Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие метода обучения. Сущность и содержание методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (П.И. Пидкасистый). Прием обучения - составная часть метода. Главными методами обучения дошкольников являются игровые, наглядные, практические, словесные. 1. Игровые методы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Игровые методы - дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде. Игровые приемы - внезапное появление объектов (игрушек), загадывание загадок, игровая ситуация, выполнение воспитателем различных игровых действий. 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (картины, слайды, видеозаписи и пр.). Наблюдение - умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на экскурсиях, специальных занятиях (наблюдение за хомяком, рыбкой...). Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств (с их помощью у детей формируются статические наглядные образы). Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов. 3. Практические методы обучения - методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты направлены помощь ребенку в приобретении новых знаний о предметах. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и глубже осмысливает явления окружающего мира, выявляя связи между ними. Моделирование - наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. 4. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение, детям недостаточно только прочитать, рассказать - необходимо показать сами предметы или их изображение. Поэтому словесные методы необходимо сочетать с наглядными, игровыми и практическими. Словесные методы - рассказ, беседа, чтение художественной литературы Методы и приемы обучения в ДОУ. • Младшая группа. Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и дидактические игры. Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам. • Средняя группа. Используются наглядно-действенные приёмы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования. Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам. • Старшая группа. Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?») Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными. Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?». Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой. • Подготовительная группа. Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 330. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |