Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Министерства внутренних дел РФ
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и составляет единую систему специализированных правоохранительных органов исполнительной ветви власти федерального уровня, предназначенных для защиты фискальной компетенции и обеспечения экономической безопасности государства. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям преобразована из существовавшей ранее (до 1 июля 2003 г.) Федеральной службы налоговой полиции и осуществляет все функции упраздненной полиции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений1. В Российской Федерации налоговая полиция первоначально (с 18 марта 1992 г.) функционировала в качестве Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ2. Почти одновременно управление налоговых расследований было отнесено к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности3. Самостоятельным государствен- 1 См.: Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 25 марта. 2 См.: Указ Президента РФ от 18 марта 1992 г. «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации». 3 См.: Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР», Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская газета. 1992. 14 авг. Глава' 11. Правовой статус органов налогового контроля 269 ным органом налоговая полиция стала после принятия 24 июня. 1993 г. Верховным Советом РФ Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции». В соответствии с названным Законом Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе было преобразовано в правоохранительный орган государства на правах комитета Российской Федерации — Департамент налоговой полиции РФ. 27 декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ', которая в дополнение к имеющимся полномочиям приобрела право осуществлять предварительное следствие и проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы. Согласно Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»2 руководство деятельностью Федеральной службы налоговой полиции осуществлял Президент РФ. В настоящее время Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям возглавляет заместитель Министра внутренних дел РФ. Включение Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в структуру исполнительной ветви власти федерального уровня означает централизацию, иерархию, единство системы организации ее территориальных органов, а также определенную независимость от органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Организация самостоятельной правоохранительной структуры, специализирующейся на деятельности в налоговой сфере, явилась ответом российского государства на скачок в начале 90-х гг. умышленных нарушений налогового законодательства. Многие нарушения налогового законодательства стали приобретать большую общественную опасность, что объективно обусловило появление уголовной ответственности за подобные преступления. В большинстве стран мира налоговые преступле- 1 См.: Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4973. 2 Российская газета. 2000. 17 мая. 270 Раздел II.Механизм правового регулирования ния относятся к категории тяжких и сурово караются. Одновременно следует учитывать, что развитие фискальной деятельности государства способствует и возникновению коррупции в налоговых органах. Однако наличие в правоохранительной системе государства органов налоговой полиции свидетельствует не только об активизации правонарушений, посягающих на публичные фискальные интересы. Налоговая полиция является неотъемлемым атрибутом демократических государств с рыночной экономикой, поскольку развитие экономических отношений влечет увеличение налоговых отношений, их субъектов и объектов, разветв-ленность форм и методов государственного регулирования налогообложения, усложнение законодательства о налогах и сборах и т. д. При либеральной (или относительно свободной) форме экономических отношений также имеются характерные особенности способов защиты прав субъектов налоговых правоотношений. В складывающихся условиях правоохранительные органы «общей юрисдикции» не всегда могут учесть специфику налоговых отношений, осуществить производство и рассмотрение дел о налоговых правонарушениях в соответствии не только с уголовными, но и гражданскими, а также административными правовыми нормами. Наделение ФСЭНП статусом правоохранительного органа означает наличие в ее компетенции характерных признаков, присущих всей правоохранительной системе, но в то же время ФСЭНП существенно отличается от иных правоохранительных органов. Полномочиям Федеральной службы свойственна узкая специализация в сфере налоговых правоотношений. ФСЭНП реализует контрольно-надзорную функцию государственного управления. В деятельности налоговых органов отсутствует постоянное или систематическое воздействие на иных участников налоговых отношений — юридическим фактом, на основании которого налоговая полиция вступает в налоговые правоотношения, как правило, является нарушение законодательства о налогах и сборах или угроза его нарушения. В отдельных случаях органы ФСЭНП наделяются или фактически реализуют права налоговых агентов. ФСЭНП отличается и от налоговых органов. Налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 271 сборах, а Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые правонарушения и преступления. Правовые основы деятельности Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям установлены Конституцией РФ, НК РФ, положением «О Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел», утвержденным приказом МВД от 1 июля № 536, иными законодательными и подзаконными нормативными актами. Также в своей деятельности ФСЭНП руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. До внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство регулирование отдельных элементов компетенции налоговых органов осуществляется и в соответствии с постановлениями и определениями Конституционного Суда РФ. Наделение Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям статусом правоохранительного органа обусловило распространение на ее деятельность Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ), КоАП РФ, Федерального закона от 12 августа 1995 г. (в ред. от 20 марта 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»1, Закона РФ от 5 марта 1992 г. (в ред. от 24 декабря 1993 г.) «О безопасности»2. ФСЭНП обеспечивает полномочия Министерства внутренних дел по борьбе с преступлениями в налоговой сфере непосредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ. Деятельность ФСЭНП строится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности на основе использования научных рекомендаций и передового опыта, принципов планирования, сочетания единоначалия при принятии ре- 1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2001. № 13. Ст. 1140. 2 Российская газета. 1992. 6 мая; 1994. 19 янв. 272 Раздел П. Механизм правового регулирования Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 273 шений по вопросам оперативно-служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и работника за выполнение своих обязанностей и отдельных поручений. В пределах своей компетенции ФСЭНП обеспечивает взаимодействие Министерства внутренних дел с федеральными органами государственной власти, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, международными организациями, правоохранительными органами иностранных государств. Отнесение Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям к правоохранительной системе предопределяет основную задачу ее деятельности — выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных иных преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы. Кроме названной основными задачами ФСЭНП являются: — подготовка предложений по основным направлениям государственной политики по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями; — организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия налоговых преступлений; — организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности; — координация и организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по экономическим и налоговым преступлениям; — совершенствование нормативно-правовой основы деятельности подразделений по экономическим и налоговым преступлениям и организация исполнения органами внутренних дел законодательства по вопросам борьбы с преступлениями в экономической и налоговой сферах; — обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; — предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Реализация задач, поставленных перед ФСЭНП обуславливает наделение этого органа следующими основными функциями: — разработка предложений по основным направлениям деятельности органов МВД по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений; — обеспечение в пределах полномочий органов МВД получения, обработки и комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере налогообложения, разработка на основе прогнозирования социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложений по предупреждению и пресечению налоговых преступлений; — разработка и осуществление мер по обеспечению защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства; — участие в разработке и реализации государственных программ обеспечения экономической безопасности Российской Федерации; — организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений; — организация и контроль за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям по выполнению возложенных на них задач; — координация деятельности органов внутренних дел, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых преступлений; — проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и перекрытию каналов финансирования и поступления материально-технической помощи незаконным вооруженным формированиям, организациям и лицам, занимающимся террористической деятельностью; 10-10264 Крохина 274 Раздел II. Механизм правового регулирования — орган** заиия и непосредственное проведение работы по выявлению ?<ОЗЯЙСТВУЮЩИХ субъектов, подконтрольных организованным грУппам и преступным сообществам (преступным организаций м)> осУЩествление оперативно-розыскных меро- приятии по пресечению их преступной деятельности во взаи- модействии с подразделениями по борьбе с организованной преступносТ*10' правоохранительными и контролирующими органами; — разра&°тка и реализация во взаимодействии с другими федеральны34111 органами исполнительной власти и подразделениями МВД России мер по борьбе с преступлениями и правонарушения^ и в сФере налогообложения; — обоби!ает и анализирует практику применения подразделениями За^онодательства в сФеРе защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства; — оказавие методической помощи подразделениям Службы общественной безопасности МВД России в организации деятельности ^илиции общественной безопасности по выявлению, предупрежДению> пресечению и раскрытию преступлений в сфере эконс>мики' по KOTOPblM обязательно проведение предварительного следствия; __В3аи1^с>действие и проведение консультаций с российскими и зарубежными общественными организациями, правоохра-нительнымИ органами иностранных государств по вопросам правоохраН**тельн°й деятельности в экономической и налоговой сферах; _ взаи;у(0действие со средствами массовой информации при освещении проблем борьбы с налоговой преступностью; — формирование и ведение оперативно-справочного учета, информацИ°нных систем и банков данных, необходимых для осуществле^ия правоохранительной деятельности в налоговой сфере; — разработка проектов законодательных и иных нормативных правовь1х актов Российской Федерации, а также участие в разработке проектов международных договоров Российской Федерации по вопросам борьбы с экономическими и налоговым преступлениями. Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 275 Выполнение ФСЭНП возложенных государством задач и функций обеспечивается предоставлением широкого набора прав: — проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложе-"0 ния и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, а также обеспечения собственной безопасности; — пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля; — осуществлять при наличии достаточных данных проверку налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок; — приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Приостановление операций по счету распространяется только на расходные операции проверяемого субъекта; приходные операции по проверяемому счету банк вправе осуществлять без ограничений. При наличии у проверяемого субъекта нескольких банковских счетов ФСЭНП вправе приостановить расходные операции по каждому из них. Решение о приостановлении операций по счету обязательно для выполнения обслуживающим банком. Данное право органов ФСЭНП (в отличие от полномочий налоговых органов) распространяется и на банковские счета физических лиц; — беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с мо- 276 Раздел II. Механизм правового регулирования мента проникновения. Для осуществления данного права сотрудники ФСЭНП должны располагать достаточными данными об осуществлении в этом помещении индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности. Проникновение в жилое помещение без наличия достаточных объективных данных об использовании данного помещения в предпринимательских целях или для индивидуальной трудовой деятельности является квалифицирующим признаком должностного правонарушения сотрудников ФСЭНП и влечет негативные последствия, предусмотренные законодательством (ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», ст. 285 и 286 УК РФ); — выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований; — проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; — вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям; — получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ФСЭНП обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная Федераль- Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 277 ной службой информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит; — использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении. По требованию владельцев средств связи и транспортных средств федеральные органы налоговой полиции возмещают убытки и расходы, понесенные владельцами в этих случаях. Реализация вышеперечисленных прав ФСЭНП обеспечивается мерами административной ответственности в виде штрафа. Нарушение руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами прав органов налоговой полиции влечет за собой наложение штрафа в размере до стократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда. Законодательством установлены две группы правовых гарантий осуществления ФСЭНП своих полномочий. К первой группе относится императивность выполнения законных требований сотрудника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. Вторая группа гарантий заключается в запрете вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП. Правомерные действия сотрудника ФСЭНП вытекают из задач, возложенных государством на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям, и соотносятся с обязанностями фискально обязанных лиц. Таким образом, при исполнении служебных обязанностей сотрудник ФСЭНП является представителем государственной власти и находится под защитой государства. Требования сотрудника ФСЭНП, адресованные иным участникам налоговых отношений, должны соответствовать закону как по форме, так и по содержанию. Законные требования со- 278 Раздел II. Механизм правового регулирования трудника ФСЭНП обязательны для выполнения фискально обязанными лицами, их представителями, иными физическими лицами (в том числе иностранцами и лицами без гражданства), а также должностными лицами. Требования сотрудника ФСЭНП должны быть выполнены незамедлительно, если законодательством не установлен определенный срок или из смысла самого требования не вытекает наличие времени для его осуществления. Правовыми последствиями невыполнения законных требований сотрудника ФСЭНП, а также правовыми последствиями осуществления действий, препятствующих сотруднику ФСЭНП исполнять возложенные на него обязанности, являются: — применение по отношению к правонарушителю физической силы, специальных средств или табельного огнестрельного оружия; — привлечение правонарушителя к ответственности в установленном законодательством порядке. Применение сотрудниками ФСЭНП физической силы, специальных средств или табельного огнестрельного оружия должно осуществляться на основании законодательных норм, в частности ст. 37—39 УК РФ и ст. 13—16 и 24 Закона о милиции. За моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением физической силы, специальных средств или табельного огнестрельного оружия, сотрудники ФСЭНП ответственности не несут. При этом следует учитывать, что ответственность сотрудников ФСЭНП исключается только в случае соразмерности причиненного вреда и силе оказываемого противодействия. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП обеспечена со стороны государства запретом кому-либо, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом, препятствовать исполнению сотрудниками ФСЭНП служебных обязанностей. Воспрепятствование исполнению сотрудником ФСЭНП своих служебных обязанностей, оскорбление его чести и достоинства, угрозы, сопротивление, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением им служебной деятельности влекут за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 279 Деятельность ФСЭНП подконтрольна непосредственно Министру внутренних дел РФ, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель Министра внутренних дел — начальник Службы криминальной милиции. Надзор за законностью деятельности ФСЭНП осуществляет прокуратура РФ. Согласно Федеральному закону от 17"я*нваря 1992 г. (в ред. от 29 декабря 2001 г.) «О прокуратуре Российской Федерации»1 предметом прокурорского надзора за деятельностью Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых ФСЭНП. Финансирование расходов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2001. № 53. Ст. 5018. Раздел III |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 412. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |