верным союзником вождя является страх.

Важно понимать, в чем отличие массы от толпы. Под последней понимают временное и случайное собрание людей, характеризующееся духовно-эмоциональной общностью, пространственной близостью и наличием внешнего стимула. Масса - несколько более стабильное и сознательное образование индивидов (например, участники митинга или демонстрации); организаторы массы появляются не стихийно, а определены заранее.

Феномен «массовое сознание» является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии. Под массовым сознанием в широком смысле понимают сознание больших масс людей, народа. В более узком значении — это та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего СМИ [4].

В массовом сознании людей выделяются два основных слоя:

¾ сознание обыденное, связанное со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений;

¾ сознание практическое, включающее в себя весь жизненный опыт человека, — оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, содержащий рациональное зерно, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание, благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.

Массовое сознание имеет следующие особенности:

¾ сложность и противоречивость (в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды — прогрессивные и негативные реакции);

¾ синкретизм;

¾ размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность;

¾ эмоциональность;

¾ «упрошенное» отражение социальной действительности [3].

Массовое сознание — неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание различных групп людей конкретного общества в конкретно-исторический период, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению.

Развитие теории психологии масс

Термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен XVII-XIX веков. Впервые англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр назвали пугающую тогдашних аристократов силу «толпой» или «массой». Л.Г. Бональд выступал против разрушения средневековых социальных групп и корпораций, что превращало, на его взгляд, общество в «массу изолированных индивидов». Поначалу это были образные, описательные и оценочные, идеологические выражения, однако со временем они превратились в научные понятия [9].

Первым признанным теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон. Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется социально-психологическое («духовное») единство массы – «душа толпы». Она проникается определенными общими чувствами, взаимовнушение дает ей значительное приращение энергетики, в толпе глушится, исчезает сознательная личность [5].

Однако модель массы исключительно как толпы давно не является общепризнанной [7]. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы. Причем в целом ряде концепций подчеркивается, что эта модель находится в определенном противоречии с новыми эмпирически фиксируемыми тенденциями – нарастанием атомизации, некоммуникабельности, отчуждения между людьми. Со временем, базовой моделью массы стала не толпа, а скорее, публика – суетящегося участника беснующейся толпы сменил комфортно устроившийся в своем кресле зритель. Уже Г. Тардтребовал «перестать смешивать толпу и публику». В первой, утверждал он, люди физически сплочены, а во второй рассеяны, первая «гораздо более не­терпима», вторая более пассивна. Тард настаивал на замене понятия «толпа» понятием «публика».

Г. Тарддалхарактеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происходит на сознательном и подсознательном уровнях [8].

Позднее Р. Парк специально исследовал различия между массой как толпой, условием образования которой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у которой такое взаимодействие может вообще отсутствовать.

Существенный вклад в анализ психологии масс внес итальянский юрист С. Сигеле [5].

Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная толпа", С. Сигеле обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и пр., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам. Коллективная психология, по мнению С. Сигеле, – это также психология толпы, "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу. С. Сигеле указывал на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения. Он говорил о "неоспоримом психологическом законе", по которому "интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте". В этом заключается "причина того неистовства" до которого доходят энтузиазм или порицание в разного рода собраниях людей.

Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона. В своем фундаментальном труде "Психология народов и масс" он обстоятельно охарактеризовал сознание "толпы", ее многочисленные психологические свойства. Он писал, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой".

Г. Лебон указывал, что психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли людей "принимают одно и то же направление", "образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты".

Анализируя эти черты, Г. Лебон отмечает импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждений и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитарность и консервативность толпы и т.д.

Г. Лебон пытался осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывал характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на поверхностных впечатлениях. Ученый предложил свою классификацию и описание толпы "различных категорий", выделил разнородную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), преступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания [9].

Исследования психологии масс, в том числе указанных выше собраний людей, способствуют пониманию психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, становится их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как насубъекта деятельности и общения с другими людьми.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла, исходившего из того, что "психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов" и должна быть "положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления". Изначальной причиной и побудительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты, размышляя о природе и роли которых, он ссылался на работы В. Вундта, применявшего термин "инстинкт" к "прочно сложившимся приобретенным навыкам" и к "врожденным специфическим склонностям", а также на работы У. Джеймса, который отводил инстинктам "руководящую роль в определении человеческого поведения и душевных процессов".

У. Мак-Даугалл определял инстинкт как "...наследственное или врожденное психофизическое предрасположение, которое наделяет того, кто им обладает, способностью воспринимать известные объекты, обращать на них внимание, испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии таких объектов и производить соответственные особые акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним".

Указывая на познавательную, аффективную и волевую стороны инстинкта, он пояснял это так: "Каждый инстинктивный акт заключает в себе сознание существования какого-нибудь объекта, эмоциональное отношение к последнему и стремление к нему или уклонение от этого объекта".

У. Мак-Даугалл утверждал, что "инстинкты являются первыми двигателями человеческой деятельности" и что "инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности", подробно характеризовал взаимосвязь некоторых "основных инстинктов" и "первичных эмоций человека", в том числе: инстинкта бегства от опасности и эмоции страха: инстинкта любопытства и эмоции удивления; инстинкта драчливости и эмоции гнева; инстинкта самоуничижения и эмоции покорности; родительского инстинкта и эмоции нежности и т.д. Ученый изучал такие инстинкты, как инстинкт размножения и родительский инстинкт, инстинкт воинственности, стадный инстинкт, инстинкт стяжательства, строительства и т.д. [9].

Подробный анализ роли инстинктов (названных им впоследствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении различных источников литературы по теме работы были сделаны следующие выводы.

Масса является субъектом различных политических и социокультурных движений, аудиторией многих средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массы образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Сам термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен XVII-XIX веков.

Первым признанным теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон. Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется

Однако модель массы исключительно как толпы давно не является общепризнанной. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы.

Г. Тард дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происходит на сознательном и подсознательном уровнях.

Позднее Р. Парк специально исследовал различия между массой как толпой, условием образования которой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у которой такое взаимодействие может вообще отсутствовать.

Существенный вклад в анализ психологии масс внес итальянский юрист С. Сигеле.

Г. Лебон пытался осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывал характер идей и воображений толпы.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла.

Подробный анализ роли инстинктов (названных им впоследствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Зелинский С.А. Глубинная психология масс [Электронный ресурс]: информационный сайт. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zln0.htm, дата доступа: 06.12.2017.

2. Масса и её признаки [Электронный ресурс]: информационный сайт. – Режим доступа: https://psyera.ru/2837/massa-i-eyo-priznaki, дата доступа: 06.12.2017.

3. Массовое сознание [Электронный ресурс]: информационный сайт. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5, дата доступа: 06.12.2017.

4. Массовое сознание и поведение [Электронный ресурс]: информационный сайт. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovoe-soznanie-i-povedenie.html, дата доступа: 06.12.2017.

5. Ольшанский Д. Психология масс [Электронный ресурс]: онлайн журнал. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/olshansk/01.php, дата доступа: 06.12.2017.

6. Ольшанский Д.В. Психология масс. Человек в массе [Электронный ресурс]: информационный сайт. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/massmen.htm, дата доступа: 06.12.2017.

7. Понятие толпы [Электронный ресурс]: информационный сайт. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/tolpa.html, дата доступа: 06.12.2017.

8. Психология масс [Электронный ресурс]: онлайн журнал. – Режим доступа: http://bookwu.net/book_psihologiya-mass_919/5_teorii-massy, дата доступа: 01.12.2017.

9. Психология масс. С. Сигеле и Г. Лебон [Электронный ресурс]: информационный сайт. – Режим доступа: https://studme.org/1281041927263/psihologiya/psihologiya_mass_sigele_lebon, дата доступа: 06.12.2017.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...