Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к организации учебного пространства
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает: · определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое); · соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое); · оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязательного и слухового восприятия; · комфортные уровня освещенности школьных помещений; · индивидуальное освещение рабочей поверхности (по показаниям); · использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию. Требованиях к организации учебного процесса При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо: · рассаживать учащихся в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, т.е. с учётом особенностей зрительных возможностей обучающихся; · соблюдать режим допустимой зрительной нагрузки, в частности, непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут; · использовать тетради с крупной разлиновкой; · использовать учебники с крупным шрифтом; · выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой; · при подготовке раздаточного материала, напечатанного на принтере, использовать полужирныйшрифт Arial не менее 14 размера с печатью через 1,5 интервала; · чередовать зрительную, слуховую и тактильную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы; · иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения; · проводить физкультминутки, в том числе для снятия зрительного утомления; · следить за правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения (очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации); · использовать при необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности , ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения и ограничением поля зрения снизу); · использовать ТСО не более 15 минут; · следить за тем, чтобы изображение на экране было качественным, ярким и контрастным, а расстояние от центра экрана до пола составляло 1,0–1,5 м; · не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте; · в солнечные дни использовать жалюзи; · осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий. 3. Требования к иллюстрациям, макетам, натуральным объектам и наглядным пособиям: · материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, шириной не более 5 мм), содержать небольшое количество только информативных деталей; · контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия: · в наглядных пособиях и иллюстрациях необходимо использовать контрастные цвета; · по возможности пособия должны быть рассчитаны на бисенсорное или полисенсорное восприятие; · восприятие объектов необходимо проводить на полисенсорной основе и сопровождать словесным описанием (данное требование является условием формирования у слабовидящих учащихся целостного образа); · наглядный материал предъявляется на контрастном фоне; · презентации готовятся без использования «выплывающих» и поворачивающихся картинок (иллюстраций), текст на слайдах пишется на однотонном фоне. Для реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 4.2) важное значение имеют материально-технические средства: ─ рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос»; ─ тифлоприборы «Графика», «Ориентир», «Светлячок», подставка для книг «Сигма»; ─ наглядный материал, настольные и дидактические развивающие игры, подобранные на основе методических рекомендаций тифлопедагога; ─ спортивный инвентарь и тренажеры.
Литература: 1. Белецкая В. И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 127с. 2. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 3-12. 3. Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — №6. — С. 17-24. 4. Комова, Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016г. — №3. — С. 19–28. 5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник. – 2004. – 325 с. 6. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 223 с.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса «Математика» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.2). Программа по изучению курса «Русский язык» в младших классах школы слабовидящих начинается с обучения грамоте, после которого начинается раздельное обучение русского языка и литературного чтения. Содержание всех разделов курса «Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся, что требует навыков развития речи в определённой системе. Программа по русскому языку построена как органичная часть системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающая готовность слабовидящих выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Цели изучения курса: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. В процессе реализации данных целей решаются следующиезадачи: · формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира; · формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного чтения и письма как показателя общей культуры человека; · развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; · формировать и совершенствовать навыки чтения (сначала слогового, затем целыми словами, чтения про себя). · воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. · воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. · воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, · формировать навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца; · воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности; · формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда; · воспитывать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил; · воспитание уважения к народным обычаям и традициям · развитие зрительного восприятия; · формирование навыков зрительного анализа; · развитие пространственных представлений и ориентации; · развитие познавательной деятельности; · развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; · коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; · расширение кругозора; · коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. · развитие монологической речи Общая характеристика курса: Данный курс предполагает коррекцию и развитие у слабовидящих обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, интеграции слабовидящих обучающихся в социальную среду, развитие у них компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ письма с использованием плоскопечатного шрифта, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, осязания, навыков ориентировки в малом пространстве (на плоскости стола, в кассе букв, книге, тетради и др.), развитие зрительного восприятия, грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных трех задач его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный (подготовительный) период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения, приобщению к учебной деятельности, приучению к требованиям школы, развитию предметных представлений об окружающем мире. Введение в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различением в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Наряду с этой работой в добукварный (подготовительный) период обучения грамоте слабовидящие первоклассники овладевают умениями зрительно рассматривать предмет, соблюдая определённую последовательность, используя все способы зрительного восприятия. Обучающиеся овладевают умениями узнавать и различать предметы по цвету, форме, величине, соотносить их с цветными рельефными рисунками, самостоятельно оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина). Введение в мир зыка предполагает полноценное слуховое восприятие слабовидящего первоклассника, которое требует овладение умениями выделять звуки из окружающей действительности и различать их, соотносить звук с предметом, локализовать звук (по силе, направлению, удалённости, близости). В добукварный (подготовительный) период отрабатываются умения ориентировки на парте (каждая вещь имеет своё постоянное место), умение ориентировки в первой учебной книге и её страницах, умение ориентировки в кассе букв. На уроках письма дети усваивают требования к положению книги, тетради на парте, учатся занимать правильную позу при письме и чтении. Букварный (основной) период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуки. Специфика данного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов, слов, предложений и небольших текстов. Формирование умений работы с рисунками требует определённых предметных представлений у слабовидящих первоклассников. В процессе формирования предметных представлений в связи с обучением грамоте на уроке используются натуральные предметы, чучела, муляжи, игрушки, предметные рисунки, контурные и силуэтные изображения. Неадекватные предметные представления затрудняют работу с иллюстрациями, что предусматривает работу по уточнению предметных представлений на предметных уроках. Послебукварный (заключительный) период предполагает постепенный переход к чтению целыми словами, формирование умения читать про себя, развитие и совершенствование процессов сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, небольших текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения благодарности, приветствия, прощания и т.п.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период обучающиеся начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке к празднику «Прощание с азбукой», в ходе которого происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. Уроки письма в послебукварный (заключительный) период носят обобщающий характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся. Уроки по внеклассному чтению проводятся один раз в неделю на уроке обучения грамоте. На всем протяжении обучения грамоте проводится работа по развитию зрительного, слухового, осязательного восприятия в тесной связи с развитием речи и мышления обучающихся. Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты). Распределение времени на прохождение программного материала даются ориентировочно. Формы проведения занятий: Безусловно, при организации занятий со слабовидящими учащимися ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие. Тем не менее, занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Направления работы. Диагностическое: выявление уровня подготовленности слепого обучающегося к обучению письму, уровень развития мелкой моторики. Анализ результатов. Организация учебной деятельности. Проведение уроков русского языка и при необходимости коррекционной работы. Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов. Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых столов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 951. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |