Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет
1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 5/2. Лекция: «Пробуждение национального самосознания в русской философии: западники и славянофилы» Время – 2 часа. Цели занятия: 1. Показать самобытность русской философии, ее особое место в мировой культуре. 2. Раскрыть возможности отечественной философской классики, как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности. 3. Способствовать развитию у обучаемых чувства гордости за принадлежность к российской нации. Вопросы лекции: 1. Взгляды западников и славянофилов на будущее России 2. Идеалистическая и материалистическая традиции в русской философской мысли Методические рекомендации: По первому вопросууяснить следующее: · XIX век - это век становления и развития оригинальной отечественной философской культуры, век «философского пробуждения» России · Пробуждается национальное самосознание, ярким свидетельством чего стала борьба «западничества» и «славянофильства». · Западники: (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.): – права гражданина - главная ценность (не замечали стеснительности социальной организации) – общество не столько ограничивает личность, сколько способствует ее развитию, восполняя ее недостаточность – особая значимость политико-правовой свободы личности · Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.): – главное - права человека (принижали достоинства и преимущества развитой социальной организации). – социальная организация Запада с ее устоявшимся правовым порядком есть внешнее препятствие для развития индивидуальной свободы. – основное внимание религиозно-нравственной стороне жизни личности – Западная Европа с ее односторонним интеллектуализмом далека от воплощения христианского идеала жизни. · Идеалы западничества и славянофильства предельно сближаются в признании особенности исторической миссии России. Но если западники утверждают необходимость европейского пути России, то славянофилы - необходимость ее самобытного развития. При рассмотрении второго учебного вопроса«Идеалистическая и материалистическая традиции в русской философской мысли» обратите внимание на ряд особенностей творчества великих русских мыслителей: Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - создатель первой в истории русской философии целостной системы - философии всеединства · Центральные категории его философии: Истина, Красота, Добро (образы Всеединого, находящие проявление соответственно в гносеологии, эстетике, этике). · Исторический процесс - совместное действие Бога и Человека ради общей цели - Богочеловечества. В мире осуществляется и реализуется божественный замысел - Царство Добра. Инструментами его осуществления являются Истина и Красота. · Основное содержание философии всеединства Вл. Соловьева: – идея единства совершенной связи всего; – идея единства совершенного человечества, связуемого всем; – главная задача мироотношения: установить связь между несовершенной действительностью и действительным совершенством (осуществить идеально сущее как реально должное) Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – один из основателей экзистенциализма, оказавший (среди отечественных мыслителей) наиболее ощутимое влияние на развитие современной западноевропейской философии. · Бог есть дух, который реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни. · Истина о Боге может быть выражена только в паре суждений противоречащих друг другу. Божество может раскрыть себя только символически. «Философия свободы» Николая Бердяева основана на выделении трех видов свободы: – первичная иррациональная свобода – рациональная (исполнение морального долга) – свобода, проникнутая любовью Бога. · «Бог - создатель является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой». · Свобода первична по отношению к добру и злу (обусловливает возможность как добра, так и зла). · Действия какого-либо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны. · Свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло. · Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога. Персонализм Николая Бердяева · Общество, нация, государство не являются личностями; человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человека и его долг защищать свою духовную свободу против государства и общества. Религиозное реформаторство: Л.Н. Толстой (1828-1910), представители «нового религиозного сознания» · Неудовлетворенность привычными представлениями о Боге как всемогущем Абсолюте, всецело определяющем бытие мира и человека, не оставляющем места для человеческого творчества и свободы, предписывающем лишь беспрекословное послушание и покорность. Представители западничества: В.Г. Белинский (1810-1848) – Природа - гармоническое, прекрасное целое, восходящее по ступеням совершенства к человеку (эстетический гуманизм). – Личность обладает безусловной ценностью, которая не может быть принесена в жертву «разумному» историческому процессу. – Все живое – результат борьбы: то, что утверждается без борьбы – мертво. А.И. Герцен (1812-1870) – Необходимо преодолеть дуализм теории и практики (способ преодоления - деяние, субъект деяния - личность). – Сама по себе действительность неразумна, но она становится разумной через деятельность человека. – В историческом развитии нет планомерности («В истории все - импровизация, все - воля...»). – Предшествующие исторические формации не смогли достичь гармонии: античность пренебрегала личностью, средневековье – социальностью. – Современный Запад индивидуалистичен, и в стихии индивидуализма произошла «замена лиц массами». – Для России возможен особый путь, «русский социализм», смысл и назначение которого состоит в том, чтобы гармонично сочетать интерес личности и общества. Реализм и радикализм как линии развития западничества · Реализм - философское направление, признающее объективное, т.е. независимое от субъекта, существование наличной действительности. · Радикализм - философское направление, признающее необходимость решительных мер по преобразованию общества. Основные течения радикализма:революционный демократизм, народничество, русский марксизм Революционный демократизм. (Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Д.И. Писарев (1840-1868). – Направленность философских учений определяется общественно-политическим положением философа. Философы всегда писали под влиянием политических убеждений, и потому философия всегда была политически партийной. – Человек - природное существо, полностью подчиненное действию законов природы: психические состояния производны от физиологических – «Свобода воли» - бессмыслица: воля находится в причинном ряду. Ее причина - мысль, которая сама есть продукт природных и общественных состояний человека – Общественное развитие определяется обстоятельствами экономической жизни. Народничество.(П.Л. Лавров (1823-1900), Н.К. Михайловский (1824-1904) – Наука опирается на идею необходимости, мораль - на идею свободы. – В социальном познании не существует безоценочной истины (истина оценивается человеком по критериям необходимости, возможности и желательности). – Личность - не только главная движущая сила истории, но и мерило общественного прогресса. – Идеалом общественного развития является «персоналистический социализм», при котором личность не поглощается обществом, хотя и служит общим целям и идеалам. Русский марксизм:(Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924). Новаторство Ленина в философии: · Отошел от классического детерминизма Маркса и Энгельса, в свете которого основной упор делался на объективности общественного развития (сконцентрировал внимание на выявлении роли и значения субъективного фактора в истории) Русский анархизм: М.А. Бакунин (1814-1876) – «Истина не теория, но дело, сама жизнь...». – Разрушение - не самоцель, а средство к установлению безгосударственного общественного строя на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. – Русский народ - безгосударственный народ и ему нужно помочь разбить оковы чуждой ему, исторически отжившей государственности. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы философско-мировоззренческие основы полемики западников и славянофилов? 2. Какую роль в развитии отечественной философской мысли сыграли представители реализма и радикализма середины XIX века? 3. Раскройте основное содержание социально-философских взглядов народников. 4. Что представляет собой религиозное реформаторство? 5. Каковы основные особенности русского анархизма? 6. В чем особенность философских воззрений Вл. Соловьева и Н. Бердяева?
Литература: 1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л., 1989. 2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 3. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л., 1990. 4. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. 5. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. 6. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. 7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 8. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1993. 9. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. 10. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 11. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 12. Хрестоматия по истории философии: в 3 т. М., 1998-2001. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 448. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |