Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Занятие № 2. Обмен холестерина и сложных липидов. Регуляция обмена липидов.
Цель занятия. Усвоить переваривание, всасывание и основные пути метаболизма холестерина и фосфолипидов. Закрепить знания нейро-гуморальных механизмов регуляции обмена липидов. Научиться методу количественного определения холестерина.
Студент должен
| знать:
| уметь:
| 1. Структуру, биологическую роль, содержание в сыворотке крови холестерина.
2. Транспортные формы в плазме крови холестерина и глицеролфосфатов. Состав и роль различных классов липопротеинов.
3. Пути метаболизма холестерина в сыворотке крови, тканях и печени. 4. Структуру и роль первичных и основных парных желчных кислот.
5. Структуру, основные пути тканевого обмена и биологическую роль фосфолипидов.
6. Понятие о жировой инфильтрации печени, липоторопных факторах.
7. Понятие об атеросклерозе, желчнокаменной болезни, дислипопротеинемиях.
8. Ведущие липолитические и липогенетические гормоны и молекулярные механизмы их влияния на обмен липидов.
| 1. Представить структуру и объяснить биологические функции холестерина и фосфолипидов.
2. Определять содержание общего холестерина в крови.
3. Интерпретировать результаты определения в сыворотке крови содержания общего холестерина, альфа- и бета-холестерина, ЛПОНП, ЛПНП и глицеролфосфатидов.
| Содержание занятия. На данном лабораторном занятии студентам предстоит пройти контроль выполнения заданий самостоятельной подготовки, выполнить задания тест-контроля и ответить на вопросы преподавателя в процессе опроса, решить ситуационные задачи, заслушать и обсудить реферативные сообщения, овладеть методом определения холестерина в сыворотке крови, определить содержание лецитина в сыворотке крови, научиться интерпретировать полученные результаты.
Методические указания к самоподготовке
Знание строения, обмена и функций простых и сложных липидов, холестерина необходимо для понимания принципов построения и функционирования биологических мембран, биохимических основ развития ряда заболеваний и патологических состояний (атеросклероза, сахарного диабета, ожирения, желчнокаменной болезни, дислипопротеинемий и др.) и их фармакологической коррекции.
При проработке данной темы, используя учебник и лекции, а также дополнительную литературу, выполнить следующие задания.
№№
| Задание
| Указания к выполнению задания
| 1.
| Изучите переваривание и всасывание холестерина.
| 1. Напишите структуру холестерина, выделите гидрофильную и гидрофобную части в его молекуле. Впишите нормы содержания холестерина в сыворотке крови.
2. Как происходит переваривание стеридов и всасывание холестерина в кишечнике.
| 2.
| Изучите тканевой обмен стеридов и холестерина.
| 1. Схематически изобразите скваленовый путь биосинтеза холестерина, выделите ключевой регуляторный фермент.
2. Изучите особенности транспорта холестерина в плазме крови. Перечислите транспортные липопротеины плазмы крови. Зарисуйте принципиальное устройство липопротеиновой частицы. Какова роль и значение ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП, лецитинхолестеролацилтрансферазы (ЛХАТ) в транспорте холестерина? Что такое a- и b- холестерин?
3. Этерификация как способ депонирования и обмена холестерина в биомембранах. Напишите реакции, катализируемые ферментами АХАТ и ЛХАТ.
4. Напишите пути превращения холестерина в коже, печени, половых железах, коре надпочечников.
5. Какова роль холестерина в возникновении желчных камней, атеросклероза?
| 3.
| Изучите строение желчных кислот и их роль в переваривании и всасывании липидов.
| 1. Напишите структурные формулы желчных кислот:
а) холевой, б) дезоксихолевой, в) хенодезоксихолевой, г) литохолевой.
2. Объясните общность строения желчных кислот и холестерина.
3. Что такое парные желчные кислоты, какова их биологическая роль? Напишите формулы таурохолевой и гликодезоксихолевой кислот.
4. Какие функции выполняет желчь в переваривании жира?
| 4.
| Изучите дислипопротеинемии
| 1. Приведите классификацию дислипопротеинемий (ДЛП).
2. Дайте краткую характеристику различным типам дислипопротеинемий.
3. Охарактеризуйте связь нарушений обмена липопротеинов с развитием атеросклероза.
| 5.
| Вспомните структуру основных групп сложных липидов.
| 1. Напишите структуру глицерофосфолипидов и сфинголипидов: фосфатидной кислоты, лецитинов, фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилинозитов, сфингомиелинов, цереброзидов, ганглиозидов.
2. Схематически представьте структуру биологических мембран и прочитайте о значении сложных липидов в организации и функции биомембран.
| 6.
| Изучите обмен глицерофосфолипидов.
| 1. Напишите схему последовательного расщепления лецитинов (фосфатидилхолина) под влиянием фосфолипаз.
2. Напишите химизм синтеза фосфоглицеридов из фосфатидной кислоты.
3. Напишите химизм синтеза фосфоглицеридов из диглицерида и активных остатков азотистых оснований.
4. Объясните, в чем заключается механизм липотропного действия холина, инозита, метионина.
| 7.
| Изучите регуляцию обмена жира.
| 1. Охарактеризуйте влияние характера питания на обмен нейтрального жира и холестерина.
2. Напишите липолитические и липогенетические гормоны.
3. Разберите молекулярные механизмы действия на обмен жира адреналина, норадреналина, СТГ, тироксина, инсулина, простагландинов, половых гормонов.
|
|