Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Онтогенез. Оплодотворение. Эмбриогенез. Влияние факторов на развитие эмбриона.
Периоды онтогенеза (“КМ” урок 25 слайд 3)
Работа с информационными картами: краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии. Учащиеся работают с информационными листами, отмечают основные этапы развития эмбриологии. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии. Зародышевые листки и их производные
Оплодотворение - слияние материнской яйцеклетки с отцовским сперматозоидом - событие, с которого начинается внутриутробный период жизни человека. Происходит оплодотворение в просвете маточной трубы - длинного извитого образования, соединяющего полость матки с брюшной полостью. Сперматозоиды двигаются после попадания в половые пути женщины со скоростью 2-3см в минуту и достаточно быстро достигают шейки матки. В ее просвет попадает около 10-20% от всего числа сперматозоидов, далее они должны преодолеть узкий просвет шейки матки, частично закрытый слизистой пробкой, и попасть в полость матки. Продолжая целенаправленное движение, осуществляемое за счет активных сокращений хвоста, имеющегося у каждой клетки -сперматозоида, они продвигаются вглубь к углам матки. В каждом из двух углов матки, находящихся в верхней ее части,существует по маленькому отверстию, соединяющему полость матки с просветом маточных труб. Яйцеклетка проникает в просвет маточной трубы из брюшной полости. Маточные (фаллопиевы) трубы представляют собойдлинные, узкие, извитые каналы, покрытые ворсинчатым эпителием,которому отводится очень важная роль в процессе оплодотворения. В отличие от сперматозоидов, обладающих способностью к активному передвижению, яйцеклетка двигаться не может, тем не менее она проходит небольшой путь от места, в котором оказалась после овуляции (выделения из яичников), до встречи со сперматозоидом. Движение это пассивное и обеспечивается оно за счет ритмичных и постоянных движений, которые совершают отростки ворсинчатого эпителия. В средней трети маточной трубы и происходит встреча. Только самые сильные и, соответственно, здоровые сперматозоиды, попав в просвет маточной трубы, могут пытаться проникнуть сквозь оболочку яйцеклетки. Проникает и сливается с ядром яйцеклетки только один из них, после чего яйцеклетка уже недоступна для других сперматозоидов.Как известно, хромосомный набор всех клеток человека состоит из 46 хромосом,точнее из 23 пар, У каждого из нас в хромосомном наборе присутствует 23 хромосомы,доставшиеся нам от матери, и 23 хромосомы, доставшиеся в наследство от отца.Такой двойной набор хромосом имеют все клетки организма, за исключением половых. И только в процессе оплодотворения после слияния двух половых клеток образуется ядро, имеющее полный набор хромосом. Оплодотворенная яйцеклетка носит название зиготы. Задача на определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками БИЛЕТ№ 20 Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Значение непрямого развития в живой природе. Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти. У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени. Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза изучаются также эмбриологией. Постэмбриональное развитие Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым. Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих. Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |