Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процедуры осуществления конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые иммунитеты
Привлечение к ответственности всегда представляет собой результат применения и взаимодействия материальных и процессуальных норм. Если нет процедуры привлечения к ответственности, собственно, нет и самой ответственности. Ведущую роль в механизме реализации конституционно-правовой ответственности играет инстанция ответственности. Инстанция ответственности это субъект конституционно-правовых отношений, который вправе участвовать в решении вопроса о применении (неприменении) конституционно-правовых санкций. Существуют следующие виды инстанций конституционно-правовой ответственности. Конституционные (уставные) суды. Конституционный Суд РФ дает заключение в связи с процедурой отстранения от должности Президента РФ (ст. 93 Конституции РФ). Эти органы могут выступать в роли инстанции ответственности по отношению к собственным членам (ст. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Суды общей юрисдикции. Суды применяют меры конституционно-правовой ответственности к широкому кругу субъектов, среди которых общественные объединения (ст. 26 ФЗ «Об общественных объединениях»), избирательные комиссии (ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), органы местного самоуправления (гл. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Парламент (представительный орган), его комиссии. Парламент выступает инстанцией конституционно-правовой ответственности по отношению к целому ряду субъектов: • к главе государства (ст. 93 Конституции РФ); • к правительству, его членам (ст. 117 Конституции РФ); • к собственным членам. Примером ее применения является Постановление Государственной Думы от 6 октября 1995 г. № 1175-1 ГД «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы С. П. Мавроди в связи с нарушением им условий осуществления депутатской деятельности»; • к другим субъектам (парламент может смещать лиц, которых он назначает. Так, ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 29) предусматривает, что Председатель, его заместитель и аудиторы Счетной палаты за «совершения злоупотреблений по службе» могут быть досрочно освобождены от должности назначившей их палатой Федерального Собрания). Глава государства. Типичной мерой ответственности, которую глава государства вправе применять в области правовой охраны Конституции, является отмена актов Правительства и других исполнительных органов, а также должностных лиц (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ). Правительство, министерства, другие органы исполнительной власти. Примером того, что отдельные министерства могут являться инстанциями конституционно-правовой ответственности, служит ст 42 ФЗ «Об общественных объединениях». Данная статья предусматривает что федеральный орган государственной регистрации может приостановить деятельность общественного объединения.
Органы и должностные лица прокуратуры. Генеральный прокурор РФ вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев (ст. 42 ФЗ «Об общественных объединениях»). Главы субъектов Российской Федерации. Например, ст. 74 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает отрешение главы муниципального образования от должности решением высшего должностного лица субъекта \ РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Избирательные комиссии. В качестве инстанций ответственности они выступают по отношению к кандидатам и избирательным объединениям. Граждане. Прежде всего, имеются в виду граждане, обладающие активным избирательным правом, так как именно им предоставляется а право участвовать в реализации мер конституционно-правовой ответственности, например, по поводу отзыва выборного должностного лица. В сфере реализации конституционно-правовой ответственности существует проблема иммунитетов. Основная цель установления иммунитетов в конституционном праве заключается в гарантировании независимой деятельности отдельных субъектов конституционно-правовых отношений, обеспечении осуществления ими тех или иных конституционных обязанностей (полномочий). Наиболее ярко выражены иммунитеты главы государства, парламентариев и судей. Согласно Конституции РФ парламентский иммунитет (ст. 98) и судейский иммунитет (ст. 122) являются важнейшими гарантиями деятельности. Они направлены на обеспечение основ конституционного строя и служат не личной привилегией гражданина, занимаются соответствующую должность, а средством защиты публичных интересов. Существуют обстоятельства, освобождающие от конституционно-правовой ответственности. В частности, это действие непреодолимой силы. Например, согласно ст. 9 Закона Республики Тыва «О порядке отзыва депутата Великого Хурала (Парламента) Республики Тыва « утрата доверия не может быть использована в качестве основания отзыва, если невыполнение предвыборной программы и пожеланий избирателей, | прекращение контактов имели место по объективным, не зависящим от депутата причинам. РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |