Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюция философских взглядов на материю
Развитие философских взглядов на материю Основные подходы к пониманию понятия «материя» в философии 1)материалистический (материя есть основа бытия, а все иные бытийские проблемы – дух, об-во – порождение материи) 2)Объективно идеалистический – материя объективно существует как порождение независимого от всего сущего , первичного, идеального (догма идея) 3)Субъективно идеалистический (материя как самостоятельная реальность не существует , она продукт субъективного духа) 4)Позитивистский (материя – ложно, поскольку ее нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного исследования) Период научной революции в естествознании. Исследование макромира сменяются исследованиями микромира Меняется модель научного видения мира. Ученые обращаются к понятиям которые определяют основные принципы положения видения нового мира и это прежде всего философские категории и принципы. В данный период основной вопрос – понимание матери как базового вопроса. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях , которые фотографируются , тображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. Основные свойства материи: способность материи существоват независимо от сознания ; Способность определяться человеческим сознанием. Материя как система, охватывает совокупность атрибутов: несотворимости, не уничтожимости , бесконечности, структурности , движения, прост-ва, времени, сознания и др
Философские и научные концепции пространства и времени Пространство - форма существования материальных объектов и процессов, время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов. Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности. В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
Философские и научные концепции самоорганизации: движение и развитие. Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов. Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры — структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примерами таких структур являются такие явления, как образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости, «химические часы», турбулентное движение и т.д.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |