Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что мы вкладываем в смысл слоганов лагерей




«ТЕРРА-ЮНИК»

 

1. Лагерь свободного выбора (осознанного выбора). Свобода – это не вседозволенность и не анархия. Свобода – это понятие, ограниченное в пространстве. И её определяет главное слово, которое мы находим при ответе на вопросы «В каком пространстве свобода?», «Чья свобода?» У любого пространства есть свои границы и своё заполнение чем-то. Лагеря «Терра-Юник» - это вполне определённое пространство, имеющее свои границы и своё заполнение. В каждом пространстве действуют свои законы. В нашем лагере действуют следующие законы: нельзя пить и курить, нельзя ломать и портить имущество лагеря, нельзя покидать территорию лагеря без разрешения и нельзя мешать отдыхать окружающим. Кажется, что законов мало, но их достаточно для того, чтобы подвести их под многие пришествия. Границу пространства лагеря можно рассматривать как ориентир, препятствие или указатель. Как мы рассмотрим с вами забор, так и будем к нему относиться. Если для нас это ориентир, то будем на него ориентироваться как на границу, если будем смотреть на него как на препятствие, то будем всё время искать способ как его преодолеть. Чем заполнено пространство лагеря, вы сможете ознакомиться сами, увидеть, что именно мы предлагаем детым для их отдыха. Любой выбор делается из возможностей, поэтому он не безграничен. Выбор в лагере ограничен тем, что есть на территории лагеря. Он ограничен меню, которое мы предлагаем как питание по системе «шведский стол», планом экскурсий, запланированными мероприятиями и т.д. Поэтому понятие выбора важно донести до сознания детей, чтобы они не говорили о том, что здесь мало возможностей.

Если вспомнить о саморегулируемой системе, то мы также сможем понять, что она может существовать стабильно только в определенных параметрах (биение сердца, биллирубин крови).

Проект дня, который мы предлагаем детям имеет разумные границы, в пределах которых саморегулируемая система может быть динамически устойчивой, а не статически стабильной.

2.Самая главная возможность, которую мы даём детям в наших лагерях – это внутренний рост, это помощь в развитии личностных качеств. Это трудная работа, потому, что дети мало, что об этом знают. Школа и родители практически этим вопросом не занимаются. Будущее каждого человека зависит от того, какие качества он в себе сможет увидеть, выделить как важные и раскрыть. Поэтому выбор развития в себе каких-то способностей и качеств и создаёт уникальность каждого человека. Поэтому мы и говорим, что каждый из нас «не такой как все».Быть не таким как все – это трудно, но именно это и делает человека заметным. Поэтому мы стараемся помочь детям открыть и осознать уникальность своих качеств, открыть в себе истинную природу, чистую от наслоения шаблонов, стереотипов и подражаний кому-либо. Мы даём детям возможность раскрыть свой характер, свой талант, своё мировоззрение, свои качества за счёт их добровольного участия в различных мероприятиях, следуя определённой программе.

3. «Отдых в твоём формате».Что такое «формат». Это определённые размеры чего-то, что имеет площадь, например, листа бумаги. Формат листа бумаги бывает разным, так и отдых в лагере может быть разных размеров. Кто, какой размер для себя выберет. Это зависит от выбора каждого ребёнка. Поскольку это лагерь свободного выбора, то каждый отдыхает так, как ему хочется. Кому-то хочется заниматься в спортивных секциях и студиях, а кому-то нет. Кто-то хочет лежать, а кто-то хочет плавать. Кто-то будет вас слушать на вечернем общении, а кто-то нет. Главное объяснить детям, что формат их отдыха зависит от их личного выбора.

 

Как готовиться к мастер-классу

Подготовка к мастер-классам начинается задолго до того, как вожатый приступил к работе. Нельзя ограничиться темами, предлагаемыми в рамках изучения инструментов. Вожатым нужно знать несколько больше, чем инструменты и их суть. Инструменты - это способ технологично выходить из неоднозначных ситуаций. Однако, знания об отношениях, это только часть образовательного курса. Настоящий наставник должен быть подкован во многих вопросах - истории, культуре, языкознании. Важно, чтобы вожатый мог поддержать беседу с ребенком на самые разные темы, но еще более важно, чтобы, являясь наставником для ребенка, он мог не “вылить на ребенка весь свой богатый внутренний мир”, а предложить ему знания, аргументы, подкрепленные фактами.

Если ребенок затронул неизвестную для вас тему, попросите у него перенести разговор на более позднее время и загляните в доступные вам ресурсы (интернет, книгу) или поговорите об этом со старшими товарищами, чтобы разговаривая с ребенком, у вас появилась собственная подкрепленная позиция.

Формат общения нужно выбирать адекватный сегодняшней ситуации - это может быть мастер-класс, “Свечка”, игры или разбор непростой ситуации. “Свечка” хороша, когда нужно детей успокоить или примирить. “Мастер-класс” дает возможность детям высказаться и быть услышанными. “Разборки” старайтесь не оставлять на вечер.

        Решите сами, какой объем информации вы сможете давать детям на каждом занятии. Это зависит от их возраста, от степени их усталости к вечеру и готовности слушать. Никогда не считайте детей глупее вас самих. Незнание не есть глупость. Думая о детях плохо, вы создаёте не ту «ауру» в беседе.

Мастер-класс по развитию.

Нам привычно понятие вечерняя свечка, но формат “мастер-класс” предполагает «поделиться мастерством», мастерством, которое вы приобрели в школе вожатых, поэтому наше вечернее мероприятие называется Мастер-класс по развитию.

Главное правило: каждое мероприятие должно иметь целевой результат. Вы должны ответить себе на вопрос – какого результата вы хотите добиться по завершению мастер-класса. Без этого – не начинайте разговор.

Например, сегодня вы заметили, что дети договариваются о чем-то запретном, и в ваших возможностях было сегодня же отправить кого-то домой. Вы решили дать возможность детям осознать, причиной чего они хотят стать и «не заметили «сговора» Это правильно. Каким должен быть результат, которого вы действительно хотите? Наверное, чтобы дети поняли, что законы – это не шутка, законы работают и, что если после этой беседы кто-то их нарушит – вас не будут мучить угрызения совести, т.к. ребенок все сделал осознанно по своему выбору.

 

 

Пример темы для мастер-классов

ТЕМА «Свобода»

В наше время смысл этого слова без взаимосвязи с другими существительными трудно определить. Но если это слово рассматривать в связке с другими словами, то в словаре вы найдёте множество определений, например, «свобода слова», «свобода выбора», «свобода совести» и т.д. Слово свобода является синонимом таких слов, как «воля», «независимость», «легкость», «раздолье», «простор», «возможность» и т.п. Мы все привыкли говорить это слово, не задумываясь о том, какой изначально глубокий смысл оно в себе несло. Для понимания глубокого смысла слова свобода нам придётся вспомнить русскую грамматику и узнать кое-что новое. В русском языке есть часть речи, которая называется «существительное». Её определение в современной русской грамматике звучит так – это часть речи, обозначающая предмет и имеющая категорию рода, а также изменяющаяся по падежам и числам. Вспомним, что такое падеж. Падеж - это грамматическая форма, которая показывает связь существительного с другими словами. Мы привыкли считать, что у нас шесть падежей. На самом деле правильно говорить – не менее шести. Мало кто знает о следующих падежах, которые были убраны из русского языка в результате различных упрощения русской грамматики.

В свое время в русской грамматике были следующие падежи:

Сопроводительный падеж. Отвечает на вопрос: в сопровождении чего, кого?

Тождественный падеж. Отвечает на вопрос: равный кому, чему?

Заступительный падеж. Отвечает на вопрос: вместо кого?

Лишительный падеж. Отвечает на вопрос: без чего?

Превратительный падеж. Отвечает на вопрос: становиться кем, чем?

Целевой падеж. Отвечает на вопрос: для чего, с какой целью?

Срединный падеж. Отвечает на вопрос: среди чего?

Поверхностный падеж. Отвечает на вопрос: по поверхности чего?

Пространственный падеж. Отвечает на вопрос: в каком пространстве?

Некоторые слова в русском языке образовались как результат склонения существительных именно по этим падежам. Чтобы увидеть это, давайте рассмотрим пример.

Пример

У человека есть ответственность. Если рассматривать слово «ответственность» в лишительном падеже, задавая вопрос «без чего человек?», то мы можем сказать «человек, лишённый ответственности» или «у человека есть безответственность». Новое слово «безответственность» образовалось за счёт приставки «без», которая указывает на отсутствие того, что за ней стоит. Например, «безразличие», «бестактность», «бестолковость». В разговорной речи лучше употреблять те слова, которые указывают и определяют то, что существует и присутствует в нашей жизни, а не на то, чего нет. Это правило, которое помогает быть реалистом. Поэтому неправильно говорить – «он безответственный» или «он бессовестный», а правильно говорить – «он не слышит свою совесть» или «он не чувствует свою ответственность». Такие обороты речи заставляют человека анализировать сказанное и указывают или подсказывают нужные действия. То есть, прислушаться к голосу совести или почувствовать свою ответственность.

Вернёмся опять к грамматике. Вы все знаете, что в русском языке, между словами существуют определённые связи, например, подчинение и сочинение. При подчинении, одно слово является главным, а второе – зависимым от него.

Теперь рассмотрим конкретное соединение слова «свобода» с другими словами, например, «свобода человека» и «свобода слова». Как мы видим, рядом стоят два существительных. Между ними существует подчинительная связь, если от одного слова к другому можно поставить вопрос. Слово, от которого ставится вопрос, является главным. В данном случае слово «свобода» – не главное, потому что мы можем задавать вопросы только от других слов к этому слову. Например, «Чья свобода?», «В какой области свобода?», «В каком пространстве свобода?», «В каком выборе свобода?», «В каких пределах или рамках закона свобода?». Поэтому все существительные, стоящие рядом со словом «свобода», являются главными, и от них зависит уже наше понимание свободы где-либо или кого.

Внутреннее понимание значения сочетания слов «свобода выбора» зависит от понимания смысла зависимого и главного слов. Понимание значения слова «свобода» нам поможет объяснить смысл слова «свободно», а также его синонимы «беспрепятственно» и «безгранично». Слова «безгранично» и «беспрепятственно» являются пространственным падежом от слов «ограниченно» и «препятственно». Смысловое понимание слова «свободно» указывает на то, что в каком-то пространстве для какого-то движения нет никаких препятствий и никаких ограничений.

Но в реальной жизни такого пространства не существует. Мы знаем, что в любом пространстве есть своё заполнение и свои границы. Любое пространство, будь то космическое (галактики, звёздные скопления и что-то ещё пока нам неизвестное), ментальное (наши мысли, слова), земное (суша, моря, страны, дома и квартиры), информационное (сведения о мире и жизни, представления, опыт, навыки), возможностей (предложения, создавшиеся условия), обязательно чем-то заполнено и имеет свои границы.

Например, когда человек говорит «у меня есть свобода», он должен помнить, в каком пространстве у него есть свобода действий и чётко знать его границы и заполнение. Знание того, что я двигаюсь свободно в выбранном пространстве, и дает ощущение свободы. Поэтому слово «свобода» образовалось спряжением в пространственном падеже выражения «делаю или двигаюсь свободно». Теперь понятно, что само по себе слово «свобода» без каких-то главных слов не может выражать ничего, кроме как пустого пространства, в котором «свободно». Но мы знаем, что ничего такого в мире не существует.

Тот, кто понял, что слово «свобода» само по себе ни о чём не говорит, всегда будет использовать его только в связке с другим словом, которое указывает на определенное пространство. И тогда речь о «свободе» обретает смысл. Например, свобода в пространстве передвижения, свобода в пространстве мыслей (ментальном поле), свобода в пространстве возможностей, свобода и простор для выбора, свобода в правовом пространстве (поле), свобода в пространстве известных мне действий и т.п. Границы нашей свободы в определенном пространстве определяют наши знания о нем, и это и есть те пределы, в которых мы можем быть свободны, а именно, в своём передвижении, действиях, в мыслях, в выборе слов, в высказывании собственных суждений.

Вопросы для закрепления: Прочтите и продумайте ответы на следующие вопросы, которые помогают научиться определять, что и в каком пространстве нам мешает или помогает быть свободными. Задавая детям вопросы «Что это препятствие или ориентир», помните, что одна и та же вещь может быть препятствием для чего-то одного и ориентиром для чего-то другого.

Границы государств – это препятствие или ориентир? Дорожные знаки, гаишник, пропасть, море, забор – это препятствия или ориентиры для движения, т.е. это помощь или препятствие в пространстве движения? Если это ориентиры, то в чём они нам помогают сориентироваться? А если это препятствия, то, как мы их можем преодолеть?

В ментальном поле знание и понимание смысла слова является ориентиром, который помогает свободно излагать вам свои мысли, или нет? Что может быть препятствием в ментальном поле? (Ответ: малый словарный запас, непонимание смысла и значения слов и т.п.). Существуют ли границы ментального пространства? Что представляет собой граница ментального пространства, и какие в нём есть ориентиры. Ответы. Мысль безгранична. Для неё нет преград в пространстве мыслей. Ориентирами в пространстве мыслей для нас являются знания, информация, чувства, ощущения. Что раздвигает границы нашего собственного ментального поля? Ответ – наши знания.

В пространстве возможностей или выбора поступков совесть - это ориентир или препятствие. Если она – ориентир, то в чём её помощь? Существуют ли границы вашего пространства возможностей? Что их может расширить? Ответ – осознанность, понимание себя, знание своих способностей.

В пространстве жизни чужой опыт является ориентиром или помехой (препятствием)? Как помогает чужой опыт? А знания законов и правил? Воспитанность – что это, помеха или ориентир? Есть ли у этого пространства границы? Ответ – нет. Чем оно заполнено? Ответ – много чем, пусть перечисляют всё, что знают, и плохое тоже. Тогда в пространстве жизни есть пространство вашего личного выбора как жить. Вы сами его заполняете и сами строите границы пространства собственной жизни.

В поле общения чьи-либо эмоции – это препятствие или ориентир? Умение сдерживать эмоции – это препятствие или свобода общения? Понимание, что человек не такой как ты, – это препятствие или ориентир? Бранные слова – это ориентир, который указывает на что?

В правовом поле, что помогает ориентироваться? Ответ – законы. Если вы их не знаете, то вы натыкаетесь на препятствие и… Значит, свободу права дают знания и умения. Какое умение? Умение применять знания к конкретной ситуации, а для этого нужно уметь анализировать и логически рассуждать.

В пространстве выбора своих действий, что служит ориентиром, а что препятствием? Например, правила поведения, воспитанность, уважение, страх, невежество, неграмотность, обида, злость. Как убрать препятствие? Ответ – научиться правильно говорить и слушать (поток сознания и речи течёт вниз, через пупок и к Земле). Это отдельная тема. Можно посоветовать зайти в студию «Познай себя».

Родители – это препятствие для свободы ваших действий или это ориентир, подсказка, помощь в выборе ваших действий? Любое препятствие можно рассматривать и как ориентир. Вы же не идёте напролом через стену или забор. Они являются препятствием, но в тоже время и ориентиром, так как показывают вам то направление, куда можно идти. Вы же не злитесь на них. Это смешно. Родители тоже подсказывают вам что-то очень для них и для вас важное. Просто вы не всегда их понимаете или не совсем с ними согласны. Ваша свобода зависит от степени вашего понимания «Почему нельзя так, как я хочу? Почему нужно так, как они хотят?» Когда у вас достаточно знаний и нет вопросов «Почему?», вы осознаёте и признаёте их правоту. Когда у вас нет понимания причины, почему родители вам в чём-то отказали, и нет объяснений, то ваш ум занимает позицию «против». Но ваш ум, это не вы сами. Это протест ума, который жаждет объяснений. И он будет против этого до тех пор, пока вам не доходчиво не объяснят «Почему нельзя». Поэтому ваши родители – это не преграда. Это ориентир, помогающий вам выяснить вашу степень понимания своих действий и знаний, используя другую систему знания и понимания. В данном случае своих родителей. 

Как говорить с детьми

Вечерняя беседа во время проведения мастер-класса или при зажженной свече несёт в себе определённый смысл, который нужно объяснить детям. Если мы говорим при зажженной свече, то следует рассказать детям о том, что люди давно уже олицетворяют свет со знанием, а тьму с незнанием и невежеством. Посмотрите, как маленький огонёк свечи разгоняет вокруг нас тьму. Подобно свече маленькое знание разгоняет невежество и страх. Если мы преподаем детям большой информационный материал, то и формат проведения другой. Хорошо, когда после мастер-класса на стене остается след (стена - это бумага). Когда у человека мало знаний и сведений о жизни, мало жизненного опыта, то он может растеряться, размышляя о том, как ему поступить. Растерянность – это проявление скрытого страха, возникающего у человека из-за его малой осведомлённости о жизни. Когда есть маленький свет, даже такой как эта свеча, мы видим, куда нам можно идти. Когда совсем темно, то нам страшно, потому, что мы не видим пути.

Наша «вечерняя свеча» или мастер-класс - это беседа на самые разные жизненные темы. Мы имеем возможность обсудить с детьми некоторые знания и понятия о жизни, о взаимоотношениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 507.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...